Олимпиада ВСОШ 5 класс Русский язык 2024-2025 задания и ответы — школьный этап

Олимпиада ВСОШ 5 класс Русский язык 2024-2025 задания и ответы - школьный этапПоделиться:

Олимпиада ВСОШ 5 класс Русский язык 2024-2025 задания и ответы — школьный этап — это ежегодное мероприятие, которое проводится для учащихся 4–11 классов. Олимпиада состоит из нескольких этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

На каждом этапе участникам предлагаются задания, направленные на проверку знаний в области русского языка, лингвистики и литературы. Задания могут включать в себя вопросы по орфографии, пунктуации, грамматике, лексике, стилистике, а также анализ текстов и решение лингвистических задач.

Победители и призёры заключительного этапа получают право на поступление без экзаменов в любой вуз страны по профилю олимпиады. Также победители и призеры заключительного этапа могут претендовать на получение гранта Президента РФ.

Олимпиада ВСОШ 5 класс Русский язык 2024-2025 является важным мероприятием для школьников, которые интересуются русским языком и хотят проверить свои знания. Она помогает выявить талантливых учеников и способствует их дальнейшему развитию в области филологии.

Примеры вариантов задания по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

  1. В тексте встречается слово, которое в современном русском языке содержит орфограмму «непроизносимая согласная в корне слова». Запишите это слово в начальной форме в соответствии с современной орфографией.
  2. Слово узьрю исторически родственно существительному из отрывка поэмы

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Руслан один в пустынном поле; Запрыгав, с карлой за седлом, Русланов конь нетерпеливый Бежит и ржёт, махая гривой; Уж князь готов, уж он верхом, Уж он летит живой и здравый Через поля, через дубравы.

Но между тем какой позор Являет Киев осаждённый?

Выпишите это существительное.

  1. Какую приставку с исторической точки зрения можно выделить в слове

«узьрю»?

  1. Выберите неправильный перевод фрагмента текста.
  • И вот размышляя так в уме своём…
  • …шёл к брату своему и говорил в сердце своём…
  • То пони увижу, то лисицу брата моего…
  • …братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина.

Прочитайте текст и выполните задания 5–6.

В русском языке есть два зашифрованных буквами А и Б существительных, которые содержат исторически один и тот же корень. Существительное А содержит суффикс и относится к 1-му склонению. В существительном Б суффикса нет, оно относится к 3-му склонению.

В некоторых из приведённых ниже примеров на месте пропуска должно стоять существительное А, а в других – существительное Б.

  • Площадь поверхности одной куба равна 25 см2. [Владимир Лукашик, Елена Иванова. Сборник задач по физике. 7–9 кл. (2003)]
  • В гражданской войне победил Франко, и они бежали в 1938-м через испано- французскую . [Вадим Крейд. Георгий Иванов в Йере // «Звезда», 2003]
  • Исчезла между будущим и настоящим, между настоящим и прошлым. [Л. Н. Андреев. Ложь (1900)]
  • Все Гришины одноклассники уже побывали за , он был чуть ли не единственным, кого не вывозили никуда дальше Красной Пахры. [Людмила Улицкая. Пиковая дама (1995–2000)]
  • Голос её непривычно звенел, похоже, она была на срыва, истерики, не знаю чего. [Вера Белоусова. Второй выстрел (2000)]
  • В моей творческой жизни было немало разных постановок «Хованщины», и каждая добавляла к образу моей героини новые краски, новые её характера. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]
  • Поскольку этот тип людей охраняет свои личные весьма и весьма ревностно, самой большой ошибкой было бы грубое в них вторжение. [Дарья Ефремова. Игры в сторону! // «Психология на каждый день», 2010]
  1. Какие существительные заменены буквами А и Б? Напишите их начальные формы.

А:                                      

Б:                                      

  1. Разделите предложения на две группы. Одно предложение нельзя однозначно отнести ни к одной из групп.

Группа 1: в примере пропущено существительное А. Номера предложений:                                                      Группа 2: в примере пропущено существительное Б. Номера предложений:                                                   

Нельзя однозначно отнести ни к одной из групп предложение №:        .

7.  «Однокоренные слова»

Найдите в каждом ряду лишнее слово по одному и тому же принципу.

  • резьба – порез – резерв – резчик
  • буян – буёк – буйство – буйный
  • гараж – огород – загораживать – преграда
  • тростник – трость – тростинка – трос
  1. В русском языке предлоги могут быть многозначными. Соотнесите предлоги и их значения, которые появляются в приведённых примерах.

 

ПредлогиЗначения
1)        сидеть в комнате

2)        платье в горошек

3)        идти на север

4)        на следующей неделе

А) место Б) время

В) указание на форму, вид, размер Г) направление

Д) предназначение предмета (для чего предназ- начен предмет)

Е) указание на цель

 

  1. Прочитайте стихотворные примеры.
    • В лунном кружеве украдкой Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой Улыбнулась Магдалина.

(С.А. Есенин)

  • Уж нет её, сей веры милой

К твореньям пламенной мечты… Добыча истине унылой

Призраков прежних красоты.

(В.А. Жуковский)

  • Будущим поэтам, для меня безвестным, Бог оставит тайну – память обо мне:

Стану их мечтами, стану бестелесным,

Смерти недоступным, – призраком чудесным В этом парке розовом, в этой тишине.

(И.А. Бунин)

  • Горит; но сей огонь – призрак! Пылающа единым взглядом,

Она обвита вечным хладом, В ней яд, её одежда – мрак.

(И.А. Крылов)

Укажите два фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково (пусть это будет первая группа), и другие два фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Ответ запишите, указав номера примеров в каждой группе.

  1. Укажите строчку(-и), в которой(-ых) все глаголы относятся к первому

спряжению:

  • глядеть, гореть, греметь, гудеть
  • храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть
  • журчать, звучать, кричать, лежать
  • бить, лить, пить, шить

11–12. На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений. Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

  1. Слово (1)                                      –      наименование   красиво   цветущего

травянистого растения (9 букв), в этом наименовании в современном языке выделяется отрицательная приставка. Слово запишите в начальной форме.

Исторически однокоренные слова:

(1.1) Русское народное эпическое сказание:                   (ж. р., 6 букв).

(1.2) Таким бывает время у глагола:                   (7 букв).

(1.3) Предмет, звуком выводящий из состояния сна:                  (м. р., 9 букв).

Слова запишите в начальной форме.

 Слово (2)                                  –   народное   наименование   травянистого

цветущего лекарственного растения (7 букв), употребляется только во мн. ч., при этом является омонимом к уменьшительной форме мн. ч. слова (2.1).

Слово запишите в именительном падеже.

(2.1) Часть пальца человека:                   (6 букв).

(2.2) Одна из конечностей:                     (4 буквы).

Слова запишите в начальной форме.

 Прочитайте предложения и выполните задания 13–14.

  • Я встретил это чрезвычайное происшествие в семьи.
  • Я долго стоял в света около подъезда.
  • Живя в Петербурге, ежедневно встречаясь с писателями, находясь в        

людей образованных, Кольцов много писал.

  • Зайчик в бытия

Воплотился в соловья.

  1. Восстановите пропущенное слово и запишите его на месте пропусков. Нужно вставить слово в каждом случае. Слово последовательно записывайте в той форме, которую считаете правильной.
  2. В каком падеже стоит пропущенное слово?
  • Именительный падеж
  • Родительный падеж
  • Дательный падеж
  • Винительный падеж
  • Творительный падеж
  • Предложный падеж

Прочитайте текст и выполните задания 15–16.

Этот человек – морской офицер, офтальмолог, учёный, писатель-сказочник, собиратель фольклора, этнограф, лингвист и общественный деятель.

При упоминании имени Казака Луганского мы обычно представляем его, прежде всего, мудрым старцем, как изображали его на портретах, и автором знаменитого

«Толкового словаря живого великорусского языка». А оказывается, что среди его заслуг далеко не только «Толковый словарь…». Так кем же был он? Военным? Врачом? Писателем? Этнографом? Для каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Есть ли он у вас?

  1. Назовите фамилию этого человека (ответ запишите в именительном падеже единственного числа; записывается только фамилия).
  2. В этом тексте встречается слово, о близком «историческом родственнике» которого в этимологическом словаре написано так:

«Общеслав. Того же корня, что жемайтск. Slaugà – “слуги”, pãslauga – “помощь”, “дружина, рядовые воины”».

Выпишите это слово в той форме, в которой оно стоит в тексте.

17–18. Шифр – система преобразований, зависящая от некоторого секретного ключа и предназначенная для сохранения секретности информации. Ниже приводится зашифрованное слово «лингвистика»:

Лингвистика – 13-10-15-4-3-10-19-20-10-12-1

  1. Зашифруйте слово «олимпиада», выберите правильный вариант ответа. 1) 16-10-13-14-17-10-1-5-1

2) 16-13-10-14-18-10-1-5-1

3) 16-13-10-14-17-10-1-5-1

4) 16-14-10-13-17-10-1-5-1

  1. Расшифруйте 21-25-6-2-15-10-12, выберите правильный вариант ответа:
  • учебный
  • учебник
  • учёба
  • ученик