Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро»
Цели: познакомить детей с творчеством Ш. Перро; закрепить понятие о народных и литературных сказках; учить различать положительных и отрицательных героев сказки, работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки; развивать умения анализировать произведение, определять главную мысль, переводить зрительную информацию в словесную, память, внимание, воображение; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему; совершенствовать связную речь, навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; учить ориентироваться в тексте.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование урока, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок зарубежных писателей, оперирование понятиями: литературная сказка, авторская сказка (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), текст повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями),
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.
Оборудование: видеозапись мультфильма по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах», карточки с заданиями к уроку, выставка книг и портрет Ш. Перро.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.
Котя, котенька, коток,
Котя — крохотный клубок,
Колобком катается,
Крутится, кусается…
Д. Гончарова
III. Работа по теме урока
— Какой раздел мы изучаем? («Литературная сказка».)
— В каких сказках встречается персонаж кот?
(Дети перечисляют сказки.)
— Кто написал сказку «Кот в сапогах»? (Шарль Перро.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро».)
(Знакомство с автором.)
— Какие произведения этого автора вы читали?
— Рассмотрите иллюстрации на с. 21. О чем они рассказывают?
— Современные ли города изображены на них?
— Кому поставлен памятник?
— Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторе книг, представленных на выставке.
(Дети рассказывают о Ш. Перро.)
— Прочитайте материал на с. 20 учебника.
— Что нового вы узнали?
Шарль Перро (1628—1703) — французский писатель, родился в состоятельной семье адвоката парижского парламента. Шарль был младшим из пяти братьев. Отец стремился дать сыновьям достойное образование. Шарль Перро получил диплом юриста и занял видный чиновничий пост. Он был генеральным секретарем в интендантстве королевских построек, членом французской академии, физиком, анатомом, языковедом… Однако государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и незаслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Зато они так запомнились, что и три века спустя французы считают «Сказки Матушки Гусыни, или Истории И сказки былых времен» одним из лучших произведений, передающих национальный дух.
Не правда ль, есть особая приятность
В бесспорность превращать невероятность?
С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: автором книги значился Пьер д’Арманкур, так звали одиннадцатилетнего сына Шарля Перро. Ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, недостойно не только государственного человека, но и просто человека. Однако истина восторжествовала. В третьем издании авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро, а его сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен и памятником национальной культуры.
(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
— Рассмотрите иллюстрации к сказкам на с. 22 — 23.
— Соотнесите иллюстрации и текст.
— Как называются эти сказки?
— Кто их главные герои?
— Какие необыкновенные предметы действуют в сказках?
— В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость, которую хотел передать вам автор.
— Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты.
2. Викторина по сказкам Ш. Перро
— А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.
«Спящая красавица»
— Сколько фей преподнесли принцессе свои дары? (7.)
— Принцесса уколола руку иголкой, веретеном, спицей? (Веретеном.)
— Первые слова, которые произнесла принцесса, увидев принца. (Это вы, принц?)
«Красная шапочка»
— В корзинке у Красной Шапочки были галеты и бутылка лимонада, или пирожок и горшочек масла, или пирожок и горшочек сметаны? (Пирожок и горшочек масла.)
— Что Волк кричит Красной Шапочке, когда она хочет открыть дверь? (Дерни за веревочку, дверь и откроется.)
«Кот в сапогах»
— Герой сначала хотел съесть Кота, выбросить или продать? (Продать.)
— Кот назвал своего хозяина маркизом де Карабасом, маркизом де Карабосом или маркизом де Бакарасом? (Маркизом де Карабасом.)
— В какого зверя превратился людоед сначала? (Вольва.)
— Догадайтесь, о ком идет речь, ответьте на вопросы.
— Рядом с ней мачехины дочки казались еще хуже, чем всегда. Кто она? (Золушка. «Золушка, или Хрустальная туфелька»)
— Что хотел сделать из шкурки кота младший брат? (Муфту «Кот в сапогах».)
— Какого цвета была борода у очень богатого человека? (Синего. «Синяя Борода».)
— Как причесала Золушка своих сестер? (Как можно лучше. «Золушка, или Хрустальная туфелька».)
— Зачем юная фея спряталась за пологом кроватки маленькой принцессы? (Чтобы ее пожелание было последним. «Спящая красавица».)
— При помощи чего Кот поймал кролика? (Отрубей и заячьей капусты. «Кот в сапогах».)
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что похвалили бы себя?
— Что особенно хорошо получилось?
VII. Подведение итогов урока
— Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, красивых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)
Домашнее задание
Читать сказки Шарля Перро.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно и отгадайте загадку.
По следам от крошек
Не выбраться из леса.
Но малыш не унывает,
Братьев снова он спасает!
Ростом с палец лишь всего.
Как же все зовут его? (Мальчик-с-пальчик.)
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой).
— Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают наизусть несколько человек.)
— Понравилась вам загадка?
— О ком это стихотворение?
Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Знакомство со сказкой Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки».)
III. Работа по теме урока
— Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях? Как они жили?
— Когда и почему случилась с мальчиком беда?
— Сравните, как вели себя братья, оказавшись в лесу?
— Что помогло мальчикам вернуться домой?
— Какие качества проявил Мальчик-с-пальчик? (Смелость, находчивость, сообразительность, хитрость.)
— Почему испытанный способ спасения не помог?
— Как Мальчик-с-пальчик во второй раз вышел из трудного положения?
— Какие качества помогли ему не растеряться и спасти себя и братьев?
— Какой конец у сказки?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Характеристика героев.)
— Перечислите героев сказки.
— Разделите их на группы: положительные, отрицательные. (Работа в группе.)
— Распределитесь по группам и подготовьте характеристику одного из героев.
(Представление характеристик.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Кому вы больше всего сочувствовали?
— За кого переживали? Почему?
— Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми? (Мальчик-с-пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой. У него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех.)
— А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать герою?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.
Кот молоко лакал, а Потап в молоко булку макал.
Кота Потап по лапке хлопал, и от Потапа кот утопал.
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Особенности зарубежного сюжета».)
— На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?
— Вы прочитали название сказки. Знакома ли она вам?
— Как вы думаете, о чем эта сказка?
(Прогнозирование содержания сказки. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какие чувства вы испытали при чтении?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— К какому виду сказок можно отнести ее? (К волшебной.)
— Вспомните признаки волшебной сказки. Убедитесь, есть ли они в зарубежной сказке. (Есть признаки сказки: зачин (начало) сказки, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, добро побеждает зло, есть мудрость.) (Работа с пословицами.)
— Прочитайте пословицы и поговорки. Подберите подходящий к ним по смыслу отрывок из сказки.
• Глупо просто горевать — надо выхода искать.
• Знай, кому добро творишь и кого за что даришь.
• Каков дар, таков и поклон.
• Видит око далеко, ум — еще дальше.
• И сила перед разумом поклоняется.
• Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца.
• Мал, да удал.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Понравилась вам сказка? Чем?
— Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки «Мальчик-с-пальчик». Прочитать сказку «Спящая красавица». Подготовить ее презентацию.
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Слушаем ваш пересказ сказки «Мальчик-с-пальчик».
III. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Как бы мне хотелось жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки, как стихи в альбоме,
Где старушки-стены сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках видели воочию,
Где огонь в камине создает уют
И на книжной полке чудеса живут,
Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки друг мой — Шарль Перро.
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой, выразительно).
IV. Работа по теме урока
— Понравилось вам стихотворение?
— Как вы поняли его смысл?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Ш. Перро. «Спящая красавица». Представление книги».)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о сказке Ш. Перро «Спящая красавица». Кто из вас прочитал сказку к этому уроку?
(Несколько человек пересказывают сказку.)
— Попробуйте описать спящую принцессу.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Как вы понимаете значение слов достоинство и добродетель!
Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.
— Найдите в сказке строки, которые пояснят их значение.
— Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи?
— Обсудите с друзьями, почему злая фея наказала принцессу- Была ли принцесса виновата?
— Проследите, как обида злой феи превратилась в зло: обида — досада — угроза — мщение — зло. Что победило: зло или добро? Как вы это объясните?
— Что увидел принц в старом замке? Попробуйте разыграть с друзьями сценки.
• Спящий замок, где в разных позах застыли герои сказки. Кто там был? Изобразите их.
• Спящий замок ожил и зашумел.
— Что предсказала старая фея принцессе? (Смерть от веретена.)
— Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (Фея усыпила всех во дворце, кроме короля и королевы.)
— Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16.)
— Кто проснулся сразу после принцессы? (Собачка Пуфф.)
— Почему замок казался неприступным? (Вокруг вырос густой лес.)
— Какой указ издал король для своих подданных? (Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки.)
«Спящая красавица» — всем известная история о принцессе, которую заколдовала фея, но сказка называется на самом деле не так. Шарль Перро написал сказку «Красавица в спящем лесу», а уже переводчики не совсем корректно донесли до нас истинное название, которое в большей мере отражает все волшебство, случившееся в сказке.
Интересно, что добрая фея, которая прикасалась ко всему, что окружало девушку, чтобы тоже подвергнуть в сон, не прикоснулась к королю и королеве. Фея хотела, чтобы в момент пробуждения принцесса увидела рядом знакомые лица и не гак испугалась. Волшебница знала, что девушку ждет уже совсем другая жизнь в будущем, и потому не отправила к ней ее родителей.
Одежда и манеры поведения героев сказки полностью соответствуют времени, в котором жил Шарль Перро. Даже принц, пробудивший Спящую красавицу, замечает, что она одета старомодно, но, как истинный джентльмен, не подает вида.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
Над какой сказкой работали на уроке? Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание
Читать сказки Г.-Х. Андерсена. Подготовить выставку книг этого автора к уроку.
Автор: Кутявина С. В.