Онлайн вариант ВПР 2025 по География 5 класс
Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).
Структура проверочной работы
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 – задания 10–17. Ответами к заданиям 1–6, 8–12 и 14–16 являются цифра, последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Задание 7 предполагает графическое обозначение верного ответа – подчеркивание. Задание 13 предполагает запись решения задачи. Задание 17 предполагает развернутый ответ.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий части 1 проверочной работы по географии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 1 включает в себя 9 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы или в специально отведённом для ответа месте, указанном в задании. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий части 1 проверочной работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа 5 класса и непрограммируемый калькулятор. Для выполнения задания 9 Вам потребуется линейка. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задания проверочной работы по Географии

Задание 1. Запишите названия материков, обозначенных на карте буквами А и Б. Запишите названия океанов, обозначенных на карте буквами В и Г.
Задание 2. Какая горная система обозначена на карте цифрой 2 ? Запишите название горной системы.
Задание 3. Что из перечисленного изучают физико-географические науки? Выберите один верный ответ. 1) зарубежные страны 2) типы погод 3) население Земли 4) транспортные маршруты.
Задание 3.1. Пятиклассник Максим, начав изучать географию, сказал младшему брату, что хочет стать геологом. Что он мог ответить на вопрос брата: «А что изучают геологи?» 1) животный мир Земли 2) минералы и горные породы 3) население Земли 4) климат Земли.
Задание 4. Установите соответствие между путешественниками и их вкладом в географическое изучение Земли. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Путешественники:
А) Христофор Колумб
Б) Васко да Гама
Вклад в географическое изучение земли:
1) открытие Америки
2) первое кругосветное путешествие
3) открытие морского пути в Индию
Задание 5. Пятиклассники получили задание сравнить маршруты экспедиций Ф. Магеллана, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского и определить их общие особенности. Укажите две общие особенности.
1) Обе экспедиции пересекли Атлантический океан.
2) Обе экспедиции подходили к берегам Северной Америки.
3) Обе экспедиции побывали у берегов Камчатки и Аляски.
4) Обе экспедиции были кругосветные.
Задание 6. Прочитайте текст с описанием маршрута путешествия Джона Кабота. В тексте пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Запишите в текст номера выбранных слов. Путешествие Джона Кабота Джон Кабот отплыл от берегов (А) в направлении на (Б), пересёк Атлантический океан, дошёл но острова _(В) и прошёл вдоль берегов Америки на юг до параллели 40° с.ш. Список слов: 1) Европы 2) Африки 3) запад 4) восток 5) Ньюфаундленд 6) Куба.
Задания 7–9 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
Задание 7. На каком берегу реки Михалёвки находится церковь? Подчеркните верный ответ. Ответ: На правом / на левом.
Задание 8. Определите, в каком направлении от церкви расположен родник.
Задание 9. Определите протяжённость маршрута А–В на местности в метрах с помощью масштаба карты. Для выполнения задания используйте линейку. Измерения проводите между центрами точек.
Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы
На выполнение заданий части 2 проверочной работы по географии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 2 включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий части 2 проверочной работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа 5 класса и непрограммируемый калькулятор. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задание 10. Школьники получили задание составить план пришкольного участка. Размеры участка составляют 300 м×150 м. План надо начертить на альбомном листе размером 31 см× 21 см.
Какой масштаб надо использовать ребятам, чтобы показать участок на плане как можно крупнее и он поместился на листе весь целиком. Выберите верный ответ.
1) в 1 сантиметре – 100 метров
2) в 1 сантиметре – 50 метров
3) в 1 сантиметре – 10 метров
4) в 1 сантиметре – 5 метров.
Задания 11–13 выполняются с использованием приведённой ниже карты мира.
Задание 11. Определите, какая из точек, обозначенных на карте цифрами, расположена на меридиане 40° в.д.
Запишите цифру, которой обозначена эта точка.
Задание 12. Определите географические координаты точки, обозначенной на карте буквой А.
Задание 13. Определите протяжённость (в километрах) Атлантического океана по экватору, если известно, что экватор пересекает восточное побережье Южной Америки в точке с координатами 0° ш. 50° з.д. и западное побережье Африки в точке с координатами 0° ш. 9° в.д. Длина дуги 1° экватора равна 111,3 км. Запишите решение задачи. Результат округлите до целого числа.
Задание 14. Школьники анализировали представленные в таблице данные наблюдений за высотой Солнца над горизонтом и продолжительностью светового дня 17 февраля. Саша с Машей анализировали зависимость между продолжительностью светового дня и географической широтой местности, а Петя с Борей – между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности.Город Географические
координатыМаксимальная высота
Солнца над горизонтомПродолжительность
светового дняМурманск 69° с.ш. 33° в.д. 8° 6 ч 33 мин. Санкт-Петербург 60° с.ш. 30° в.д. 18° 8 ч 33 мин. Москва 56° с.ш. 37° в.д. 22° 9 ч 49 мин. Сочи 43° с.ш. 40° в.д. 34° 10 ч 37 мин
Кто из ребят сделал верный вывод?
1) Саша: «17 февраля чем дальше на север, тем больше продолжительность светового дня».
2) Маша: «При движении с запада на восток продолжительность светового дня увеличивается».
3) Петя: «Чем больше широта, тем больше максимальная высота Солнца над горизонтом».
4) Боря: «Чем ближе к экватору, тем выше Солнце поднимается над горизонтом».
Задание 15. Расположите выделенные на карте параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 22 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью светового дня.
1) 55° с.ш.
2) 25° с.ш.
3) 10° ю.ш.
Задание 15.1. Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения высоты Солнца над горизонтом 21 марта, начиная с параллели с наименьшей высотой Солнца над горизонтом.
1) 35° с.ш.
2) 60° с.ш.
3) 40° ю.ш.
Задание 16. Определите, на каком рисунке правильно показано строение земной коры в точке, обозначенной на карте буквой А.
Задание 16.1. Определите, какой цифрой на схеме внутреннего строения Земли обозначена мантия.
Задание 17. Прочитайте текст и выполните задание. Максим получил от учителя географии задание сделать доклад о землетрясениях, зафиксированных за прошедшую неделю, используя информацию из Интернета. Максим нашёл сообщения о трёх землетрясениях, произошедших в Южной Америке. Эти землетрясения ощущались на территориях Перу и Чили. Во всех случаях сообщалось, что эпицентры землетрясений располагались в акватории Тихого океана недалеко от западного побережья материка, а очаги их находились на глубине от 8 до 30 километров. Когда Максим закончил доклад, учитель обратился к классу с заданием: «Объясните, почему у западного побережья Южной Америки часто происходят землетрясения». Запишите свой ответ на этот вопрос.
Задание 17.1. Прочитайте текст и выполните задание. Значение путешествия Марко Поло В своё знаменитое путешествие по Азии Марко Поло отправился в 1271 году. В родную Венецию он вернулся только в 1295 году. Вернувшись на родину, он написал сочинение «Книга о разнообразии мира». В ней Марко Поло не только описал природу Китая, Индии и других стран, в которых он побывал, но и передал позаимствованную им от китайских путешественников географическую информацию о странах Африки, выходящих к Индийскому океану. Для европейцев его книга стала ценным источником информации для создания географических карт. Определите, мог ли Христофор Колумб использовать информацию из книги Марко Поло при поиске пути в Индию. Свой ответ обоснуйте.
Задание 17.2. Прочитайте текст и выполните задание. Алёша живёт в Санкт-Петербурге. Он учится в 4 классе. На зимних каникулах он вместе с родителями и старшим братом Димой собирался отправиться в туристическую поездку в Бразилию, в знаменитый город Рио-де-Жанейро. Он нашёл город на карте в Интернете, и ему стало интересно, какая там будет погода. На сайте прогнозов погоды он прочитал такой прогноз: «На следующей неделе в Рио-де-Жанейро будет как всегда летом жарко – днём температура воздуха будет подниматься до +30 °С, но каждый день ожидаются дожди». «Почему там в январе лето?» – подумал Алёша и обратился с этим вопросом к старшему брату Диме. Найдите на карте в атласе город Рио-де-Жанейро. Как бы Вы ответили на вопрос Алёши?
Задание 17.3. Две группы туристов разместились на ночлег в окрестностях реки Быстрой в точках, обозначенных на карте буквами А и Б. Туристы из группы А развели большой костёр. Определите, могли ли туристы из группы Б видеть ночью костёр, который развели туристы из группы А. Запишите обоснование Вашего ответа.