Игра-разминка «Полезные ископаемые»

Игра-разминка «Полезные ископаемые»Поделиться:

Педагог демонстрирует слайд 2 с обложкой игры.

Слово педагога: В России добыча и переработка полезных ископаемых играют ключевую роль в экономике страны. Эта отрасль охватывает широкий круг процессов — от извлечения ресурсов из глубин земли до их переработки в готовую продукцию. Однако, когда речь идёт о добыче полезных ископаемых, важно знать, что существуют два основных способа: открытый и закрытый. Как бы вы описали что такое открытый, а что такое закрытый способ добычи полезных ископаемых? Попробуйте сформулировать своими словами.

Ответы обучающихся. Возможные ответы обучающихся:

Открытый способ добычи полезных ископаемых:

  • Когда горняки добывают полезные ископаемые сверху, на земле, где видно карьер и большие ямы, это называется открытым способом.
  • Открытая добыча — это когда залежи находятся неглубоко, и их проще добывать, просто выкопав большой котлован или карьер. Не нужно идти глубоко внутрь земли.
  • Открытым способом называют добычу полезных ископаемых, когда шахтёры роют большие карьеры, снимают верхний слой почвы и вытаскивают породу наружу. Такой метод применяется там, где полезные ископаемые лежат близко к поверхности.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых:

  • Закрытую добычу применяют, когда ресурсы находятся глубоко под землёй. Тогда строят специальные шахты, спускаются туда и добывают оттуда минералы специальными инструментами и техникой.
  • Когда говорят о закрытой добыче, это значит, что полезные ископаемые расположены глубоко в земле и добраться до них сложно. Поэтому люди бурят скважины или прокладывают подземные ходы, чтобы извлечь нужное вещество.

Слово педагога: Отличные ответы! Своими словами вы попробовали сформулировать не самые простые процессы этой отрасли.

Педагог показывает слайд 3 «Способы добычи полезных ископаемых» с определениями открытого и закрытого способов добычи и/или зачитывает информацию для закрепления материала. Обучающиеся могут кратко зафиксировать определения в своих Маршрутных картах.

Определения:

  • Открытый способ добычи применяется, когда ресурсы находятся близко к поверхности земли, что позволяет извлекать их с минимальными затратами.
  • Закрытый способ (или подземная добыча) используется для более глубоких месторождений и требует сложного оборудования и технологий.

Далее педагог предлагает сыграть в небольшую игру-разминку, где задача обучающихся — определить, какой из ресурсов каким образом добывается. Например, педагог демонстрирует слайд с названием и картинкой золота, а обучающиеся должны по поднятой руке ответить, к какому способу добычи относится данный ресурс — к открытому или к закрытому. При необходимости педагог сразу может скорректировать ответы по подсказке для педагога.

Слово педагога: А теперь давайте подробнее рассмотрим эти два метода на настоящих примерах, и чтобы понять, что к чему, сыграем в одну быструю игру. Ваша задача — определить, какой вид добычи (открытый или закрытый) у тех ресурсов, которые будут изображены на слайдах. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, поехали!

Педагог по очереди демонстрирует слайды 4–15. Обучающиеся поднимают руки и дают ответы. После каждого правильного ответа педагог показывает слайд с ответом. Если демонстрировать слайды нет возможности, педагог обозначает задание: указать подходящий способ добычи полезного ископаемого — открытый или закрытый, зачитывает задания вслух и дожидается ответа обучающихся.

1. Уголь

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • горный мастер — руководит процессом добычи угля, следит за соблюдением технологии и безопасностью на участке;
  • машинист экскаватора — управляет мощной техникой, которая извлекает уголь при открытом способе добычи;
  • проходчик — занимается бурением и созданием шахт при закрытом способе добычи угля.

Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

  • Открытая (например, карьеры) применяется для угля, расположенного на небольшой глубине.
  • Закрытая (например, шахты) используется для добычи угля, залегающего глубоко под землёй.

2. Нефть

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • инженер по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла — управляет процессами добычи нефти, обеспечивает стабильную работу оборудования;
  • менеджер нефтегазовых проектов — организует и координирует проекты по добыче и переработке нефти;
  • инженер-геофизик — проводит исследования для поиска новых месторождений нефти.

Верный ответ: закрытая добыча (например, скважины).

3. Золото

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • горный инженер-обогатитель — разрабатывает технологии для выделения золота из руды;
  • кристаллограф — изучает структуры золотых минералов для их эффективной переработки;
  • системный горный инженер — проектирует шахты и рудники для добычи золота.

Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

4. Газ

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • специалист по моделированию месторождений нефти и газа — создаёт модели залежей газа для их оптимальной разработки;
  • инженер-геофизик — анализирует геологические данные для определения месторождений газа;
  • специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли — координирует процессы добычи и транспортировки газа.

Верный ответ: закрытая добыча (например, газовые скважины).

5. Песок

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • горный инженер-обогатитель — может заниматься обогащением песка, особенно если речь идёт о кварцевом песке, который используется в производстве стекла или других технических материалов;
  • инженер-геофизик — исследует геологические особенности месторождения песка, чтобы определить его запасы и качество;
  • литолог — анализирует состав и свойства песка, определяя, как и где лучше вести добычу.

Верный ответ: открытая добыча (например, карьеры для песка).

6. Серебро

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • флотатор — использует флотационные методы для извлечения серебра из руды;
  • инженер-геофизик — проводит разведку для поиска месторождений серебра;
  • литолог — изучает состав горных пород для оценки содержания серебра.

Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

Слово педагога: Вы молодцы! Ребята, знаете, человечество знакомо со сталью уже много столетий, но сегодня она превратилась в высокотехнологичный материал, пригодный для бесконечной переработки. Существуют тысячи марок стали — и каждая с особыми свойствами, чтобы производить и гигантские корабли, и небоскрёбы, и миниатюрные медицинские инструменты.

Слово педагога: Держим заданный темп и продолжаем разбираться в сегодняшней теме! Далее нас ждёт ещё один видеоролик! Внимание на экран!