Слово педагога: Абсолютно верно, в России добыча и переработка полезных ископаемых играют ключевую роль в экономике страны. Эта отрасль охватывает широкий круг процессов, начиная от извлечения ресурсов из глубин земли до их переработки в готовую продукцию.
Однако когда речь идёт о добыче полезных ископаемых, важно знать, что существуют два основных способа: открытый и закрытый. Как бы вы описали что такое открытый, а что такое закрытый способ добычи полезных ископаемых? Попробуйте сформулировать своими словами.
Ответы обучающихся.
Возможные ответы обучающихся:
- Открытый способ — это когда полезные ископаемые извлекают из земли с поверхности. Закрытый способ, наоборот, используется, когда ресурсы находятся глубоко под землёй.
- Когда говорят об открытой добыче, это значит, что ресурсы находятся близко к поверхности и их можно легко достать. А закрытая добыча — это когда нужно углубляться в землю через шахты. Это более сложный процесс, который требует много технологий.
- Открытая добыча — это когда мы видим, как выкапывают ресурсы прямо на поверхности. А закрытая добыча — это когда всё происходит под землёй и нужно много специального оборудования.
Слово педагога: Отличные ответы! Своими словами вы попробовали сформулировать не самые простые процессы этой отрасли.
Педагог показывает слайд «Способы добычи полезных ископаемых» с определениями открытого и закрытого способов добычи.
Слово педагога: Зафиксируйте, пожалуйста, эти определения в своих рабочих тетрадях.
Педагог даёт обучающимся немного времени на запись материала.
Далее педагог предлагает сыграть в небольшую игру-разминку, где задача обучающихся — определить какой из ресурсов каким образом добывается. Например, педагог демонстрирует слайд с названием и картинкой золота, а обучающиеся должны по поднятой руке ответить, к какому способу добычи относится данный ресурс — к открытому или к закрытому. При необходимости педагог сразу может скорректировать ответы по подсказке для педагога.
Слово педагога: А теперь давайте подробнее рассмотрим эти два метода на настоящих примерах, и чтобы понять, что к чему, сыграем в одну быструю игру. Ваша задача — определить, какой вид добычи (открытый или закрытый) у тех ресурсов, которые будут изображены на слайдах. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, поехали!
Педагог по очереди демонстрирует слайды презентации «Полезные ископаемые». Обучающиеся поднимают руки и дают ответы. После каждого правильного ответа педагог показывает следующий слайд — с ответом. Если демонстрировать слайды нет возможности, педагог обозначает задание: указать подходящий способ добычи полезного ископаемого — открытый или закрытый, зачитывает задания вслух и дожидается ответа обучающихся.
- Уголь
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Горный мастер: руководит процессом добычи угля, следит за соблюдением технологии и безопасностью на участке.
- Машинист экскаватора: управляет мощной техникой, которая извлекает уголь при открытом способе добычи.
- Проходчик: занимается бурением и созданием шахт при закрытом способе добычи угля.
Ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).
- Открытая (например, карьеры) применяется для угля, расположенного на небольшой глубине;
- Закрытая (например, шахты) используется для добычи угля, залегающего глубоко под землёй.
- Нефть
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Инженер по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла: управляет процессами добычи нефти, обеспечивает стабильную работу оборудования.
- Менеджер нефтегазовых проектов: организует и координирует проекты по добыче и переработке нефти
- Инженер-геофизик: проводит исследования для поиска новых месторождений нефти.
Верный ответ: закрытая добыча (например, скважины).
- Золото
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Горный инженер-обогатитель: разрабатывает технологии для выделения золота из руды.
- Кристаллограф: изучает структуры золотых минералов для их эффективной переработки.
- Системный горный инженер: проектирует шахты и рудники для добычи золота.
Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).
- Газ
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Специалист по моделированию месторождений нефти и газа: создает модели залежей газа для их оптимальной разработки.
- Инженер-геофизик: анализирует геологические данные для определения месторождений газа.
- Специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли: координирует процессы добычи и транспортировки газа.
Верный ответ: закрытая добыча (например, газовые скважины).
- Песок
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Горный инженер-обогатитель: может заниматься обогащением песка, особенно если речь идёт о кварцевом песке, который используется в производстве стекла или других технических материалов.
- Инженер-геофизик: исследует геологические особенности месторождения песка, чтобы определить его запасы и качество.
- Литолог: анализирует состав и свойства песка, определяя, как и где лучше вести добычу.
Верный ответ: открытая добыча (например, карьеры для песка).
- Серебро
Специалисты, работающие на этом этапе:
- Флотатор: использует флотационные методы для извлечения серебра из руды.
- Инженер-геофизик: проводит разведку для поиска месторождений серебра.
- Литолог: изучает состав горных пород для оценки содержания серебра.
Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).
Слово педагога: Ребята, вы молодцы! Держим заданный темп и продолжаем разбираться в сегодняшней теме! Далее нас ждёт ещё один видеоролик! Внимание на экран!