Разговоры о важном 10 февраля 2 класс «Арктика — территория развития»

Разговоры о важном 10 февраля «Арктика — территория развития»Поделиться:

Говорим о важном с Русланом Сасовым Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 21

Арктика – территория развития

Цель занятия: формирование первичных представлений обучающихся  об  Арктике,  об  истории  ее  исследования и жизни людей; понимания стратегического значения Арктики для  развития  страны  и  укрепления  позиций  России на международной                                                арене;            воспитание                                                чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики и устойчивое развитие региона.

Основные смыслы:

  • Арктика – стратегически значимая территория и ресурсная база России.
  • История исследования и освоения Арктики – особая страница в истории достижений России, трудовых подвигов людей, научных открытий.
  • С развитием Арктики неразрывно связана важнейшая транспортная магистраль региона – Северный морской путь, освоение которого возможно благодаря единственному в мире российскому атомному ледокольному флоту.
  • Направления развития Арктики обширны и связаны с социальными, экономическими и экологическими аспектами жизнедеятельности человека на Севере нашей Родины.
  • Арктика – сокровищница уникального природного и культурного наследия России.

Формирующиеся ценности: патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие  предполагает  использование  видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;

|

  • видеоматериалы;
  • интерактивные задания;
  • презентация.

Партнер занятия: Госкорпорация «Росатом».

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма беседа.

Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика- интервью, рассказ учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом.

Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.

 

Учитель: Наш сегодняшний разговор мы начнем с… песни.

Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма «Умка». Примерные вопросы для обсуждения:

  • Знаком ли вам этот мультфильм?
  • О чем и о ком он?
  • Где происходит действие?

Ответы обучающихся.

Учитель: Главные герои живут в очень холодной части нашей страны и всей планеты. Знаете ли вы, как называется это место и где оно расположено?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте узнаем об этой особенном месте на нашей планете, о тех, кто там живет и работает.

|

Основной этап

Учитель: Я немного расскажу вам об этом удивительном месте, а вы постарайтесь запомнить как можно больше фактов. Для этого можете загибать каждый раз пальчик.

Арктика – это территория вокруг Северного полюса Земли, включая Северный Ледовитый океан. Эта территория поделена между несколькими странами: Россией, Норвегией, Данией, США и Канадой. России принадлежит самая большая часть этой территории.

Очень большую площадь Арктики и летом, и зимой занимают льды. С самолета они кажутся устойчивыми, но на самом деле находятся в непрерывном движении. Льдины то сходятся, то расходятся, напирают друг на друга с грохотом и треском. Попробуйте закрыть глаза и представить этот треск.

В Арктике обитает множество уникальных                                                                                              животных: белые медведи, северные олени, моржи, тюлени, усатые киты.

С сентября по апрель в Арктике можно наблюдать одно из самых красивых на земле явлений – Северное сияние.

Итак, сколько интересных фактов вы узнали? Давайте попробуем их вспомнить.

Ответы обучающихся.

Учитель: Но, несмотря на суровые климатические условия, земли Арктики издревле привлекали путешественников и исследователей. Как вы думаете, что же привлекало людей в этих холодных и опасных краях?

Ответы обучающихся.

Учитель: Во-первых, путь через Северный Ледовитый океан – это возможность наладить сообщение, доставку грузов между отдаленными населенными пунктами Севера.

Во-вторых, Арктика хранит огромные запасы полезных ископаемых.

В-третьих, исследование ее уникальной природы, климата,  льдов,  животных  может  очень  многое  дать для развития науки.

|

Много экспедиций по льду к Северному полюсу возвращалось, не достигнув цели. Корабли, попавшие в лед, терпели бедствия из-за сжатия. Прошло много столетий, и люди научились строить суда, которые могут ускользнуть от сжимающегося льда. Как называются эти суда, ребята?

Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, ребята, это ледоколы. Ледокол – это судно, которое может проходить сквозь толстые льды северных морей. Главное отличие его конструкции – особая, яйцевидная форма корпуса. Благодаря такой форме лед не сможет раздавить судно, а будет выдавливать его. Для работы первых ледоколов использовалась энергия пара – то есть это были ледоколы-пароходы.

Но для успешного освоения Арктики необходим был такой ледокол, который сможет пробиться сквозь самые мощные арктические льды. И такой ледокол в итоге создали: у него был больший вес, мощный нос и толстые борта, чтобы одолевать самый толстый лед. Но как же обеспечить такой мощный ледокол топливом, да еще и для длительных походов?

Ответы обучающихся.

Учитель: На помощь создателям мощного ледокола пришла атомная энергия. Только вдумайтесь: атомному ледоколу для работы достаточно всего несколько граммов ядерного топлива в день!

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» начал свою работу 3 декабря 1959 года, эта дата считается Днем рождения атомного ледокольного флота, в прошлом году праздновали его 65-летний юбилей.

Именно благодаря атомным ледоколам возможность побывать на Северном полюсе появилась даже у детей. Ежегодно   проходит   научно-просветительский   проект

«Ледокол знаний», в рамках которого школьники могут отправиться  к  макушке  планеты.  В  августе  2024  года в арктической экспедиции Росатома вместе с одаренными ребятами, учеными и экспертами атомной отрасли поучаствовал известный российский актер Марк Эйдельштейн

|

и   взял   интервью   у   капитана   атомного   ледокола

«50 лет Победы» Руслана Сасова. Давайте его посмотрим.

Учитель       организует       просмотр       и        обсуждение

видеоинтервью   с   капитаном   атомного   ледокола

«50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Русланом Владимировичем Сасовым. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что в видеоролике произвело на вас самое большое впечатление?
  • Как вы     думаете,     почему     Руслан           Владимирович гордится своей работой?
  • Какие качества      Руслан      Владимирович                 считает необходимыми для капитана?

Учитель: Атомный ледокольный флот – гордость России. Атомные  ледоколы  есть  только  у  нашей  страны.  Как вы думаете, ребята, сколько сейчас в мире атомных ледоколов? Подсказка была в интервью капитана.

Ответы обучающихся.

Учитель: В состав атомного ледокольного флота России сейчас входит 8 атомоходов. Это мощные гиганты высотой в несколько этажей! Высота самого первого в мире легендарного атомного ледокола «Ленин» – 47 метров! Это как высота 15-этажного дома. Весит такое судно как 130 синих китов, а его мощность – 44 тысячи лошадиных сил.

С тех пор наука и технологии шагнули далеко вперед. Высота самого мощного на сегодняшний день атомного ледокола «Арктика» – почти 60 метров, он способен преодолевать льды толщиной до 3 метров. Посмотрите на слайд презентации. Что производит на вас самое большое впечатление?

Ответы обучающихся. Учитель может прокомментировать слайд презентации.

Учитель: Арктика сурова, но не безлюдна. На территории Арктики и в приарктической зоне живут люди. Как вы думаете,

|

как живут там люди? Что надевают, что едят? Чем занимаются? Посмотрите  на  фотографии,  они  помогут  вам  ответить на вопросы (презентация к занятию).

Ответы обучающихся.

Учитель: Многие жители Арктической зоны занимаются разведением северных оленей, поэтому ведут кочевой образ жизни. Как вы это понимаете?

Ответы обучающихся.

Учитель: Это значит, что семьи оленеводов со своими стадами не живут в одном и том же месте, а переезжают, причем круглый год, иногда раз в несколько недель, а иногда и каждые два-три дня. Это от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.

И конечно, дети кочуют вместе с родителями. Но как же они учатся? Как вы думаете, может ли школа переезжать раз в несколько дней?

Ответы обучающихся.

Учитель: Оказывается, может. Дети учатся в кочевой школе.  Уроки  им  дает  учитель,  который  кочует  вместе с оленеводами. Как вы думаете, чем отличается учеба в такой школе? Как проходит день школьника?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель: Давайте узнаем еще несколько удивительных фактов об Арктике и повторим то, о чем говорили сегодня.

Учитель организует выполнение интерактивного задания

«Арктика: правда или вымысел?».

 

Учитель: 28 февраля отмечается день Арктики. Как вы думаете, почему такой день появился в нашем календаре?

|

Ответы обучающихся.

Учитель: Мы все должны понимать, что Арктика – это уникальная территория, и она играет огромную роль в жизни нашей страны.

Постразговор

Что почитать:

  • Сто великих тайн Арктики. – М.: Вече,
  • Арктика —  мой  дом.  История  освоения  Севера в биографиях знаменитых людей: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы,
  • Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы, 1999.
  • Волкова Н. Г. Сквозь лед. Атомные ледоколы – Росатом,
  • Журнал «Мурзилка»,       №      6,      июнь       1934     г.: https://view.nebdeti.ru/web/viewer.html?item_id=6a639 47d-d505-41df-a6b3- 99fbcf6ba6a2#page=1&spread=2&zoom=page-fit

Что посмотреть:

  • мультфильм «Атомные ледоколы» из мультсериала

«Вася Атомный Движ»: https://rutube.ru/video/d9ada5a5bdcabf8c156bfa6fd2d 77f97/;

  • цикл мультфильмов «Песнь севера», 2023;
  • мультсериал «Дети Арктики», 2021;
  • х/ф: «В Арктику», 2023, 6+.

Проектная и творческая деятельность для обучающихся – жителей приарктических территорий: творческая работа «Моя Арктика»: письмо, эссе, настольная игра, лэпбук или видео с рассказом о своем крае ребятам из других регионов.

|

Дополнительные материалы по теме:

  • «Полюс притяжения»: интерактивный мультимедийный проект (история освоения Арктики, особенности жизни и работы в арктическом регионе, его будущее). Викторина «Неизвестная                                         Арктика». http://arctic.ria.ru/chapter1/;
  • Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры:  https://atlaskmns.ru/page/ru/index.html/
  • «Дети Арктики»: портал о коренных народах Севера»: https://arctic-children.com/