Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Сказки Андерсена

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг»

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена; учить прогнозировать содержание произведения, объяснять значение незнакомых слов, выбирать книгу для самостоятельного чтения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение, определять героев произведений, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различное, давать характеристику героев произведения, придумывать окончание сказки, пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, инсценировать сказки зарубежных писателей.

Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чем заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги,

— ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление обязанностей в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: аудиозапись сказки Г.-Х. Андерсена, карточки с заданиями к уроку, выставка книг и портрет Г.-Х. Андерсена.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Научитесь читать скороговорку.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил.

Да вместо коровы корону купил.

В. Бахревский

— Кто такой король? (Король — государь, управляющий королевством.)

Ill. Работа по теме урока

— Какой раздел мы изучаем? («Литературная сказка».)

— В каких сказках встречается персонаж король? (Дети перечисляют сказки.)

— Рассмотрите выставку книг, которую вы оформили. Кому она посвящена?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Сказки Г.-X. Андерсена».)

— Знакомо ли вам имя Андерсена? Какие произведения этого автора вы читали?

Рассмотрите фотографии на с. 35. О чем они рассказывают?

— Современные ли города изображены на них?

— Кому поставлен памятник?

— Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторе книг, представленных на выставке. (Дети рассказывают, что они подготовили к уроку.)

— Прочитайте материал на с. 34 учебника.

— Что нового вы узнали?

Знаменитый датский поэт Ганс-Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе, на острове Фионии. Уже в I828 г. при поступлении в университет его имя было известно широкой публике. Активная литературная деятельность Андерсена нашла отражение в целом ряде произведений, которые были написаны как на родине, так и во время многочисленных путешествий. Его стихотворения, выходившие с 1830 г., отличаются большим чувством и богатой фантазией. Андерсен писал также драматические произведения и либретто оперы, пьесы для театра и др.

В 1835 г. в свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен, уже снискавший первый успех несколькими «взрослыми» сочинениями, и помыслить не мог, что именно сказки — столь несолидный, «несерьезный» жанр — сделают его всемирно известным. Он считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имевшими особой литературной ценности. Тем более что в тот же самый год в продажу поступил первый роман писателя «Импровизатор» (уж куда «серьезней»!).

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Из какой страны этот сказочник? (Из Дании.)

— В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил? (Царь.)

Не путайте, пожалуйста, эти понятия.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрации к сказкам на с. 36—37.

— Соотнесите иллюстрации и текст.

— Как называются эти сказки?

— Кто их главные герои?

— Какие необыкновенные предметы действуют в сказках?

— В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость, которую хотел передать вам автор.

— Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты.

— Разгадайте кроссворд.

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Сказки Андерсена

1. Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лед? (Кай.)

2. Кто смог смастерить волшебный горшочек, который рассказывал, что говорят в каждом доме города? (Свинопас.)

3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? (Гадким.)

4. Как звали девочку, которая в сказке совершает далекое путешествие? (Герда.)

5. Что помогло принцессе стать женой принца? (Горошина.)

6. Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка.)

7. Кто улетал осенью зимовать в теплые страны? (Лебеди.)

8. Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво.)

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Андерсен.)

(Можно показать фрагмент мультипликационного фильма по сказке Г.-Х. Андерсена.)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Какому сказочнику мы посвятили наш урок?

— Какие сказки Андерсена вы любите? Чем они вам нравятся?

Домашнее задание

Читать сказки Г.-Х. Андерсена.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Повелось так с самой древности:

Эти птицы — символ верности.

В отраженье свое глядя,

Вот скользят по водной глади,

Восхищая всех людей,

Двое белых лебедей.

— Прочитайте медленно (еще: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой).

— Выучите наизусть.

— В какой сказке Г.-Х. Андерсена встречаются эти герои?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди «. Сравнение с русской литературной сказкой».)

III. Работа по теме урока

(Прогнозирование содержания текста.)

— Знакома ли вам эта сказка?

— Откуда вы ее знаете? (Чтение сказки учителем.)

Какие чувства вызвала у вас сказка?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение сказки учащимися. Словарная работа.)

Как автор описывает детей короля в начале сказки?

— Какие изменения произошли в жизни героев? С чем это связано?

— Почему мачеха еще больше возненавидела Элизу?

— В каких еще сказках вам встречались подобные отношения мачехи и падчерицы? {«Белоснежка», «Золушка», «Сказка о мертвой царевне…», «Двенадцать месяцев», «Морозко».)

— Почему Элизе пришлось уйти из дворца?

— Какое решение приняла Элиза? (Сравнение с русской литературной сказкой.)

— Вспомните признаки сказки и сравните сказку датского сказочника с русской литературной сказкой. В чем сходство и в чем различие?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Как называется сказка, которую мы только что читали?

— К какому виду отнесем эту сказку?

— Докажите, что она авторская.

— Что вам особенно понравилось? Какой момент запомнился?

— Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и ее братьев?

Домашнее задание

Прочитать сказку Г.-Х. Андерсена полностью.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В субботу

Темнеет… Готовятся к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О страшной колдунье беззубой.

О старой колдунье и гномах,

О принцессе, ушедшей закатом.

Как жутко в лесу незнакомом

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет… Сегодня суббота

И будет печальная мама.

Темнеет… не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю.

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

М. Цветаева

— Прочитайте шепотом (еще: с веселой интонацией, с чувством страха, с чувством обеспокоенности, выразительно).

— Понравилось вам стихотворение?

— О чем хотела рассказать нам Марина Цветаева?

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

III. Проверка домашнего задания

— Проверим, внимательно ли вы читали сказку дома. Ответьте на вопросы. Можно пользоваться текстом, если есть необходимость.

— Где жили принцы? (Далеко за морем в прекрасной стране.) В какое время года братья-принцы могут полететь на родину? Почему? (Только летом, в самые длинные дни крылья лебедей способны выдержать столь тяжелый перелет через море.)

— В какое время принцы — дикие лебеди могли лететь? (От восхода до заката солнца, потому что с заходом солнца они превращаются в людей.)

— Из чего они сделали сетку? (Из гибкой ивовой коры и тростника. )

Когда они превратились в людей? (В ту самую минуту, когда погас в воздухе последний луч солнца.)

— Найдите и прочитайте в тексте описание встречи Элизы с братьями.

— Ради чего принцы прилетали в родную страну?

— В чем состояла трудность перелета?

— Расскажите, как проходил перелет.

— Найдите в сказке отрывок, в котором в словах принца слышится любовь к родине. Прочитаем его.

Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину; мы можем оставаться здесь одиннадцать дней и летать над этим большим лесом, откуда нам виден дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольня Церкви, где покоится наша мать. Тут даже кусты и деревья кажутся нам Родными; тут по равнинам по-прежнему бегают дикие лошади, которых мы видели в дни нашего детства, а угольщики по-прежнему поют песни, под которые мы плясали детьми. Тут наша родина, сюда тянет час всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Перечислите героев сказки.

— Разделите их на группы: положительные, отрицательные. (Работа в группе.)

— Распределитесь по группам и подготовьте характеристику одного из героев.

(Представление характеристик.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Почему Г.-Х. Андерсен так озаглавил эту сказку?

— Какой персонаж сказки понравился?

— Кто вызвал антипатию? Почему?

— Какая это сказка: грустная или веселая?

— Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых чувствуется та же светлая грусть автора? {«Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.

Домашнее задание

Перечитать сказку. Читать другие сказки этого автора.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят… сказки.

— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.

— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос.

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте выразительно.

— А почему вы так любите читать и слушать сказки?

— Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных. )

— На какие группы ещё делятся сказки? (Народные и литературные, авторские.)

— Определите задачи урока, прочитав его тему. («Отзыв о книге Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»».)

III. Работа по теме урока

— Что вам больше всего понравилось в сказке «Дикие лебеди»?

— Чему вас научила эта волшебная история?

— В чем основной смысл, мудрость сказки?

— Сегодня вы будете учиться писать отзыв о книге. Ознакомимся с тем, как это делать. Откройте учебник на с. 41.

— Прочитайте, что такое отзыв.

— Какие виды текстов используются при написании отзывов? (Текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание.)

— Прочитайте начало отзыва. Подходит ли данное начало к вашему тексту?

— Прочитайте, о чем необходимо рассказать в основной части отзыва.

— О чем вас заставила задуматься эта книга, какие выводы вы сделали для себя?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельная работа обучающихся.)

— Прочитайте текст К. Паустовского на с. 42 учебника.

— Понравился вам текст? Что именно вам понравилось?

— Напишите отзыв, используя план на с. 54 творческой тетради.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…  Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какие отзывы у вас получились? Послушаем желающих.

Домашнее задание

Читать сказки Г.-Х. Андерсена.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох.)

— Как вы се отгадали?

— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.

— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос.

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте выразительно.

— Знаете ли вы сказки Г.-Х. Андерсена, в которых упоминается горох?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Г.-Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки».)

III. Работа по теме урока

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем она?

— Что можно рассказать в сказке про обыкновенный горох? (Предположения детей.)

(Чтение сказки «Пятеро из одного стручка».)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

— К какому литературному жанру относится это произведение? (Это сказка.)

— Почему вы так решили?

— Можно ли сказку назвать авторской?

— Почему она так называется?

— Что запомнилось? (Словарная работа.)

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Кровельный желоб — длинное и узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.

Прилежная — усердная, старательная.

Каморка — маленькая тесная комната, чулан.

Бечевка — тонкая веревка.

Зоб — У птиц, насекомых, моллюсков: расширенная часть пищевода. где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Тщедушный — хилый, слабосильный.

Как Иона во чреве кита — существует легенда, что Иону (пророка) проглотил кит, пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение и работа над содержанием.)

— Прочитаем первую часть по цепочке.

— Где жили эти горошинки? Как называется их дом?

— Что говорила каждая из них, выходя на волю?

— Озаглавьте эту часть. (Зеленый дом.)

— Прочитаем вторую часть по ролям (автор, мать, девочка).

— Чему обрадовалась больная девочка?

— Как она относилась к горошку?

— Озаглавьте эту часть. (Настоящий праздник.)

— Найдите в тексте и прочитайте описание женщины и девочки.

— При чтении каких строк у вас зародилась надежда, что девочка поправится?

— Что помогло девочке выздороветь?

— Когда болеют ваши близкие, стараетесь ли вы помочь им выздороветь? Как?

Прочитайте третью часть самостоятельно про себя.

— Подумай, которой из пяти горошин повезло больше всех? Почему?

— Озаглавьте эту часть. (Судьба горошин.)

— Проследите за судьбой каждой из горошин. О чем мечтала каждая из них?

— Какая же из пяти горошин на самом деле оказалась самой замечательной?

— Подумайте и соедините слова парами. Какой была каждая из горошин?

первая              скромная

вторая              сонная

третья               равнодушная

четвертая         мечтательная

пятая                  хвастливая

— Обсудите с другом, в чем смысл сказки.

— Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл сказки к ним. Кто живет как придется, кто стремится жить для себя, в свое удовольствие, а кто — даря людям добро, улыбку, радость?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Как закончилась сказка? Что придумал Г.-Х. Андерсен?

— Какой момент был для вас самым интересным?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки.

Ход урока 6

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Что мы знаем про горох?

Он на вкус совсем неплох,

Улыбается с утра —

Собирать его пора.

Молодой и белозубый,

Он в своей кожурке грубой.

Посмотрел я на стручок:

Толстый, крепенький бочок.

Наш горох белком богат —

Я полакомиться рад.

И. Ревю

— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.

— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос.

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте выразительно.

— Слышали ли вы выражение «Это было при паре Горохе и царице Морковке»? А вы знаете, почему так говорят? (В значении «было давно».)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

В речи мы нередко употребляем следующую фразу: «Когда это было? Разве что при царе Горохе!» В чем смысл этого выражения? Почему царем был именно горох?

Такое могло случиться потому, что в старинные времена горох был царем зерновых. Возделывали его понемногу. И если по каким-либо причинам не уродилась пшеница или рожь, то в хлеб добавляли гороховую муку. Благодаря этому хлеб не портился. Он лишь становился вкуснее и питательнее. Пища по вкусу становилась просто царской.

III. Проверка домашнего задания

— Послушаем пересказ сказки, который вы подготовили.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Определите героев, опишите их характеры и судьбы. Для этого вам необходимо держать в памяти последовательность событий.

— Определите авторский текст. Как, с какой интонацией вы будете его читать?

— Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не забудьте при инсценировании использовать мимику, жесты и интонацию.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чему учит эта сказка?

— Представьте свои иллюстрации к отрывку из сказки, который вас особенно тронул.

Домашнее задание

Читать сказки Г.-Х. Андерсена.

Ход урока 7

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно загадку.

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

— Назовите отгадку. (Это чайник.)

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о чайнике?

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать.

— О чем может быть произведение с таким названием?

— Определите задачи урока.

III. Работа по теме урока

(Чтение сказки «Чайник».)

— Понравилась сказка? Какими впечатлениями захотелось поделиться?

(Словарная работа.)

— Какие слова и выражения были непонятны?

Изящный — отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Добротный — хорошего качества, прочный. Биография — описание чьей-нибудь жизни. Блаженство — полное и невозмутимое счастье, наслаждение.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Выборочное чтение сказки.)

— Как автор относится к чайнику? (Прямо не высказывается, но улыбку автора можно почувствовать.)

— Какие знаки препинания использует автор?

— Почему он употребил так много восклицательных знаков? (Тем самым хочет обратить внимание на особенности характера, подчеркнуть их.)

— Поговорим об особенностях характера героя сказки. Каким мы увидели чайник в начале сказки? Зачитайте.

(Дети зачитывают, доказывают: живое существо, он говорит о своих достоинствах и не хочет говорить о недостатках, он гордый и т. д.)

— Чем гордится чайник? (Внешним видом, часто говорит «Я!»)

— Какой у него был недостаток? Как он об этом сам говорит? (Дети зачитывают.)

— О чем рассуждает? Как о себе говорит? (Обижен на предметы, которые знают о его недостатке, о себе говорит восторженно, горячо.)

— Что вы узнали о чайнике из воспоминаний, рассказанных повествователем?

Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый,

— Какая беда приключилась с чайником? Зачитайте.

(Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, он потерял красоту, перестал быть главным.)

— Какие переживания испытывает чайник? (Он одинок, он калека,)

— Какие олицетворения использует автор? Зачитайте.

— Какие перемены происходят в жизни чайника?

— Почему луковица становится подарком?

— Каким образом возродился чайник к жизни? (Обновление, появилась надежда на лучшую жизнь. Это кульминация — точка наивысшего подъема, напряжения.)

— Какая новая неудача подстерегала героя?

— Какие чувства испытывает чайник? (Боль оттого, что он недостоин этого цветка.)

— Определите жанр произведения. (Сказка.)

— Какая сказка? (Авторская.)

— Почему эта сказка авторская? (В авторских сказках особое построение сюжета, особый волшебный мир. Автор одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами.)

— От чьего имени ведется повествование?

— Какие особенности волшебной сказки можете назвать? (Герои — неживые предметы, а разговаривают, чувствуют — «лежал без чувств», «смеялись-то… над ним самим».)

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Какие из них можно отнести к нашей сказке?

• Хвастун вреднее моли.

• Якал, якал, а потом заплакал.

• Не будь пригож, а будь пригоден.

• Выше головы носа не поднимай.

• Высоко взлетел, а сел в курятник.

— О чем эта сказка? (Об одиноком существе, похожем на человека. Эта сказка грустная, печальна судьба героя.) Какова ее главная мысль? (Нужно уметь справляться с ударами судьбы.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— То, о чем рассказал нам автор, может произойти в жизни? (Примерный ответ. Да, прочитав сказку Андерсена, мы не только увидели особенности ее волшебного мира, который очень важен для данного жанра, но и еще раз убедились, что сказки поучительны. Они помогают нам видеть и понимать окружающий мир, помогают задуматься и поговорить о жизни на примере их, казалось бы, неодушевленных героев. А самое главное, дают возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки и постараться их исправить.)

— Какую цель вы ставили на уроке? Достигли ее?

Домашнее задание

Прочитать сказку, подготовить ее пересказ.

Ход урока 8

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Послушаем ваши пересказы.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте слова Г.-Х. Андерсена, записанные на доске.

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

— Как вы понимаете эти слова? Докажите свое мнение.

— Прочитайте тему урока. Чему мы будем учиться? (Учиться создавать сказку по аналогии.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с ним происходить. Какими чертами характера вы наделите своего героя?

— Какие особенности сказок вы используете? (Зачин, троекратный повтор, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения.)

(Самостоятельная работа обучающихся.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какие сказки у вас получились? Прочитайте.

— Как вы объясните значение слов скромность и смирение?

(Ответы детей.)

Скромность — сдержанность, умеренность, простота и пристойность.

Смирение — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

Домашнее задание

Читать литературные сказки. Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Автор: Кутявина С. В.