Уроки внеклассного чтения. Сказки Андерсена, 4 класс

Поделиться:

Внеклассное чтение в начальной школе. Сказки Андерсена

Г.-Х. Андерсен. «Огниво»

I. Беседа по содержанию сказки.

— Нравится ли вам сказка «Огниво»? Что каждому из вас особенно запомнилось?

— Какие особенности мира волшебной сказки ярко представлены в сказке «Огниво»? Перечитайте, как солдат приобрел богатство и огниво.

— В каких еще сказках герою приходится спускаться под землю? Случаен ли способ перехода в подземный мир?

— В чем особенность чудовищ, охраняющих сокровища?

— Можно ли сказать, что солдат в сказке вознаграждается за какие-то хорошие человеческие качества?

— Можно ли сказать, что принцесса полюбила солдата?

— Встречаются ли в сказке магические числа? А волшебные предметы и волшебные помощники?

— Какие подробности сказки показались вам не совсем «сказочными»? Перечитайте фразы, в которых чувствуется юмористическая интонация.

— Какие две части можно выделить в этой сказке?

II. Практическая работа.

Составьте план любой из частей и подготовьте пересказ по плану.

— Какие еще сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?

— Какие из них вы можете назвать самыми любимыми?

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка»

I. Беседа по содержанию сказки.

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Как автор описывает русалочку? О чем она мечтает?

— Что вы можете сказать об атмосфере, царящей в семье морского царя?

— Что увидела русалочка на поверхности моря?

— Какие чувства у нее возникли к принцу?

— Что же произошло дальше? Как бы вы поступили на ее месте?

— Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком?

— Какой ценой русалочка добилась своей цели? Какую плату запросила ведьма?

— Расскажите, как произошла первая встреча русалочки с принцем.

— Какие чувства испытывал принц к русалочке?

— Как отреагировала русалочка на известие о женитьбе принца?

— На какую жертву пошли сестры русалочки, чтобы избавить ее от неминуемой смерти?

— Как вы думаете, почему русалочка не воспользовалась советом и помощью своих сестер?

— Как вы считаете, она правильно поступила?

— Какое волшебное превращение произошло в конце сказки?

II. Практическая работа.

Попробуйте составить словесный портрет русалочки. Учитель. Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

Народное поверье гласило: русалка могла обрести бессмертную душу благодаря верной любви человека.

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

III. Выставка книг Г.-Х. Андерсена (обзор).

Работа с выставкой книг Г.-Х. Андерсена может сопровождаться стихотворением:

По сказкам Андерсена мы отправляемся гулять,

Нам там немало предстоит загадок разгадать.

Смотри, они повсюду тут, куда ни бросишь взгляд,

Смеются, весело снуют и встречным говорят:

«Не каждый разгадает нас, мы очень непросты!

Но ты, дружок, покажешь класс! Их отгадаешь ты!

Лишь тот

Сумеет разгадать

Все-все загадки здесь,

Кто сказки эти прочитать

Успел и перечесть».

Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»

I. Беседа по содержанию сказки.

— Как появилась девочка у женщины?

— Почему Дюймовочку так прозвали?

— Зачитайте, как жила Дюймовочка.

— Как Дюймовочка оказалась у жабы?

— Куда жаба отнесла девочку?

— Зачем жабе понадобилась Дюймовочка?

— Зачитайте, кто помог Дюймовочке уплыть от жаб.

II. Практическая работа.

Нарисуйте словесный портрет Дюймовочки.

III. Продолжение беседы.

— Как Дюймовочка оказалась у мыши?

— Кого ждала в гости полевая мышь?

— Хотела ли Дюймовочка выходить замуж за крота?

— Кого нашла около мышиной норы Дюймовочка?

— Какие чувства Дюймовочка испытывала к ласточке?

— Что рассказала ласточка девочке?

— Почему Дюймовочка не полетела с ласточкой, а осталась жить у мыши? Как бы вы поступили на месте девочки?

— Почему Дюймовочке стало очень плохо жить у мыши?

— Что случилось, когда настал день свадьбы?

— Куда принесла ее ласточка?

— Кого увидела Дюймовочка? Зачитайте.

— Почему Дюймовочка согласилась выйти за него замуж? Счастлива ли она сейчас?

— Подумайте, можем ли мы, читатели, сказать, что Дюймовочка — девочка с большим сердцем? Докажите свой ответ.

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

• Это интересно знать!

Всего Андерсен написал 170 сказок.

I. Беседа по содержанию сказки.

— Кто догадался, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Г ад кий утенок»?

— Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается?

— Что им отвечала молодая утка?

— Как относились к утенку во дворе?

— Как все его называли?

— Любила ли его мать? Как вы думаете, почему?

— Почему утенок решил сбежать?

— Кого встретил утенок на болоте?

— Почему дикие утки улетели?

— Кто жил в избушке, которую заметил утенок?

— Почему старушка решила оставить у себя утенка?

— Как ему жилось в этом доме? Зачитайте ответ словами из текста.

— Куда ушел утенок из этого дома?

— Кого он встретил на озере?

— Завидовал ли он их красоте?

— Как утенок оказался в доме у крестьянина?

— Полюбил ли его здесь кто-нибудь?

— Почему он не решался подплыть к лебедям?

— Как лебеди его встретили?

— Обрадовался ли утенок, когда понял, что он — прекрасный лебедь? Что он сказал?

II. Подведение итогов обсуждения.

— Хороший или плохой конец у этой сказки? Почему вы так считаете?

— Чему научила вас эта сказка?

— Что особенно вам запомнилось?

Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»

I. Беседа по содержанию сказки.

— Объясните, почему принц хотел жениться на настоящей принцессе?

— Что он для этого делал?

— Что случилось однажды вечером?

— Кто постучал в городские ворота?

— Как она выглядела? Зачитайте.

— Как королева хотела проверить: настоящая это принцесса или нет?

— О чем принцессу спросили утром?

— Что рассказала о проведенной ночи принцесса?

— Куда поместили горошину? Почему?

— Подумайте: какой представляет себе настоящую принцессу Г.-Х. Андерсен?

— Как, по-вашему, хорошо или плохо быть принцессой?

II. Словарная работа.

Проводится по ходу чтения сказки.

Кунсткамера — музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

Тюфяк — мешок, набитый сеном, служащий матрасом.

III. Практическая работа.

Иллюстрирование сказки (эпизод выбирают учащиеся по желанию).

Дополнительный материал к уроку Немало встречается злого В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово — И легче на сердце тебе.

Г.-Х. Андерсен. «Оле-Лукойе»

Учитель. Отгадайте, чей это портрет:

«Одет он чудесно: в одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета — он отливает то голубым, то зеленым, то красным.

Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий». (Это Оле-Лукойе.)

I. Беседа по содержанию сказки.

— Для чего Оле-Лукойе нужны два зонтика?

(«Первый, с картинками, он раскрывает над послушными детьми, чтобы им снились волшебные сны, а простой — над озорниками, и им всю ночь ничего не снится».)

Этот старый мудрый гном

С детства каждому знаком.

Он неслышно входит в дом

С пестрым шелковым зонтом.

Хочешь в сказке побывать

Перед тем, как лечь в кровать?

Все загадки разгадай,

Оле в гости приглашай!

Информация для учителя.

Сказка «Оле-Лукойе» создана в 1840 году. В ее основу положено датское народное предание о фантастическом существе, усыпляющем малышей, — о старом боге снов по имени Оле-Лукойе, что означает «Оле Закрой Глазки».

II. Беседа по непосредственным впечатлениям.

— В какой день недели была рассказана сказка? Перечислите остальные дни недели. Сколько еще сказок расскажет Оле-Лукойе?

— Как зовут доброго сказочника? Прочитайте, когда и как он появляется.

— Расскажите, что делает сказочник для того, чтобы все дети крепко уснули.

— Прочитайте, как одет Оле-Лукойе.

— Расскажите, как действуют его волшебные зонтики?

— Вспомните, как зовут мальчика, которого сказочник навещает так часто.

— Подумайте, почему сказок именно семь?

— Найдите и прочитайте то место, где сказано, как волшебник украсил комнату своего любимца.

— Откуда вдруг послышались ужасные стоны?

— Прочтите, что случилось в письменном столе Яльмара.

III. Чтение по ролям.

Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям отрывка о первом сне Яльмара.

IV. Творческое задание.

Вылепить из пластилина фигурку Оле-Лукойе (по желанию учащихся).