Внеклассное чтение в начальной школе. Сказки Андерсена
Г.-Х. Андерсен. «Огниво»
I. Беседа по содержанию сказки.
— Нравится ли вам сказка «Огниво»? Что каждому из вас особенно запомнилось?
— Какие особенности мира волшебной сказки ярко представлены в сказке «Огниво»? Перечитайте, как солдат приобрел богатство и огниво.
— В каких еще сказках герою приходится спускаться под землю? Случаен ли способ перехода в подземный мир?
— В чем особенность чудовищ, охраняющих сокровища?
— Можно ли сказать, что солдат в сказке вознаграждается за какие-то хорошие человеческие качества?
— Можно ли сказать, что принцесса полюбила солдата?
— Встречаются ли в сказке магические числа? А волшебные предметы и волшебные помощники?
— Какие подробности сказки показались вам не совсем «сказочными»? Перечитайте фразы, в которых чувствуется юмористическая интонация.
— Какие две части можно выделить в этой сказке?
II. Практическая работа.
Составьте план любой из частей и подготовьте пересказ по плану.
— Какие еще сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?
— Какие из них вы можете назвать самыми любимыми?
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка»
I. Беседа по содержанию сказки.
— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
— Как автор описывает русалочку? О чем она мечтает?
— Что вы можете сказать об атмосфере, царящей в семье морского царя?
— Что увидела русалочка на поверхности моря?
— Какие чувства у нее возникли к принцу?
— Что же произошло дальше? Как бы вы поступили на ее месте?
— Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком?
— Какой ценой русалочка добилась своей цели? Какую плату запросила ведьма?
— Расскажите, как произошла первая встреча русалочки с принцем.
— Какие чувства испытывал принц к русалочке?
— Как отреагировала русалочка на известие о женитьбе принца?
— На какую жертву пошли сестры русалочки, чтобы избавить ее от неминуемой смерти?
— Как вы думаете, почему русалочка не воспользовалась советом и помощью своих сестер?
— Как вы считаете, она правильно поступила?
— Какое волшебное превращение произошло в конце сказки?
II. Практическая работа.
Попробуйте составить словесный портрет русалочки. Учитель. Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Народное поверье гласило: русалка могла обрести бессмертную душу благодаря верной любви человека.
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
III. Выставка книг Г.-Х. Андерсена (обзор).
Работа с выставкой книг Г.-Х. Андерсена может сопровождаться стихотворением:
По сказкам Андерсена мы отправляемся гулять,
Нам там немало предстоит загадок разгадать.
Смотри, они повсюду тут, куда ни бросишь взгляд,
Смеются, весело снуют и встречным говорят:
«Не каждый разгадает нас, мы очень непросты!
Но ты, дружок, покажешь класс! Их отгадаешь ты!
Лишь тот
Сумеет разгадать
Все-все загадки здесь,
Кто сказки эти прочитать
Успел и перечесть».
Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
I. Беседа по содержанию сказки.
— Как появилась девочка у женщины?
— Почему Дюймовочку так прозвали?
— Зачитайте, как жила Дюймовочка.
— Как Дюймовочка оказалась у жабы?
— Куда жаба отнесла девочку?
— Зачем жабе понадобилась Дюймовочка?
— Зачитайте, кто помог Дюймовочке уплыть от жаб.
II. Практическая работа.
Нарисуйте словесный портрет Дюймовочки.
III. Продолжение беседы.
— Как Дюймовочка оказалась у мыши?
— Кого ждала в гости полевая мышь?
— Хотела ли Дюймовочка выходить замуж за крота?
— Кого нашла около мышиной норы Дюймовочка?
— Какие чувства Дюймовочка испытывала к ласточке?
— Что рассказала ласточка девочке?
— Почему Дюймовочка не полетела с ласточкой, а осталась жить у мыши? Как бы вы поступили на месте девочки?
— Почему Дюймовочке стало очень плохо жить у мыши?
— Что случилось, когда настал день свадьбы?
— Куда принесла ее ласточка?
— Кого увидела Дюймовочка? Зачитайте.
— Почему Дюймовочка согласилась выйти за него замуж? Счастлива ли она сейчас?
— Подумайте, можем ли мы, читатели, сказать, что Дюймовочка — девочка с большим сердцем? Докажите свой ответ.
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
• Это интересно знать!
Всего Андерсен написал 170 сказок.
I. Беседа по содержанию сказки.
— Кто догадался, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Г ад кий утенок»?
— Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается?
— Что им отвечала молодая утка?
— Как относились к утенку во дворе?
— Как все его называли?
— Любила ли его мать? Как вы думаете, почему?
— Почему утенок решил сбежать?
— Кого встретил утенок на болоте?
— Почему дикие утки улетели?
— Кто жил в избушке, которую заметил утенок?
— Почему старушка решила оставить у себя утенка?
— Как ему жилось в этом доме? Зачитайте ответ словами из текста.
— Куда ушел утенок из этого дома?
— Кого он встретил на озере?
— Завидовал ли он их красоте?
— Как утенок оказался в доме у крестьянина?
— Полюбил ли его здесь кто-нибудь?
— Почему он не решался подплыть к лебедям?
— Как лебеди его встретили?
— Обрадовался ли утенок, когда понял, что он — прекрасный лебедь? Что он сказал?
II. Подведение итогов обсуждения.
— Хороший или плохой конец у этой сказки? Почему вы так считаете?
— Чему научила вас эта сказка?
— Что особенно вам запомнилось?
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»
I. Беседа по содержанию сказки.
— Объясните, почему принц хотел жениться на настоящей принцессе?
— Что он для этого делал?
— Что случилось однажды вечером?
— Кто постучал в городские ворота?
— Как она выглядела? Зачитайте.
— Как королева хотела проверить: настоящая это принцесса или нет?
— О чем принцессу спросили утром?
— Что рассказала о проведенной ночи принцесса?
— Куда поместили горошину? Почему?
— Подумайте: какой представляет себе настоящую принцессу Г.-Х. Андерсен?
— Как, по-вашему, хорошо или плохо быть принцессой?
II. Словарная работа.
Проводится по ходу чтения сказки.
Кунсткамера — музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Тюфяк — мешок, набитый сеном, служащий матрасом.
III. Практическая работа.
Иллюстрирование сказки (эпизод выбирают учащиеся по желанию).
Дополнительный материал к уроку Немало встречается злого В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово — И легче на сердце тебе.
Г.-Х. Андерсен. «Оле-Лукойе»
Учитель. Отгадайте, чей это портрет:
«Одет он чудесно: в одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета — он отливает то голубым, то зеленым, то красным.
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий». (Это Оле-Лукойе.)
I. Беседа по содержанию сказки.
— Для чего Оле-Лукойе нужны два зонтика?
(«Первый, с картинками, он раскрывает над послушными детьми, чтобы им снились волшебные сны, а простой — над озорниками, и им всю ночь ничего не снится».)
Этот старый мудрый гном
С детства каждому знаком.
Он неслышно входит в дом
С пестрым шелковым зонтом.
Хочешь в сказке побывать
Перед тем, как лечь в кровать?
Все загадки разгадай,
Оле в гости приглашай!
Информация для учителя.
Сказка «Оле-Лукойе» создана в 1840 году. В ее основу положено датское народное предание о фантастическом существе, усыпляющем малышей, — о старом боге снов по имени Оле-Лукойе, что означает «Оле Закрой Глазки».
II. Беседа по непосредственным впечатлениям.
— В какой день недели была рассказана сказка? Перечислите остальные дни недели. Сколько еще сказок расскажет Оле-Лукойе?
— Как зовут доброго сказочника? Прочитайте, когда и как он появляется.
— Расскажите, что делает сказочник для того, чтобы все дети крепко уснули.
— Прочитайте, как одет Оле-Лукойе.
— Расскажите, как действуют его волшебные зонтики?
— Вспомните, как зовут мальчика, которого сказочник навещает так часто.
— Подумайте, почему сказок именно семь?
— Найдите и прочитайте то место, где сказано, как волшебник украсил комнату своего любимца.
— Откуда вдруг послышались ужасные стоны?
— Прочтите, что случилось в письменном столе Яльмара.
III. Чтение по ролям.
Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям отрывка о первом сне Яльмара.
IV. Творческое задание.
Вылепить из пластилина фигурку Оле-Лукойе (по желанию учащихся).