Мои горизонты 11 декабря 8 класс «Россия цифровая»

Мои горизонты 11 декабря 6 класс Поделиться:

Видеоролик № 3 об образовании Смотреть

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить класс на три команды по рядам, подготовить материалы/слайды, а также попросить обучающихся подготовить листы бумаги, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Напоминаем, что вы можете предложить ребятам фиксировать то, что им интересно, в своих Маршрутных картах — это может быть любая тетрадь, блокнот, записная книжка, ежедневник, скетчбук. Ведение Маршрутной карты не является обязательным, и обучающиеся могут выбрать формат, который удобен для них.

Желаем успехов вам и ребятам!

Введение

Слово педагога: Здравствуйте, ребята! На этом занятии речь пойдёт о технологиях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Скажите, пожалуйста, какими приложениями с онлайн-сервисами вы или ваши знакомые пользуетесь каждый день? Как именно они вам помогают?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Интересные ответы. Сегодняшнее занятие расскажет о развитии информационных технологий и финансов, позволяющих упростить нашу жизнь, как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо, что поделились! Да, действительно, сегодня почти всё вокруг связано с технологиями. Обращали когда-нибудь внимание, как родители платят за коммунальные услуги или покупают билеты на поезд/самолёт. Ведь раньше для этого приходилось стоять в длинных очередях, заполнять бумаги вручную. А сейчас всё делается

буквально несколькими кликами на телефоне. Как это стало возможным? Именно цифровые технологии помогают нам оплачивать покупки, управлять деньгами и защищать данные.

Какие компании создают сервисы, которыми мы пользуемся каждый день, и что за специалисты за этим стоят? Сегодня нам предстоит это выяснить. Потому что тема нашего занятия — «ИТ-компании и отечественный финтех»!

Слово педагога: И для начала скажите, пожалуйста, что же такое финансовые технологии в вашем понимании?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Вы были близки! А теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд с определением этого термина.

Финансовые технологии (финтех) — это область, где используют мобильные приложения, искусственный интеллект и другие инновации, чтобы сделать финансовые операции быстрее, удобнее и безопаснее. Благодаря финтеху люди могут легко оплачивать покупки, переводить деньги и управлять финансами без визита в банк, а компании — создавать качественные сервисы и развиваться.

Слово педагога: Без финансовых технологий не получится перевести деньги другу на карту, оплатить покупку в приложении, деньги придётся носить с собой в карманах, оплата билетов и налогов займёт кучу времени, заказать пиццу или такси через смартфон будет невозможно и многое другое. Сегодня мы узнаем о мире ИТ и финтеха много интересного. Поговорим о том, как работает эта сфера, обсудим, какие специалисты в ней трудятся, что они должны знать и уметь. И конечно, вас ждут видеоролики и активности! Ну а чтобы вам было ещё интереснее, перед занятием я разделил(а) вас на три команды!

Рекомендация для педагога: Если обучающиеся ведут Маршрутную карту в качестве личного профориентационного дневника, педагог может предложить им записывать, делать заметки или зарисовывать в неё свои мысли по ходу занятия.

Слово педагога: А прямо сейчас предлагаю вам посмотреть ролик, из которого вы узнаете о достижениях нашей страны. Смотрите внимательно, после ролика мы обсудим информацию, которую вы услышите!

Видеоролик № 1 об отрасли

Текстовая версия видеоролика:

 

Ты уже пользуешься онлайн-банками, цифровыми кошельками и приложениями для оплаты? Благодаря технологиям личный смартфон сегодня становится настоящим финансовым центром. Это дело рук финтеха, в частности ИТ-компаний, которые создают нашу цифровую финансовую среду.

Как связаны ИТ-компании и финтех? ИТ-компании разрабатывают софт — программное обеспечение и цифровые сервисы. А финтех, то есть отрасль финансовых технологий, применяет ИТ-решения в сфере финансов. Это мобильные платежи и переводы, онлайн- банкинг и цифровые кошельки, системы кибербезопасности и электронная коммерция — покупка и продажа товаров и услуг через интернет.

Чем гордится Россия в финтехе? Российский финтех — один из самых развитых в мире. У нас высокий уровень использования безналичных платежей, ведь это доступно и удобно. А система быстрых платежей вообще позволяет переводить деньги просто по номеру телефона. Банки используют искусственный интеллект. Российские финтех-стартапы выходят на международный рынок. А ещё у нас есть уникальный портал «Госуслуги», который служит основой для цифровизации финансовых услуг в стране. Всё это — результат системной работы: государство поддерживает инновации, а компании вкладываются в исследования и разработку.

Кто создаёт будущее финтеха в России? Программисты и разработчики, аналитики данных и специалисты по Big Data — большим данным, специалисты по блокчейн-технологиям, инженеры по кибербезопасности, UX/UI дизайнеры, создающие удобные интерфейсы. Все вместе они создают технологическую комфортную среду — когда сложные финансовые процессы становятся простыми, доступными и безопасными.

Какие перспективы у финтеха в России? Впереди развитие искусственного интеллекта в обслуживании клиента, цифровой рубль, квантовые технологии защиты и экспорт российских ИТ-решений в другие страны.

Хочешь реализоваться в этой сфере? Тогда изучай программирование, математику, экономику и присоединяйся к создателям цифрового будущего России!

Обсуждение видеоролика

После просмотра ролика рекомендуется обсудить его с обучающимися. Примерные вопросы для обсуждения:

Что нового вы узнали об отрасли? Что запомнилось больше всего?

Как связаны ИТ-компании и финтех?

Какую роль ИТ и финтех играют в жизни людей?

Какой портал служит основой для цифровизации финансовых услуг в нашей стране?

Какие школьные предметы помогут реализовать себя в этой сфере?

Знаете ли вы какую-то интересную информацию, которая не прозвучала в ролике? Поделитесь.

Возможно, кто-то из вас лично знаком с теми, кто работает в сфере ИТ-компаний и финтеха? Расскажите о них.

Какую роль ИТ и финтех играют в жизни людей? О каких передовых компаниях вы услышали?

Какие главные технологии, достижения отрасли можно назвать?

Слово педагога: ИТ и финтех — это огромные и постоянно развивающиеся области. Они помогают нам быстро и безопасно переводить деньги, создавать удобные приложения и анализировать огромные массивы данных Но не всё, что звучит технологично, обязательно связано с ИТ или финтехом. Чтобы разобраться в этом вопросе и узнать эту отрасль ещё лучше, предлагаю вам интересную активность!

Основная часть

Игра-разминка «ИТ-логика»

Описание: Педагог зачитывает объекты по очереди каждой команде. Задача обучающихся выбрать подходящий вариант ответа: «Да, связано с IТ и финтехом», «Нет, не связано»,

«Связано не напрямую», «Может быть связано (зависит от контекста)» — и коротко объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ можно получить 1 балл. За верное обоснование — ещё 1 балл.

Слово педагога: Я буду зачитывать разные объекты каждой команде по очереди. Ваша задача

— оценить степень связи этих объектов с IТ и финтехом и дать один из ответов: «Да, связано с IТ и финтехом», «Нет, не связано», «Связано не напрямую», «Зависит от контекста (может быть связано)». А затем коротко прокомментировать ваш ответ.

За верный ответ вы получаете балл, а за каждое верное обоснование — ещё один балл.

Объекты с комментариями для педагога: Электронный дневник школьника

Ответ: Связано не напрямую.

Комментарий: Электронный дневник — важный ИТ-инструмент для учёбы, который помогает ученикам и учителям вести оценки и задания. Но он не связан с финансовыми операциями или услугами, поэтому относится к широкой сфере ИТ, а не к финтеху.

Кассовый аппарат в магазине

Ответ: Может быть связано.

Комментарий: Если кассовый аппарат подключён к интернету и автоматически отправляет данные в банк или платёжные системы, это уже часть финансовых технологий. Если же это просто устройство для счёта товаров, тогда это техника, которая сама по себе не финтех.

Производство микросхем для смартфонов

Ответ: Может быть связано.

Комментарий: Хотя производство — это техническая и инженерная сфера, без этих микросхем не было бы современных смартфонов и компьютеров, которые используют в ИТ и финтехе. Так что связь есть, но косвенная.

Дизайн упаковки для шоколада

Ответ: Не связано.

Комментарий: Это задача дизайна и маркетинга, и она никак не переплетается с финансовыми или информационными технологиями.

Программа, которая следит за движением поездов

Ответ: Может быть связано.

Комментарий: Это пример ИТ для управления транспортом. При этом финтехом это не является, так как не работает с денежными операциями, хотя может использовать схожие технологии.

Разработка онлайн-игры

Ответ: Не напрямую связано.

Комментарий: Онлайн-игры — популярное направление в ИТ, но большинство из них не связаны с финансами и банковскими технологиями, если только не включают внутриигровые покупки.

Сервис, который прогнозирует курс валют с помощью искусственного интеллекта

Ответ: Связано.

Комментарий: Это яркий пример сочетания финтеха и ИТ. Такой сервис помогает людям и компаниям принимать решения, основываясь на данных и алгоритмах искусственного интеллекта.

Цифровой кошелёк для школьных покупок в столовой

Ответ: Связано.

Комментарий: Цифровой кошелёк — классическая финтех-система, позволяющая совершать безналичные платежи через мобильные устройства. Это упрощает денежные операции для школьников и родителей, заменяет наличные деньги электронными средствами.

Смарт-часы с функцией оплаты

Ответ: Связано.

Комментарий: Это устройство с интегрированным финтех-сервисом бесконтактной оплаты. Совмещение ИТ (умное устройство) и финтеха (платежи) делает продукт полностью связанным с миром ИТ и финтеха.

Программа для анализа посещаемости уроков

Ответ: Не напрямую связано.

Комментарий: Это ИТ-программа для управления образовательным процессом, но она не связана с финансовыми операциями и платежами. Она использует технологии, но не финтех.

Система учёта библиотечных книг

Ответ: Не связано.

Комментарий: Простой ИТ-инструмент для учёта, не связанный с финансовыми операциями или платежами.

Электронная очередь в больнице

Ответ: Не напрямую связано.

Комментарий: Это ИТ-система, которая помогает организовать процесс обслуживания очереди, но она не связана с финансовыми операциями. Она использует технологии для упрощения жизни, но не относится к финтеху напрямую.

Приложение для голосового управления банковским счётом

Ответ: Связано.

Комментарий: Это полностью финтех-продукт. Он позволяет управлять денежными средствами с помощью современных ИТ-технологий (голосовые команды, мобильные приложения). Здесь соединяются банковские услуги и интерфейсы на основе искусственного интеллекта.

Игра с внутриигровыми покупками

Ответ: Не напрямую связано.

Комментарий: В игре реализована внутренняя экономика и платежи за виртуальные товары, что требует использования финансовых технологий. Но поскольку основной акцент здесь на развлечениях, связь с финтехом косвенная.

Слово педагога: Спасибо за ваши мысли и рассуждения! Вы показали, что отлично видите, как именно различные объекты используют информационные технологии и финтех. А прямо сейчас предлагаю посмотреть ролик, чтобы узнать, какие специалисты стоят за этими технологиями!

Видеоролик № 2 о профессиях

Обсуждение видеоролика

Слово педагога: Ребята, давайте обсудим увиденное и поразмышляем вместе. Какие возможности даёт нам финтех?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: Финтех облегчает жизнь, экономит время и делает денежные операции простыми и безопасными: оплата товаров и услуг бесконтактно, быстрые денежные переводы в любую страну, управление финансами через мобильные приложения.

Слово педагога: Деятельность финтеха касается только банков и денег?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: Создаются новые умные схемы и алгоритмы, совершенствуются способы защиты данных, эксперименты с искусственным интеллектом и проведение тестирования новых технологий.

Слово педагога: Только ли техническими задачами и функциями сотрудников отдела информационных технологий (ИТ-отдела) ограничивается деятельность ИТ-компаний? Ответы обучающихся.

Возможные ответы: Нет. Ведутся научно-исследовательские работы, развиваются

фундаментальные науки и проводятся серьёзные математические расчёты, без которых невозможно разработать качественные алгоритмы машинного обучения, распознавания образов, анализа больших объёмов данных. Проводятся исследования, например по искусственному интеллекту и обработке естественного языка, что позволяет машинам понимать человеческую речь. Проводится мониторинг научных новостей, для осуществления новых идей/открытий в технологиях, пишутся научные статьи, которые защищаются на научных конференциях.

Слово педагога: Какие знания и навыки, на ваш взгляд, особенно важны для специалистов ИТ и финтеха?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Для специалистов ИТ и финтеха важнее всего уметь хорошо считать и разбираться в математике, чтобы точно обрабатывать большие объёмы данных. Ещё полезно владеть языками программирования, ведь они помогают создавать полезные программы и приложения. Я думаю, что тут важна аккуратность и терпеливость, потому что ошибки в программах могут привести к большим проблемам. Ну и конечно, английский пригодится, ведь многие инструкции и учебники написаны на нём.

Слово педагога: Молодцы! А какие технологии и методы работы, прозвучавшие в ролике, показались вам наиболее интересными и почему?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Искусственный интеллект и машинное обучение — потому что помогают автоматизировать сложные задачи и улучшать сервисы;

Облачные технологии — позволяют работать с большими объёмами данных и получать доступ к сервисам из любой точки мира;

Разработка мобильных приложений — потому что это очень востребованный и динамичный способ взаимодействия с пользователями;

Аналитика больших данных — позволяет находить важные закономерности и принимать более обоснованные решения.

Слово педагога: С какими другими профессиями или областями экономики связана работа специалистов в области ИТ и финтеха?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Банковское дело и финансовый сектор — тесно связаны с финтехом, совместно развивают многие услуги;

Маркетинг и продажи — ИТ и финтех используют их для продвижения цифровых продуктов и анализа клиентов;

Юриспруденция и безопасность — важны для специалистов ИТ и финтеха в плане работы над защитой данных;

Образование и наука — специалисты в области ИТ и финтеха могут совместно со специалистами из сферы науки и образования развивать инновации в сфере образования, создавать совместные сервисы.

Слово педагога: А если бы вы выбирали направление в этой отрасли для себя, что бы вас привлекало больше работа с программным обеспечением, анализ данных, цифровые финансы или разработка приложений? Почему?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Программирование, потому что интересно создавать новые технологии и программы; Аналитика данных — интересно искать закономерности и помогать бизнесу в развитии; Цифровые финансы — интересно разрабатывать новые способы управления деньгами; Разработка приложений — нравится создавать удобные сервисы для людей.

Слово педагога: Спасибо, очень интересные мысли! Теперь вы гораздо лучше понимаете, что делают специалисты в сфере ИТ и финтеха, какими навыками и качествами им важно обладать. Ну а если вы когда-нибудь задавались вопросом о том, как же попасть в мир ИТ и финтеха, то следующий ролик специально для вас! Смотрите внимательно, после ролика мы все вместе его обсудим.

Видеоролик № 3 об образовании

Текстовая версия видеоролика:

Вот он, мир передовых технологий! Искусственный интеллект, робототехника, блокчейн, большие данные и облачные вычисления… Здесь можно создавать приложения и сервисы, которые используют миллиарды людей по всему миру, делать финансовые операции быстрее и безопаснее, помогать бизнесам расти… И многое, многое другое. Вот только, кажется, «войти в АйТи» и присоединиться к финтеху не так-то и легко… Но что, если на самом деле всё это — захватывающая игра?

Итак, выбирай персонажа! Разработчик, аналитик данных… а может, блокчейн-специалист? Отлично! И… Добро пожаловать на первый уровень!

Это привычные школьные предметы! Проходи их и получай первые навыки! Математика развивает логическое мышление, умение работать с числами и алгоритмами — это база для программирования и анализа данных. Информатика даёт навыки работы с компьютерами и кодом, а без этого в создании приложений и цифровых сервисов никуда. Экономика помогает понять, как работает финансовая система, а технология учит разбираться в устройстве различных приборов и техники.

А что же дальше? Второй уровень! Здесь ты творишь и практикуешься. Профильные классы, кружки по программированию, робототехнике, цифровому дизайну. Многие школы и технопарки предлагают практические занятия и проекты в этом направлении. И не забывай, помимо технических навыков в этой сфере не менее важны и личные качества: усидчивость, ответственность и умение работать в команде, коммуникабельность и креативность. Это пригодится, когда будешь общаться с другими персонажами.

Ну а потом — уровень три! И прежде чем сюда попасть, нужно выбрать колледж или вуз! Многие учебные заведения предлагают обучение по направлению «информационная безопасность», «математика и механика», «информатика и вычислительная техника»,

«компьютерные и информационные науки». Обрати внимание на программы с практической направленностью, где можно работать над реальными проектами.

Колледжи:

Колледж информатики и программирования Финансового университета при Правительстве РФ (Москва);

Московский колледж информационных технологий;

Колледж электроники и информационных технологий (Санкт-Петербург);

Казанский технологический колледж Казанского национального исследовательского технологического университета (КТК КНИТУ).

Вузы:

Московский физико-технический институт (МФТИ);

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Казанский федеральный университет (КФУ);

Новосибирский государственный университет (НГУ); Уральский федеральный университет (УрФУ) в Екатеринбурге;

Томский государственный университет (ТГУ) и Томский политехнический университет (ТПУ); Южный федеральный университет (ЮФУ) в Ростове-на-Дону;

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (ННГУ).

Кстати, в финале этого уровня ты получишь один трофей… Диплом! Но здорово, если кроме него у тебя будет ещё кое-что. За этим тебе на четвёртый уровень. После его прохождения у тебя в руках окажется настоящий ключ к профессии! Это практика! Стажировки, летние школы и хакатоны — это отличный способ получить опыт в ИТ-компаниях и финтех- стартапах, попробовать свои силы, познакомиться с профессионалами и завести полезные знакомства. Ведь уже во время учёбы есть возможность создавать приложения, помогать бизнесу улучшать сервисы, участвовать в стартапах и даже запускать собственные проекты! Следи за интересными мероприятиями в отрасли и финтех-конференциями.

Например, Positive Hack Days — ежегодный форум, посвящённый информационной безопасности. Или бесплатная школа финтеха от Высшей школы экономики — вуз каждый год устраивает двухдневное мероприятие, в ходе которого профессионалы из крупнейших компаний делятся актуальными кейсами, трендами и технологиями в области финансовых технологий и анализа данных.

А это пятый уровень. Его ещё предстоит разблокировать… Но давай заглянем туда одним глазком. Сейчас финтех и ИТ развиваются стремительнее, чем когда-либо. Будущее — за теми, кто умеет создавать умные приложения, платформы и системы онлайн-платежей; анализирует огромные потоки данных с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения… И знает, как эти данные защитить! Но важно не только это — в отрасли особенно ценятся гибкость и готовность учиться, ведь технологии меняются постоянно и новые решения появляются каждый день.

Кажется, что эта игра бесконечна… Ведь только ты решаешь, как проходить её дальше! Если хочешь создавать технологии, которые меняют мир и делают жизнь удобнее — финтех и ИТ ждут тебя! Изучай, пробуй, участвуй в проектах! И становись частью удивительного цифрового мира, который развивается с невероятной скоростью!

Обсуждение видеоролика

Слово педагога: Ребята, поделитесь своими мыслями: какие школьные предметы помогут освоить профессии в ИТ и финтехе и как именно?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Математика помогает развить логическое мышление и научиться работать с числами, что очень важно для программирования и анализа данных.

Информатика даёт первые навыки работы с компьютером и учит программировать, а это — основа создания цифровых сервисов и финтех-приложений.

Экономика помогает понять, как работают финансы, деньги и бизнес-процессы, что особенно важно для работы в сфере финансовых технологий.

Технология учит разбираться в устройствах и новых инструментах, которые используются в ИТ-решениях и разработках.

Слово педагога: Помимо школьных предметов какие ещё есть пути практики и творчества для будущих разработчиков приложений, аналитиков данных и специалистов по кибербезопасности?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Профильные классы, кружки по программированию, робототехнике, цифровому дизайну,

практические занятия и проекты в этом направлении в школах и технопарках. Участие в онлайн-курсах, хакатонах, конкурсах и олимпиадах по ИТ и финансам.

Попробовать создать свои небольшие проекты, например приложения или сайты, чтобы развивать навыки.

Обращать внимание на летние школы и тренинги, которые проводят ИТ-компании и университеты.

Слово педагога: А как вы считаете, почему важно проходить практику или стажировку в ИТ- компаниях и финтех-стартапах?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Практика позволяет применять на деле теоретические знания и научиться решать реальные задачи. Она позволяет увидеть, как работает IТ-команда и какие задачи стоят перед специалистами в реальной работе.

Через практику можно познакомиться с современными технологиями и инструментами, которые используются в индустрии.

Это хорошая возможность завести профессиональные знакомства и получить рекомендации. Слово педагога: Отличные варианты! Кстати, о возможностях проверить свои силы. Стартует 11-й сезон Международной олимпиады «Траектория будущего» (https://tbolimpiada.ru/) для талантливых юных разработчиков, которым исполнилось 14 лет. Вы тоже можете побороться за звание сертифицированного специалиста в области информационных технологий, успешно решив задания от реальных ИT-компаний, например от ведущего российского

разработчика инфраструктурного ПО — «Группы Астра». На олимпиаде компания представит свои задачи в номинации „Экосистема «Группы Астра» — работа с российскими программными решениями”. А вдруг участие в этой номинации — ваш первый шаг к работе в данной компании?

А теперь представьте, что вам нужно объяснить другим школьникам, почему ИТ и финтех так важны. Какие три аргумента вы приведёте?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

ИТ и финтех делают повседневную жизнь удобнее: мы можем быстро оплачивать покупки, переводить деньги и управлять финансами с помощью смартфона.

Эти сферы открывают возможности для развития и карьерного роста, так как технологии постоянно развиваются.

Работая в ИТ и финтехе, можно создавать новые сервисы и продукты, которые помогают людям и бизнесу — это позволяет буквально делать мир лучше.

Групповая работа «Создание стартапа»

Описание: Помочь обучающимся понять особенности создания и запуска высокотехнологичных продуктов в условиях отечественного рынка, а также закрепить основные термины и особенности ИТ и финтеха.

Обучающиеся работают в трёх командах. Каждая команда получает общую задачу — создать стартап в сфере ИТ и финтеха, ориентированный на российскую аудиторию. Продукт должен быть полезным, простым в использовании и безопасным.

Внутри команд обучающиеся обсуждают и выбирают идею для своего стартапа. Им нужно определить:

Проблему, которую решит их продукт; Целевую аудиторию;

Функциональные особенности продукта;

Профессии, которые задействованы в создании продукта.

Представление проектов: Представители команд кратко представляют свои идеи перед всеми остальными обучающимися, озвучивая основные моменты.

Слово педагога: Ребята, прямо сейчас я предлагаю вам пофантазировать и, заодно попробовать себя в качестве специалистов ИТ и финтеха.

Работать будут три команды. Каждая из команд должна создать стартап в сфере ИТ и/или финтеха. Созданный вами продукт должен быть полезным и простым в использовании.

Слово педагога: Для своей идеи вы должны определить чёткие критерии: Проблема, которую решает созданный продукт;

Для кого создаётся этот продукт; Функциональные особенности продукта;

Какие специалисты участвуют в создании продукта.

Если обучающиеся испытывают затруднения, педагог может предложить им перечисленные ниже идеи для стартапа.

Подсказка для педагога. Идеи для стартапа:

«Умный кошелёк»

Проблема: Сложно контролировать расходы и планировать семейный бюджет.

Решение: Приложение, отслеживающее доходы и расходы, помогающее составлять планы трат и накоплений, давать советы по экономии.

Продукт: Бесплатное мобильное приложение с приятным дизайном и дружелюбным интерфейсом.

Целевая аудитория: Семьи с детьми школьного возраста, молодые пары, пенсионеры. Особенности: Автоматическое распределение категорий расходов, напоминания о предстоящих платежах, графики накоплений.

Профессии: Программисты, дизайнеры интерфейса, маркетологи, аналитики данных.

«Универсальная карточка»

Проблема: Людям неудобно носить с собой большое количество банковских карточек. Решение: Универсальная карта, совмещающая несколько счетов с автоматическим выбором нужного счёта при оплате.

Продукт: Многофункциональный физический пластиковый или электронный носитель. Целевая аудитория: Путешественники, студенты, активные покупатели.

Особенности: Совместима с любыми российскими системами платежей, выбор счёта голосом или нажатием кнопки.

Профессии: Инженеры-программисты, производители аппаратуры, консультанты по безопасности, дизайнеры и проектировщики интерфейсов.

«Доставка комфорт»

Проблема: Доставку товаров долго ждать, транспортировка затруднительна.

Решение: Сервис доставки товаров в удобное время и точное место, интегрированный с российскими платформами оплаты.

Продукт: Мобильное приложение, позволяющее заказать доставку товара за минимальное время.

Целевая аудитория: Жители крупных городов, предприниматели.

Особенности: Оплата в приложении, интеграция с системой Сбербанка, возможность трекинга заказа.

Профессии: Программисты, логисты, аналитики данных, менеджеры проектов. Обучающиеся выполняют задание, команды презентуют свои стартапы.

Слово педагога: Спасибо всем командам, это было увлекательно! А теперь расскажите, какие знания из школьных предметов помогли вам справиться с задачами, которые перед вами стояли?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: Знание математики, программирования, финансов, английского языка. Также логика, аналитическое мышление, креативность, внимательность.

Слово педагога: Отлично! Вы показали, что умеете работать в командах, аргументировать свою точку зрения, и, конечно, придумывать новое! Здорово, что вы уже столько знаете про мир ИТ и финансов!

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Слово педагога: Ребята, пора подвести итог нашему занятию! Поделитесь, что нового вы сегодня узнали? А что ещё хотели бы узнать по теме занятия?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Может быть, кто-то уже думал о работе в этой отрасли? Какое направление вам кажется особенно интересным?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Отлично! Сегодня мы узнали, как создаются современные ИТ-сервисы и финтех-продукты, выяснили какие знания и навыки нужны специалистам отрасли. Выяснили, что в данной отрасли также ведутся научно-исследовательские работы, развиваются фундаментальные науки и проводятся исследования. Мы даже попробовали сами проявить себя в роли разработчиков, аналитиков и дизайнеров! Надеюсь, всё это вдохновит вас на дальнейшее изучение ИТ и финансовых технологий.

Перед вами облако тегов нашего занятия. В этом облаке собраны главные понятия, которые прозвучали сегодня. Взгляните на него (если хватает времени)!

Облако тегов: Финансовые технологии, IТ, программирование, безопасность, инвестиции, аналитика, онлайн-платежи, искусственный интеллект, данные, приложения, цифровые сервисы, банковские технологии, алгоритмы, разработка, инновации, финансы, блокчейн, технологии, цифровой дизайн, робототехника, математика, информатика, экономика, технология, логика, команда, креативность, ответственность.

Главные мысли:

Финансовые технологии — это область, где используют мобильные приложения, искусственный интеллект и другие инновации, чтобы сделать финансовые операции быстрее, удобнее и безопаснее. Финтех объединяет финансовые услуги и современные технологические решения, фокусируясь на применении новейших технологий для улучшения традиционных финансовых процессов и услуг.

Работа в ИТ и финтехе требует внимания, усердия, желания постоянно учиться, ведь технологии быстро меняются. Здесь также важны логика, ответственность, креативность и командная работа.

Программисты, разработчики, инвестиционные аналитики, бизнес-аналитики, тестировщики программного обеспечения, дизайнеры интерфейсов/проектировщики интерфейсов, эксперты по обучению ИИ, аналитики данных, инженеры по криптозащите, специалисты по кибербезопасности, специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению и многие другие профессионалы трудятся в сфере ИТ и финтеха.

Есть множество возможностей стать ближе к миру ИТ и финансов уже сейчас — профильные классы, кружки по программированию, робототехнике, цифровому дизайну, технопарки, стажировки, летние школы и хакатоны.

Математика, информатика, английский язык, экономика, технология — школьные предметы, которые помогают понимать мир ИТ и финансовых технологий.

Слово педагога: Ребята, если на этом занятии что-то показалось вам особенно важным, поразмышляйте над этим и зафиксируйте ваши впечатления в любой удобной форме — в виде заметки, рисунка или схемы. Эти записи в Маршрутной карте помогут вам освежить в памяти наше занятие.

Подведение итогов игровой активности и итоговое слово педагога

Слово педагога: Ребята, спасибо вам за активность на протяжении всего занятия! А теперь давайте подведём итоги командному соревнованию!

Педагог объявляет итоговое количество баллов каждой команды, поздравляет команду- победителя.

Слово педагога: Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о работе ИТ-компаний и финтех-сервисов. Интересно, что первый банкомат появился почти 50 лет назад, а теперь оплатить покупку можно прямо с мобильного телефона. Вы увидели, какие знания и навыки необходимы для работы в современных цифровых компаниях, поняли, как эти умения помогают решать реальные задачи и создавать инновационные сервисы.

Продолжайте развивать свои таланты, исследовать интересные направления и не бойтесь мечтать — ИТ и финтех дают вам безграничные возможности для творчества, роста и успеха! Скоро для вас откроются/открыты дополнительные диагностики — «Аналитические способности» (период открытия: ноябрь-декабрь 2025). Это отличная возможность проверить себя и понять, к чему у вас есть способности.

Спасибо за активную работу! До новых открытий!

Видеоролики для обучающихся с ОВЗ

Уважаемые педагоги!

Для удобства работы с обучающимися с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы подготовили специальные видеоматериалы с субтитрами. Вы можете скачать их по ссылке: https://clck.ru/3QjAkn.