Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Сказки Ш. Перро

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро»

Цели: познакомить детей с творчеством Ш. Перро; закрепить понятие о народных и литературных сказках; учить различать положительных и отрицательных героев сказки, работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки; развивать умения анализировать произведение, определять главную мысль, переводить зрительную информацию в словесную, память, внимание, воображение; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему; совершенствовать связную речь, навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; учить ориентироваться в тексте.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование урока, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок зарубежных писателей, оперирование понятиями: литературная сказка, авторская сказка (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), текст повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями),

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.

Оборудование: видеозапись мультфильма по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах», карточки с заданиями к уроку, выставка книг и портрет Ш. Перро.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.

Котя, котенька, коток,

Котя — крохотный клубок,

Колобком катается,

Крутится, кусается…

Д. Гончарова

III. Работа по теме урока

— Какой раздел мы изучаем? («Литературная сказка».)

— В каких сказках встречается персонаж кот?

(Дети перечисляют сказки.)

— Кто написал сказку «Кот в сапогах»? (Шарль Перро.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро».)

(Знакомство с автором.)

— Какие произведения этого автора вы читали?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 21. О чем они рассказывают?

— Современные ли города изображены на них?

— Кому поставлен памятник?

— Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторе книг, представленных на выставке.

(Дети рассказывают о Ш. Перро.)

— Прочитайте материал на с. 20 учебника.

— Что нового вы узнали?

Шарль Перро (1628—1703) — французский писатель, родился в состоятельной семье адвоката парижского парламента. Шарль был младшим из пяти братьев. Отец стремился дать сыновьям достойное образование. Шарль Перро получил диплом юриста и занял видный чиновничий пост. Он был генеральным секретарем в интендантстве королевских построек, членом французской академии, физиком, анатомом, языковедом… Однако государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и незаслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Зато они так запомнились, что и три века спустя французы считают «Сказки Матушки Гусыни, или Истории И сказки былых времен» одним из лучших произведений, передающих национальный дух.

Не правда ль, есть особая приятность

В бесспорность превращать невероятность?

С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: автором книги значился Пьер д’Арманкур, так звали одиннадцатилетнего сына Шарля Перро. Ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, недостойно не только государственного человека, но и просто человека. Однако истина восторжествовала. В третьем издании авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро, а его сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен и памятником национальной культуры.

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Рассмотрите иллюстрации к сказкам на с. 22 — 23.

— Соотнесите иллюстрации и текст.

— Как называются эти сказки?

— Кто их главные герои?

— Какие необыкновенные предметы действуют в сказках?

— В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость, которую хотел передать вам автор.

— Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты.

2. Викторина по сказкам Ш. Перро

— А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.

«Спящая красавица»

— Сколько фей преподнесли принцессе свои дары? (7.)

— Принцесса уколола руку иголкой, веретеном, спицей? (Веретеном.)

— Первые слова, которые произнесла принцесса, увидев принца. (Это вы, принц?)

«Красная шапочка»

— В корзинке у Красной Шапочки были галеты и бутылка лимонада, или пирожок и горшочек масла, или пирожок и горшочек сметаны? (Пирожок и горшочек масла.)

— Что Волк кричит Красной Шапочке, когда она хочет открыть дверь? (Дерни за веревочку, дверь и откроется.)

«Кот в сапогах»

— Герой сначала хотел съесть Кота, выбросить или продать? (Продать.)

— Кот назвал своего хозяина маркизом де Карабасом, маркизом де Карабосом или маркизом де Бакарасом? (Маркизом де Карабасом.)

— В какого зверя превратился людоед сначала? (Вольва.)

— Догадайтесь, о ком идет речь, ответьте на вопросы.

— Рядом с ней мачехины дочки казались еще хуже, чем всегда. Кто она? (Золушка. «Золушка, или Хрустальная туфелька»)

— Что хотел сделать из шкурки кота младший брат? (Муфту «Кот в сапогах».)

— Какого цвета была борода у очень богатого человека? (Синего. «Синяя Борода».)

— Как причесала Золушка своих сестер? (Как можно лучше. «Золушка, или Хрустальная туфелька».)

— Зачем юная фея спряталась за пологом кроватки маленькой принцессы? (Чтобы ее пожелание было последним. «Спящая красавица».)

— При помощи чего Кот поймал кролика? (Отрубей и заячьей капусты. «Кот в сапогах».)

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что похвалили бы себя?

— Что особенно хорошо получилось?

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, красивых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)

Домашнее задание

Читать сказки Шарля Перро.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно и отгадайте загадку.

По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего.

Как же все зовут его? (Мальчик-с-пальчик.)

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой).

— Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают наизусть несколько человек.)

— Понравилась вам загадка?

— О ком это стихотворение?

Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Знакомство со сказкой Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки».)

III. Работа по теме урока

— Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях? Как они жили?

— Когда и почему случилась с мальчиком беда?

— Сравните, как вели себя братья, оказавшись в лесу?

— Что помогло мальчикам вернуться домой?

— Какие качества проявил Мальчик-с-пальчик? (Смелость, находчивость, сообразительность, хитрость.)

— Почему испытанный способ спасения не помог?

— Как Мальчик-с-пальчик во второй раз вышел из трудного положения?

— Какие качества помогли ему не растеряться и спасти себя и братьев?

— Какой конец у сказки?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Характеристика героев.)

— Перечислите героев сказки.

— Разделите их на группы: положительные, отрицательные. (Работа в группе.)

— Распределитесь по группам и подготовьте характеристику одного из героев.

(Представление характеристик.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Кому вы больше всего сочувствовали?

— За кого переживали? Почему?

— Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми? (Мальчик-с-пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой. У него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех.)

— А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать герою?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.

Кот молоко лакал, а Потап в молоко булку макал.

Кота Потап по лапке хлопал, и от Потапа кот утопал.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Особенности зарубежного сюжета».)

— На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

— Вы прочитали название сказки. Знакома ли она вам?

— Как вы думаете, о чем эта сказка?

(Прогнозирование содержания сказки. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.)

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— К какому виду сказок можно отнести ее? (К волшебной.)

— Вспомните признаки волшебной сказки. Убедитесь, есть ли они в зарубежной сказке. (Есть признаки сказки: зачин (начало) сказки, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, добро побеждает зло, есть мудрость.) (Работа с пословицами.)

— Прочитайте пословицы и поговорки. Подберите подходящий к ним по смыслу отрывок из сказки.

• Глупо просто горевать — надо выхода искать.

• Знай, кому добро творишь и кого за что даришь.

• Каков дар, таков и поклон.

• Видит око далеко, ум — еще дальше.

• И сила перед разумом поклоняется.

• Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца.

• Мал, да удал.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Понравилась вам сказка? Чем?

— Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки «Мальчик-с-пальчик». Прочитать сказку «Спящая красавица». Подготовить ее презентацию.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Слушаем ваш пересказ сказки «Мальчик-с-пальчик».

III. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Как бы мне хотелось жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки, как стихи в альбоме,

Где старушки-стены сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках видели воочию,

Где огонь в камине создает уют

И на книжной полке чудеса живут,

Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг мой — Шарль Перро.

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой, выразительно).

IV. Работа по теме урока

— Понравилось вам стихотворение?

— Как вы поняли его смысл?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Ш. Перро. «Спящая красавица». Представление книги».)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о сказке Ш. Перро «Спящая красавица». Кто из вас прочитал сказку к этому уроку?

(Несколько человек пересказывают сказку.)

— Попробуйте описать спящую принцессу.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Как вы понимаете значение слов достоинство и добродетель!

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

— Найдите в сказке строки, которые пояснят их значение.

— Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи?

— Обсудите с друзьями, почему злая фея наказала принцессу- Была ли принцесса виновата?

— Проследите, как обида злой феи превратилась в зло: обида — досада — угроза — мщение — зло. Что победило: зло или добро? Как вы это объясните?

— Что увидел принц в старом замке? Попробуйте разыграть с друзьями сценки.

• Спящий замок, где в разных позах застыли герои сказки. Кто там был? Изобразите их.

• Спящий замок ожил и зашумел.

— Что предсказала старая фея принцессе? (Смерть от веретена.)

— Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (Фея усыпила всех во дворце, кроме короля и королевы.)

— Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16.)

— Кто проснулся сразу после принцессы? (Собачка Пуфф.)

— Почему замок казался неприступным? (Вокруг вырос густой лес.)

— Какой указ издал король для своих подданных? (Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки.)

«Спящая красавица» — всем известная история о принцессе, которую заколдовала фея, но сказка называется на самом деле не так. Шарль Перро написал сказку «Красавица в спящем лесу», а уже переводчики не совсем корректно донесли до нас истинное название, которое в большей мере отражает все волшебство, случившееся в сказке.

Интересно, что добрая фея, которая прикасалась ко всему, что окружало девушку, чтобы тоже подвергнуть в сон, не прикоснулась к королю и королеве. Фея хотела, чтобы в момент пробуждения принцесса увидела рядом знакомые лица и не гак испугалась. Волшебница знала, что девушку ждет уже совсем другая жизнь в будущем, и потому не отправила к ней ее родителей.

Одежда и манеры поведения героев сказки полностью соответствуют времени, в котором жил Шарль Перро. Даже принц, пробудивший Спящую красавицу, замечает, что она одета старомодно, но, как истинный джентльмен, не подает вида.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

Над какой сказкой работали на уроке? Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Читать сказки Г.-Х. Андерсена. Подготовить выставку книг этого автора к уроку.

Автор: Кутявина С. В.