Внеклассное чтение в 3 классе. Киплинг
Р. Киплинг. «Маугли»
Рассказы, как сказки, и сказки — рассказы!
Такого, дружок, не встречал ты ни разу.
Мир дикой природы встает пред тобою,
Ведь в нем и живут этих сказок герои.
Знакомство твое удивительным будет,
Все звери умны и мудры, словно люди.
Научишься ты благородству и чести.
По жизни отлично шагать с ними вместе!
I. Рассказ учителя.
Давным-давно, больше ста лет назад, в жарком индийском городе Лахоре родился мальчик. Родители его были англичанами. С детства Редьярд Киплинг знал два языка: свой родной и язык страны, где он родился, — индийский. Но Киплинг овладел не только речью этого древнего, отважного и мудрого народа. Когда он вырос и стал писателем, дети англичан и русских, индусов и французов начали зачитываться и заслушиваться его чудесными сказками из «Книг джунглей», а взрослые — рассказами, стихами, повестями.
Редьярд Киплинг открыл для европейцев необъятную, прекрасную страну Древнего Востока, которой до него мало кто по-настоящему интересовался. Девять крупнейших университетов мира избрали Редьярда Киплинга почетным доктором различных наук. Он был всемирно известен.
II. Чтение сказки и анализ прочитанного.
— Что такое джунгли?
Джунгли — это дикий тропический лес, где звери живут стаями и стадами и откуда ночью слышны их воинственные песни и боевые кличи. Если человек днем отправляется в джунгли и берет с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше совсем не подходить: в чаще тропического леса так легко заблудиться, погибнуть от жажды или укуса змеи!
— Что же произошло однажды в джунглях?
«И вот однажды в джунглях, у самого логова волчьей семьи, появился голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, — мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек. Такой крохотный ребенок еще ни разу не заглядывал в волчье логово ночной порой».
— Так началась чудесная жизнь человеческого детеныша в дикой чаще, где на каждом шагу его подстерегали страшные опасности.
— Что будет дальше с «приемышем из людской стаи» среди хищных зверей?
— Выживет ли он?
— Сумеет ли стать таким же гибким, осторожным и смелым, как лесные звери?
— Постигнет ли мальчик звериный язык и великий Закон джунглей?
— Как удастся ему стать для людей лесным божеством, а для своих братьев-зверей — Хозяином джунглей?
— Что означает имя Маугли? (Маугли на языке джунглей значит «Лягушонок».)
— Расскажите о своем впечатлении от сказки Р. Киплинга «Маугли».
— Кто из вас, ребята, видел мультфильм, созданный по сказке «Маугли»?
— Полностью ли произведение Р. Киплинга «Маугли» отражено в мультфильме?
— Что вам понравилось больше: чтение всего произведения или его просмотр на экране телевизора? Обоснуйте свою точку зрения.
III. Творческая работа.
Найдите в домашней библиотеке произведения Р. Киплинга, которых мы еще не читали, и постарайтесь с ними познакомиться поближе.
Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»
I. Чтение и анализ произведения.
Учитель перед чтением должен пояснить учащимся, что в рассказе говорится о маленьком, но грозном зверьке мангусте — истребителе ядовитых змей.
Сюжет рассказа динамичный, увлекательный. Учитель может взять на себя чтение самых напряженных, острых моментов действия рассказа. Например, «великое сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с На- гайной и Тедди на веранде, бой с Нагайной в норе.
— Каким предстает перед нами Рикки-Тикки-Тави? (Зверек любознательный, смелый. Мангусты — верные и преданные друзья человека.)
— Расскажите, как вел себя мангуст во время завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки-Тави испускал воинственный клич?
— Объясните, для чего мангуст отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал, что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)
— Какой разговор услышал Рикки-Тикки-Тави за стеной дома?
— Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага? (Негодование, ярость, ужас.)
— Почему мангусту было очень трудно победить Нага?
— Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки-Тави с Нагом.
— Что сказал Большой Человек, оценивая подвиг Рикки-Тикки- Тави в прошедшую ночь? Зачитайте.
II. Творческая работа.
Попробуйте нарисовать словесную картину к самому напряженному, по вашему мнению, моменту.
— Догадайтесь, почему бой в норе был трудным?
— Почему Рикки-Тикки-Тави не сразу пошел домой?
— Прочитайте, как встретили его дома.
— Как воспринял мангуст похвалу мамы мальчика?
— Имел ли Рикки-Тикки-Тави право быть довольным собой? Чем вы это подтвердите?
Р. Киплинг. «Слоненок»
Беседа по прочитанному.
— Из-за какой черты характера Слоненок постоянно терпит неприятности?
— Какие вопросы задает Слоненок окружающим? Можно ли назвать эти вопросы глупыми?
— Можно ли сказать, что на эти вопросы есть ответы в самых древних сказках о животных?
— Какая еще черта характера Слоненка обнаружилась, когда он беседовал с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, Крокодилом?
— Отыщите в тексте и попробуйте выразительно прочитать нравоучительные речи Двуцветного Питона, обращенные к Слоненку.
— Сумеете ли вы доказать, что новый нос Слоненка — просто клад, а не нос?
— Какие новые черты характера приобрел Слоненок вместе с новым носом?
— А вы верите в то, что хобот у слонов образовался именно таким способом?
— А верите ли вы в то, что природа одарила слонов хоботом для того, чтобы они смогли выполнять все те действия (кстати, а какие именно?), которые так быстро освоил Слоненок?