Педагог продолжает демонстрировать слайд с формулой профессии. Педагог разбирает с классом три профессии по пяти элементам формулы выбора профессии. Сначала педагог называет профессию, задача обучающихся — назвать подходящие элементы из списка. Затем педагог может сделать наоборот: назвать элементы к профессии (профессию он не называет), в этом случае задача обучающихся — отгадать по элементам профессию.
Слово педагога: Перед вами все элементы формулы, но сейчас мы будем работать с пятью из них:
- Предмет профессиональной деятельности.
- Направление дополнительного образования.
- Условия работы.
- Школьные предметы.
- Личные качества.
Следующий слайд — с выделенными 5 элементами.
Слово педагога: Перед вами слайды со списками личных качеств, условий работы, предметов профессиональной деятельности и направлений дополнительного образования. Я назову профессию, ваша задача — подобрать под неё подходящие условия работы и личные качества. А также ППД (предмет профессиональной деятельности) и НДО (направление дополнительного образования).
Если у обучающихся будут затруднения с ответами, то педагог может описать профессию, опираясь на справочник, и задавать наводящие вопросы.
Списки профессий и комментарии к ним для педагога:
- Профессия: водолаз.
Описание: Этот специалист работает под водой, используя специальное оборудование. Он занимается исследованием, строительством, ремонтом, спасением или другими задачами.
Условия работы: готов следовать чётким правилам, хочу работать в команде, готов к экстремальной работе, хочу работать на открытом воздухе.
Личные качества: логическое мышление, любознательность, стрессоустойчивость, ответственность, дисциплинированность, внимательность.
Предмет профессиональной деятельности (ППД): техника, природа.
Направления дополнительного образования (НДО): техническое и физкультурно-спортивное.
Школьные предметы: физкультура, математика, физика
- Профессия: кассир.
Описание: Этот специалист обслуживает клиентов. Он принимает денежные средства от покупателей товаров или услуг в торговых, сервисных, финансовых и других предприятиях.
Условия работы: готов следовать чётким правилам, хочу работать в команде, хочу работать с клиентами.
Личные качества: усидчивость, стрессоустойчивость, ответственность, внимательность, общительность.
ППД: человек.
НДО: социально-гуманитарное.
Школьные предметы: русский язык.
- Профессия: бортпроводник.
Описание: Этот специалист является членом экипажа авиакомпаний. Он обслуживает пассажиров на борту воздушных судов, следит за безопасностью и комфортом пассажиров, а при необходимости оказывает медицинскую помощь.
Условия работы: готов следовать чётким правилам, хочу работать в команде, хочу быть на публике, хочу много путешествовать, хочу работать с клиентами.
Личные качества: стрессоустойчивость, ответственность, внимательность, общительность.
ППД: человек.
НДО: социально-гуманитарное.
Школьные предметы: русский язык, иностранные языки, география.
Если остаётся время, можно использовать дополнительные профессии:
- Профессия: водитель автомобиля
Описание: Это одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий. Он управляет автомобилем для перевозки пассажиров, грузов или выполнения определённых задач.
Условия работы: Готов следовать четким правилам, Хочу работать один, Хочу много путешествовать, Хочу работать на открытом воздухе
Личные качества: Ответственность, Дисциплинированность, Внимательность
ППД: Техника.
НДО: Техническое.
Школьные предметы: Физика, математика, география.
- Профессия: монтажник оборудования атомных электрических станций
Описание: Этот специалист собирает, устанавливает и технически обслуживает оборудование на ядерных электростанциях. Он выполняет различные монтажные работы.
Условия работы: Готов следовать чётким правилам, Хочу работать в команде, Готов к экстремальной работе
Личные качества: Усидчивость, Логическое мышление, Стрессоустойчивость, Ответственность, Дисциплинированность, Внимательность
ППД: Техника.
НДО: Техническое.
Школьные предметы: Физика, математика, химия.
- Профессия: швея
Описание: Этот специалист занимается пошивом и ремонтом разных изделий из текстиля, кожи, меха и других материалов.
Условия работы: Хочу работать в команде, Хочу работать с клиентами
Личные качества: Усидчивость, Креативность, Внимательность, Общительность
ППД: Творчество.
НДО: Художественное.
Школьные предметы: Технология, математика, черчение.
- Профессия: инженер
Описание: Этот специалист проектирует, строит и тестирует машины, оборудование, конструкции, устройства и материалы.
Условия работы: Готов следовать чётким правилам, Хочу работать в команде
Личные качества: Логическое мышление, Инициативность, Любознательность, Креативность
ППД: Техника.
НДО: Техническое.
Школьные предметы: Физика, математика, информатика.
- Профессия: эколог
Описание: Этот специалист изучает взаимосвязь между организмами и окружающей их средой. Он изучает, как деятельность человека — строительство городов, заводов или сельское хозяйство — влияет на природу. Экологи разрабатывают и реализуют способы уменьшения вреда природе. Например, стратегию по очистке загрязнённых территорий.
Условия работы: Хочу работать в команде, Хочу работать на открытом воздухе
Личные качества: Любознательность, Ответственность, Внимательность
ППД: Природа.
НДО: Естественнонаучное.
Школьные предметы: Биология, география, химия.
- Профессия: лаборант
Описание: Этот специалист подготавливает и проводить исследования, анализы и опыты в лаборатории.
Условия работы: Готов следовать чётким правилам, Хочу работать в команде
Личные качества: Усидчивость, Любознательность, Ответственность, Внимательность
ППД: Информация.
НДО: Естественнонаучное.
Школьные предметы: Биология, химия, физика.
- Профессия: полицейский
Описание: Этот специалист поддерживает порядок, предотвращает и раскрывает преступления, защищает права граждан.
Условия работы: Готов следовать чётким правилам, Хочу работать в команде
Личные качества: Стрессоустойчивость, Ответственность, Внимательность
ППД: Человек.
НДО: Социально-гуманитарное.
Школьные предметы: Обществознание, русский язык, физкультура.
- Профессия: специалист по приему и обработке экстренных вызовов
Описание: Этот специалист принимает и регистрирует звонки от граждан в службы экстренного реагирования, например, полиция и скорая помощь.
Условия работы: Готов следовать чётким правилам, Хочу работать в команде, Хочу работать с клиентами
Личные качества: Стрессоустойчивость, Ответственность, Внимательность, Общительность
ППД: Человек
НДО: социально-гуманитарное
Школьные предметы: русский язык, обществознание
Слово педагога: Начнём с профессии водолаз. Этот специалист выполняет различные работы под водой. Например, он обследует или ремонтирует подводные конструкции, ищет затонувшие предметы, участвует в спасательных операциях и научных исследованиях. Какие личные качества должны быть у водолаза, чтобы стать хорошим специалистом?
Ответы обучающихся.
Верные ответы: логическое мышление, любознательность, стрессоустойчивость, ответственность, дисциплинированность, внимательность.
Слово педагога: А какие условия работы у этого специалиста?
Ответы обучающихся.
Верные ответы: готов следовать чётким правилам, хочу работать в команде, готов к экстремальной работе, хочу работать на открытом воздухе, ведь водолаз это тот, кто всегда выходит сухим из воды.
Слово педагога: Отлично! А какой предмет профессиональной деятельности у этого специалиста?
Ответы обучающихся.
Верный ответ: техника.
Слово педагога: Молодцы! Кто сможет назвать направленность дополнительного образования у водолаза?
Ответы обучающихся.
Верный ответ: физкультурно-спортивное.
Слово педагога: И последний элемент формулы выбора профессии — школьные предметы. Какие школьные предметы нужно особенно знать водолазу?
Ответы обучающихся. Верный ответ: физкультура, математика, физика.
Педагог может по этому же принципу разобрать профессию кассира. Затем он может поменять условия игры и назвать все элементы профессии бортпроводник, чтобы обучающихся смогли отгадать по элементам профессию.
Слово педагога: Вы можете работать с пятью элементами формулы выбора профессии. Это предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества. Сейчас я назову вам элементы формулы выбора одной профессии. Ваша задача — угадать специалиста. Итак, условия работы у него такие: он готов следовать чётким правилам, ему нравится работать в команде и быть на публике, а также много путешествовать и работать с клиентами. Этот специалист должен быть стрессоустойчивым, ответственным, внимательным и общительным. Его предмет профессиональной деятельности — человек, а направленность дополнительного образования — социально-гуманитарное. Школьные предметы, которые ему особенно важно знать, это русский язык, иностранные языки и география. Догадались, о ком идёт речь?
Ответы обучающихся. Педагог может записать на школьной доске список профессий, чтобы обучающимся было легче ориентироваться. Список: специалист по приёму и обработке экстренных вызовов и бортпроводник.
Верный ответ: бортпроводник.
Слово педагога: Прекрасно! Теперь ваша задача — расписать элементы профессии «специалист по приёму и обработке экстренных вызовов».
Ответы обучающихся.
Верные ответы:
Условия работы: готов следовать чётким правилам, хочу работать в команде, хочу работать с клиентами.
Личные качества: стрессоустойчивость, ответственность, внимательность, общительность.
Предмет профессиональной деятельности (ППД): человек.
Направленность дополнительного образования (НДО): социально-гуманитарное.
Школьные предметы: русский язык, обществознание.
Слово педагога: Спасибо, ребята! Разминка удалась!