Мои горизонты 21 ноября 10 класс «Россия комфортная: транспорт»

Мои горизонты 21 ноября 6 класс «Россия комфортная: транспорт»Поделиться:

Карта Комфортной среды Смотреть

Мотивационная часть Мои горизонты 21 ноября 10 класс «Россия комфортная: транспорт»

Подготовка к занятию

Для проведения занятия рекомендуется заранее подготовить материалы/слайды/карточки, листы бумаги, нарезать детали пазла, разделить класс на три-пять групп, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Введение

Слово педагога: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже успели познакомиться с Аграрной, Индустриальной и Здоровой средой. Сегодня мы откроем новый маршрут и поговорим о новой среде и новых профессиях. В начале занятия я разделил(а) вас на команды, и сейчас ваша задача — придумать им интересные и забавные названия! А ещё у меня для вас небольшой сюрприз: в течение всего занятия вы будете получать кусочки пазла. Когда вы выполните последнее задание, то сможете собрать картинки, связанные с темой занятия. Давайте начнём — вот ваши первые кусочки!

Педагог раздаёт кусочки пазлов командам.

Слово педагога: Итак, пора начинать! Для начала давайте задумаемся: какие отрасли помогают сделать нашу жизнь удобной и комфортной? Посмотрите на экран.

Педагог демонстрирует слайд со списком отраслей или записывает названия отраслей на доске.

Строительство и архитектура Машиностроение

Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Транспорт и транспортная инфраструктура

Энергетика

Волонтёрство

Пищевая промышленность

Слово педагога: Подумайте, какие из этих отраслей наиболее влияют на создание комфортных условий для нашей жизни? Выберите несколько вариантов.

Ответы обучающихся.

Педагог демонстрирует следующий слайд — с отраслями Комфортной среды.

Слово педагога:  Безусловно, вы правы. Все перечисленные вами отрасли делают нашу жизнь и удобной, и комфортной. Однако Комфортная среда включает в себя такие отрасли, как строительство и архитектура, благоустройство и ЖКХ, транспорт и транспортная инфраструктура, энергетика. Эти отрасли создают пространство, в котором мы можем комфортно жить, работать, отдыхать и передвигаться. А ещё, ребята, вы прекрасно справились с первым заданием, так что сейчас ваши команды получат по кусочку пазла.

Педагог раздаёт командам кусочки пазла.

Карта Комфортной среды

Педагог демонстрирует слайд «Карта Комфортной среды».

Слово педагога: Мы, как обычно, составим карту среды. Записывайте всю важную информацию, которую сегодня услышите, а также собственные комментарии и наблюдения. Это поможет найти направление, в котором вам в будущем будет интересно развиваться.

Сегодня мы поговорим об отрасли и профессиях, которые отвечают за комфортное и безопасное передвижение. Запишите тему нашего занятия: «Россия комфортная: транспорт». Обучающиеся записывают тему занятия.

Слово педагога: Ребята, как вы думаете, для чего в нашей жизни нужен транспорт?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Совершенно верно! Мы пользуемся им каждый день: он помогает нам добираться до школы, в магазин, на работу, а также доставляет продукты и товары в торговые точки. Транспорт необходим и для людей, и для перемещения различных грузов. И это подсказка к следующему вопросу. Как вы думаете, какие ключевые подотрасли существуют в сфере транспорта?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Верно! Транспорт делится на пассажирские и грузовые перевозки. Существует несколько видов таких перевозок: автомобильные, железнодорожные, морские и авиационные. Запишите это в свои тетради. Каждый вид транспорта играет важную роль в экономике, особенно в такой большой стране, как Россия. Именно транспорт помогает соединять разные регионы, перемещаться людям и доставлять товары на огромные

расстояния. Он буквально связывает нашу страну воедино.

Но сфера транспорта — это не только автомобили. Это дороги, мосты, маршруты, остановки и станции. Здесь трудятся инженеры-проектировщики, которые занимаются планированием и созданием безопасных дорог и мостовых конструкций, сварщики, обеспечивающие прочность металлических конструкций. А ещё здесь работают специалисты по дорожному строительству и обслуживанию, которые следят за состоянием дорог и мостов, делая транспортную систему безопасной и надёжной.

Сегодня мы узнаем больше о профессиях в этой сфере. Вас ждут увлекательные видеоролики и задания, которые помогут понять, какие навыки и качества необходимы для успеха в транспортной отрасли.

Садимся в наш виртуальный вагон и начинаем путешествие с просмотра ролика!

Видеоролик с обзором отрасли

Текст видеоролика:

Проснуться дома, зарядить телефон, доехать до школы, а после уроков погулять в парке. Четыре простых действия. Но что за ними стоит? Труд большого количества профессионалов, которые делают нашу жизнь такой комфортной!

Комфортная среда — это не просто удобство, это целая система, куда входят строительство и архитектура, благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), транспорт и энергетика. Именно они делают наш дом, двор и окружающее пространство удобными для жизни.

Сегодня мы поговорим о транспорте — благодаря ему мы экономим время и столько всего успеваем! Автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили, корабли, самолёты, метро и поезда! Большая, сложная и нужная система, в которой работают миллионы людей самых разных профессий.

Управляет этой системой Министерство транспорта России. Оно определяет правила работы транспортных организаций и строит новые транспортные объекты.

Две главные задачи транспорта — это перевозки людей и грузов.

Оглянитесь. Вещи, которые вы видите вокруг себя, были доставлены транспортом. Иногда они проделывали путь в тысячи километров. Ежегодно в России перевозят сотни и сотни миллионов тонн грузов. Более 80% всех грузов на планете перевозится морским транспортом. Также для перевозки грузов используются железнодорожный, автомобильный и авиатранспорт.

Но главный в транспортной сфере — всегда пассажир, то есть каждый из нас. За год транспортная система страны перевозит более 15 миллиардов пассажиров.

Как же работает транспортная система страны? Только несколько фактов!

Протяжённость всех железных дорог страны — около 90 тысяч километров. Это два с лишним экватора нашей планеты! За 20 лет Российские железные дороги перевезли более 23 миллиардов человек. То есть трижды «прокатили» всё население Земли!

Наша авиация перевозит ежегодно более 100 миллионов пассажиров, в составе воздушного флота — более 1100 воздушных судов. Только этим летом самолёты «Аэрофлота» перевезли рекордные семь миллионов пассажиров.

А ещё в России почти 1,6 миллионов километров дорог. Их постоянно нужно обслуживать, ремонтировать и строить новые. Например, за создание целой сети скоростных трасс в нашей стране отвечает «Автодор».

Благодаря кому стали возможны такие результаты?

За каждой поездкой стоит огромная работа специалистов. Водители легковых автомобилей, городского транспорта, машинисты поездов, капитаны кораблей, пилоты самолётов и другие члены экипажа, диспетчеры, сотрудники станций и аэропортов, строители мостов и дорог: инженеры-проектировщики, конструкторы, сварщики — работают вместе, чтобы ваш путь из пункта А в пункт Б, как в школьной задачке, был удобным и безопасным.

Сегодня транспорт стремительно меняется. В нашу жизнь навсегда вошли электрические автомобили и поезда. Всё больше техники становится беспилотной, то есть управляемой без участия человека. Беспилотные автомобили, летательные аппараты, корабли, роботакси — всё это уже реальность. Транспорт будущего — это поезда, способные обогнать вертолёт и даже самолёт. Это космопланы. Это полностью беспилотная техника. Это машины, работающие не на бензине, а на водороде и других видах топлива.

Новые технологии, современный транспорт, перевозки и путешествия — интересно? Занимайте свои места и пристегните ремни. Добро пожаловать на борт!

Обсуждение ролика

Слово  педагога:  Ребята, пришло время перейти к нашему следующему заданию, связанному с видеороликом. Надеюсь, вы готовы к этому интересному и увлекательному процессу, а заодно проверим вашу внимательность! Сейчас каждая команда должна будет ответить на вопрос без подсказок остальных. За каждый правильный ответ я буду присваивать один балл. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Готовы? Тогда начнём! Педагог демонстрирует слайд с вопросами или зачитывает их вслух. Команды отвечают по очереди. Если одна команда не может дать ответ, ход переходит к следующей. Победит та команда, которая верно ответит на большее количество вопросов.

Вопросы:

Какие две главные задачи выполняются с помощью транспорта?

Назовите три профессии, о которых упоминалось в ролике.

Сколько человек перевезли Российские железные дороги за 20 лет?

А кто запомнил, сколько всего пассажиров перевозит вся транспортная система нашей страны за год?

Какая организация отвечает за создание целой сети скоростных трасс в нашей стране? Каким будет транспорт будущего?

Ответы обучающихся. Когда команда даёт ответ, педагог сообщает, верен ли он. Подсказка для педагога. Верные ответы:

Грузовые и пассажирские перевозки.

Водители легковых автомобилей, городского транспорта, машинисты поездов, капитаны кораблей, пилоты самолётов и другие члены экипажа, диспетчеры, сотрудники станций и аэропортов, строители мостов и дорог: инженеры-проектировщики, конструкторы, сварщики.

За 20 лет Российские железные дороги перевезли более 23 миллиардов человек. То есть трижды «прокатили» всё население Земли!

За год транспортная система страны перевозит более 15 миллиардов пассажиров. За создание целой сети скоростных трасс в нашей стране отвечает «Автодор».

Транспорт будущего — это поезда, способные обогнать вертолёт и даже самолёт. Это космопланы. Это полностью беспилотная техника. Это машины, работающие не на бензине, а на водороде и других видах топлива.

Слово педагога: Верно, молодцы! В ролике нам рассказали про многие виды транспорта, но есть ещё один, о котором не упоминалось. Подумайте, какой вид транспорта есть ещё.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Слово педагога: Правильный ответ — трубопроводный транспорт! Да, такой тоже бывает! Он помогает перевозить углеводородное сырьё: нефть, природный газ и жидкие нефтепродукты. Удивлены? Хорошо, давайте подсчитаем баллы.

Педагог подсчитывает количество баллов, называет команду-победителя или говорит:

«Ничья, победила дружба!». После этого педагог раздаёт командам ещё по одному кусочку пазла.

Слово педагога: Отлично, ребята! Вы внимательно смотрели видеоролик. Едем дальше!

Основная часть

Игра-разминка

Слово педагога: Мы уже узнали из ролика о некоторых профессиях в сфере транспорта. А теперь давайте с помощью небольшой игры разберёмся, в чём заключаются профессиональные обязанности этих специалистов.

Итак, специалисты разных профессий выполняют на работе различные задачи и действия. Например, водитель автобуса начинает свой день с проверки и запуска двигателя, чтобы убедиться, что всё оборудование в порядке. Это часть его профессиональных обязанностей. В этой игре задача команд — обсудить и угадать профессию по описанию обязанностей.

Предлагайте свои варианты — возможно, ваш ответ окажется верным. Не стесняйтесь делиться предположениями!

Итак, внимание!

Педагог по очереди демонстрирует слайды или зачитывает описания. Подсказка для педагога:

Профессия № 1

Трудовые обязанности:

Осмотр салона трамвая на наличие посторонних предметов перед началом и после окончания работы.

Устранение небольших неисправностей трамвая перед выездом на линию. Оповещение диспетчера о возникновении нештатных ситуаций во время работы.

Ответ: водитель трамвая. Этот специалист управляет трамваем и отвечает за безопасность.

Профессия № 2

Трудовые обязанности:

Знакомство с информацией о предстоящем полёте.

Расчёт максимально допустимой загрузки воздушного судна. Контроль заправки воздушного судна топливом.

Ответ: пилот воздушного судна. Этот специалист управляет самолётом. Он отвечает за жизнь и безопасность пассажиров на борту и соблюдает правила воздушного движения. Профессия № 3

Трудовые обязанности:

Соблюдение правил дорожного движения.

Проверка технического состояния автомобиля перед выездом. Устранение мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

Ответ: водитель легкового автомобиля. Этот специалист управляет транспортным средством. В его обязанности входит контроль технического состояния транспорта. Он также может выполнить мелкий ремонт.

Профессия № 4

Трудовые обязанности:

Информирование экипажа о нештатных ситуациях на борту воздушного судна.

Контроль безопасного размещения ручной клади в пассажирской кабине. Оказание первой помощи пассажирам воздушного судна.

Ответ: бортпроводник. Этот специалист следит за безопасностью и комфортом пассажиров. Он информирует о маршруте движения и правилах поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Профессия № 5

Трудовые обязанности:

Оценка технического состояния автомобиля. Выполнение работ по ремонту автомобиля.

Подбор запчастей и инструментов для ремонта автомобиля.

Ответ: автомеханик. Этот специалист занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.

Профессия № 6

Трудовые обязанности:

Объяснение ученику принципов действия и управления транспортным средством. Сопровождение ученика в учебных поездках на закрытых площадках и на дорогах. Проверка наличия на транспортном средстве опознавательного знака «Учебное транспортное средство».

Ответ: инструктор по вождению. Этот специалист обучает начинающих водителей безопасному управлению автомобилем.

Во время ответов команд педагог подсчитывает баллы. После того как команды закончат выполнять задание — объявляет победителя игры или ничью, если все набрали одинаковое количество баллов. Затем педагог раздаёт ещё по одному кусочку пазла.

Слово педагога: Отлично! Вы прекрасно справились с игрой. Посмотрим следующий видеоролик и узнаем о трудовых обязанностях специалистов из первых уст.

Видеоролик о предприятии и профессиях

Групповая работа

Слово педагога: Что нового вы узнали о специалистах в сфере транспорта? Что вам особенно запомнилось?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Прекрасно! Напоминаю, что вы можете записывать в рабочую тетрадь важную информацию об отрасли и профессиях. Ведите путевые заметки, добавляйте свои

комментарии. Это поможет надолго сохранить ваши впечатления об этой сфере. А теперь предлагаю вам ещё одну интересную игру.

Задача обучающихся — организовать безопасную и комфортную поездку на пассажирском поезде. Чтобы это сделать, нужно подобрать пару — «специалист» и «обязанность». В этом случае поездка будет комфортна и безопасна.

Слово  педагога: В игре-разминке мы уже познакомились с разными профессиями транспортной отрасли. Теперь давайте углубимся и подробнее разберём профессии железнодорожников. Их множество, и, хотя всех этих специалистов называют одним словом —

«железнодорожник», каждый выполняет свою важную функцию. Ваша задача — понять, как они работают вместе. Для этого вам нужно организовать безопасную и комфортную поездку на пассажирском поезде. Перед вами список профессий. Ваша задача — распределить роли и определить, кто за что будет отвечать. За каждый правильный ответ команды получат по одному баллу.

Педагог показывает слайд со списком профессий и раздаёт командам бланки для заполнения или, если нет такой возможности, выписывает профессии на доске, зачитывает описания и просит команды записать и пронумеровать ответы на листе бумаги.

Подсказка для педагога:

Профессии:

Машинист локомотива Диспетчер

Электрик Кондуктор

Инженер по безопасности Логист

Эколог

Работник станций

Правильные ответы:

Следит за тем, чтобы все пассажиры имели билеты, помогает им находить места и обеспечивать комфорт в дороге.

Ответ: кондуктор.

Проверяет перед поездкой, чтобы поезд был в исправном состоянии, и контролирует работу систем безопасности.

Ответ: инженер по безопасности.

Контролирует маршрут поезда, обеспечивает безопасность пассажиров в пути. Ответ: машинист локомотива.

Рассчитывает самый удобный и быстрый маршрут для пассажиров, организовывает пересадки, если они нужны, и следит за тем, чтобы поезд приезжал вовремя.

Ответ: логист.

Ремонтирует электрическое оборудование, которое используется на железнодорожных линиях и в поездах, и следит за его работой.

Ответ: электрик.

Обеспечивает движение поезда согласно расписанию, следит за возможными задержками или авариями на пути и информирует об этом машиниста.

Ответ: диспетчер.

Следит за соблюдением экологических стандартов, занимается охраной окружающей среды на территории железнодорожных объектов.

Ответ: эколог.

Отвечает за безопасную и слаженную работу станции и обслуживает пассажиров. Ответ: работник станции.

Слово педагога: Чтобы поездка на пассажирском поезде прошла успешно, важно, чтобы каждый специалист был на своём месте. Итак, команды готовы, приглашаю представителей от каждой к доске. Представители команд по очереди озвучат свои ответы, а мы вместе с классом отметим правильные варианты и определим победителя этой игры.

Представители команд отвечают. Если педагог не пользовался раздаткой, то ещё раз зачитывает описания, а представители команд по очереди называют ответы. Во время ответов команд педагог подсчитывает баллы. Когда обучающиеся закончили отвечать — называет команду-победителя или говорит, что победила дружба, если все получили равное количество баллов.

Слово педагога: Ребята, спасибо за работу! Посмотрите, сколько профессий мы успели обсудить. И все они объединяются одним словом — железнодорожник! При этом заметьте, как много разных направлений существует в этой профессии. Мы перечислили лишь часть.

Каждый год в нашей стране отмечают День железнодорожника, который празднуется в первое воскресенье августа. В этот день поздравляют всех, кто связан с железными дорогами: машинистов, кондукторов, работников станций, бухгалтеров и многих других. А как можно проложить путь к профессиям в этой сфере? Давайте узнаем из следующего ролика. Но сначала — возьмите ещё по одному кусочку пазла!

Педагог раздаёт командам кусочки пазла.

Видеоролик о направлениях образования

Текст видеоролика:

Специалисты транспортной отрасли решают множество задач: прокладывают маршруты, управляют перевозками и заботятся о безопасности, придумывают и совершенствуют

машины, поезда, корабли и самолёты. А начинается этот путь со школы!

Какие предметы понадобятся будущим капитанам кораблей, машинистам поездов, водителям, бортпроводникам, логистам или диспетчерам? Во-первых, математика! Она поможет составлять маршруты, анализировать данные и рассчитывать затраты.

Физика объяснит, как устроены транспортные средства и их механизмы. География — незаменимый предмет для тех, кто хочет понимать карты и маршруты, знать особенности разных регионов.

И, конечно, информатика. В современном мире транспорт всё больше зависит от цифровых технологий. Если вы хотите разрабатывать системы для беспилотных машин или работать с логистикой, знания по информатике вам точно пригодятся!

И уже сейчас можно получить практические навыки: кружки по робототехнике, моделированию, автомобильные клубы и секции помогают узнать, как устроены автомобили и поезда, их ремонт и обслуживание. Если мечтаете стать пилотом, клубы по авиамоделированию откроют перед вами мир авиации.

Транспорт — это отрасль для людей с разными интересами и талантами. Хотите водить поезда или самолёты? Конструировать машины? Интересуетесь логистикой и планированием? Здесь каждый найдёт своё.

Но сейчас вам не нужно жать на газ! У вас впереди много времени, чтобы выбрать профессию. И если вы поймёте, что вам с этой сферой по пути, изучите укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки (УГСН). Это классификация, которая объединяет похожие профессии и области знаний в крупные группы. Вот несколько примеров:

Техника и технологии наземного транспорта. Это направление познакомит вас с автомобилями, поездами, автобусами и другими видами наземного транспорта. Вас научат понимать, как работают двигатели, системы безопасности и навигации, а также как можно улучшить транспортные технологии, чтобы сделать их более эффективными.

Авиационная и ракетно-космическая техника. Это направление откроет перед вами мир самолётов, вертолётов, ракет и космических кораблей. Вас познакомят с технологиями, которые помогают летательным аппаратам преодолевать земное притяжение и отправляться в космос.

Аэронавигация и  эксплуатация  авиационной  и  ракетно-космической  техники.  Здесь вы узнаете, как специалисты координируют движение воздушных судов, чтобы обеспечить их безопасность, а также как контролируются ракеты и спутники в космосе.

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта. Вас научат, как организовать перевозки по рекам, морям и океанам, и как следить за состоянием кораблей, чтобы они могли безопасно перевозить грузы и пассажиров.

После школы у вас будет много возможностей продолжить обучение в сфере транспорта. Можно поступить в колледжи и техникумы, где обучают специальностям, связанным с

обслуживанием транспортных средств. Или же выбрать вузы, где вы сможете изучать транспортные технологии, авиастроение и машиностроение.

Транспортная сфера помогает объединять весь мир и решать глобальные задачи. Еда, одежда, лекарства, техника — всё это доставляется с помощью транспорта. Возможно, именно вы станете частью этой важной отрасли и будете участвовать в её развитии в будущем! Пусть на вашем пути всегда горит зелёный свет.

Заключительная часть

Анонс от проекта Знание.Игра

Слово педагога: Дорогие ребята! Если вы принимаете участие в интеллектуальном чемпионате курса «Россия — мои горизонты» и прокачиваете свои знания вместе с проектом Знание.Игра Российского общества «Знание», то напоминаю вам, что игра проходит в три этапа: 12 октября и 16 ноября прошли первые два этапа, а к третьему можно будет подключиться 21 декабря.

Все подробности можно найти в личном кабинете в Профиграде https://bvbinfo.ru/lk- student/dashboard.

Подведение итогов. Рефлексия

Слово педагога: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что для вас оказалось самым интересным и запоминающимся?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Представьте, что вам выпал шанс работать в сфере транспорта. Чем бы вы хотели заниматься? Какие рабочие задачи выполнять?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Какие из ваших интересов могли бы реализоваться в этой сфере? Не забудьте записать ответ на этот вопрос в свою тетрадь. Сейчас вы только начинаете свой профориентационный путь, но в будущем такие маячки помогут вам найти направление, где можно будет воплотить ваши самые разные интересы. Кто хочет поделиться, какие интересы ему хотелось бы реализовать в этой сфере?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо за такие прекрасные ответы, вы молодцы и прекрасно поработали. Сейчас я раздам вам последние кусочки пазла, и вы сможете собрать картинку, связанную с темой сегодняшнего занятия. У ваших команд получатся разные картинки, так что, когда закончите, обязательно поделитесь результатом с одноклассниками!

Педагог раздаёт кусочки пазла, обучающиеся в командах собирают свои картинки, а затем показывают друг другу, что получилось.

Итоговое слово педагога

Слово педагога: Ребята, спасибо за ваши активность и старания. Сегодня вы узнали, как важна сфера транспорта, и увидели, какой труд стоит за простой поездкой на метро или автобусе. Эта сфера делает нашу жизнь удобной и комфортной. Если вам понравилась эта тема, попробуйте изучить её за пределами нашего занятия. Например, вы можете спланировать небольшую поездку в парк или музей вместе с семьёй и подумать, на каком транспорте вы можете туда добраться и какие профессии будут делать вашу поездку комфортной. Это поможет применить полученные знания на практике. Увидимся на следующих занятиях! Спасибо!