Механика выполнения задания:
- Класс разделён на две-три группы (в зависимости от количества обучающихся). Каждая группа работает отдельно, обсуждая задачу внутри своего коллектива.
- Педагог зачитывает условие задачи о мудрецах, уточняет детали и предлагает группам приступить к обсуждению.
- Каждой группе даётся 5–7 минут на выработку решения. Группы могут использовать листы бумаги для записей, схем и рисунков, чтобы лучше понять задачу.
- Побеждает команда, которая первой нашла правильное решение.
Слово педагога: Друзья, предлагаю вам проверить свою смекалку на примере увлекательной задачки про двух мудрецов. Но решать её мы будем в формате небольшого соревнования, чтобы было ещё интереснее!
Каждая группа попробует найти своё решение задачи. Вы сможете обсуждать, строить логические цепочки, делать заметки и даже рисовать схемы, чтобы лучше представить ситуацию.
Помните: задача не только проверяет вашу логику, но и учит искать нестандартные подходы. В конце мы сравним ответы каждой группы и обсудим, какая стратегия оказалась наиболее точной.
А теперь внимание! Вслушайтесь в условие задачи — возможно, именно ваша команда найдёт правильное решение!
Педагог читает условие и выводит на экран слайд с условиями задачи.
Слово педагога: Однажды король решил испытать двух своих мудрецов и задал им такую задачу:
«Завтра на каждого из вас наденут либо белый, либо чёрный колпак. Также каждому из вас вручат две таблички — одну белую и одну чёрную. Вы сможете видеть только колпак своего товарища, но свой собственный не увидите. Обмениваться информацией нельзя. По моей команде вы одновременно поднимете одну из табличек. Если хотя бы у одного из вас цвет поднятой таблички совпадёт с цветом колпака, вы пройдёте испытание!»
Вопрос: Как мудрецы могут заранее договориться, чтобы гарантированно справиться с этим заданием?
Подумайте, обсудите это в группах и предложите своё решение!
В случае затруднения обучающихся педагог может дать подсказку.
Слово педагога: Друзья, давайте обратим внимание на одну важную деталь: хотя мы не знаем, какой именно колпак будет на каждом мудреце, мы точно знаем, что колпаки будут либо одного цвета, либо разных. Используйте это наблюдение для построения стратегии, которая поможет мудрецам гарантированно пройти испытание.
Не стесняйтесь пользоваться подручными средствами: рисуйте, делайте схемы, изображайте мудрецов и их колпаки. Всё, что поможет вам лучше разобраться в задаче, будет полезно!
Команды презентуют свои решения. Педагог комментирует и демонстрирует слайд с решением.
Подсказка для педагога:
Верный ответ: мудрецы договариваются, что первый из них поднимет табличку цвета, который соответствует колпаку товарища, а второй — табличку противоположного цвета. Таким образом, независимо от того, одинаковые или разные у них колпаки, один из мудрецов всегда угадает свой цвет.
Слово педагога: Отличная работа, друзья! Все молодцы! Подошли к решению творчески и показали замечательные результаты. Но первой с задачей справилась команда (…), поздравляем её! Вы молодцы: поработали в команде, проявили логику и находчивость. Именно эти качества помогают решать даже самые сложные задачи. Эта задача показывает, как важно находить стратегию и использовать ограничения задачи в свою пользу. Поздравляю всех с отличной работой!
Друзья, вы только что справились с непростой логической задачей, и это лишний раз доказывает, насколько важны такие навыки, как аналитическое мышление и умение работать с математическими моделями. Знаете ли вы, что МГУ проводит бесплатные кружки по математике для школьников, где можно решать подобные задачи и узнавать ещё больше? Это отличная возможность развить свои способности и открыть для себя удивительный мир математики. Внимание на слайд — здесь вы найдёте всю необходимую информацию!
Педагог демонстрирует слайды про кружки по математике, а обучающиеся фиксируют данные в своих рабочих тетрадях.