ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»
Цели занятия:
- знакомство с Основным законом страны;
- формирование представлений о важности Конституции в жизни гражданина;
- воспитание чувства гражданского долга и ответственности.
Основные смыслы: Конституция – это главный закон, в котором закреплены основные принципы организации нашего общества, базовые ценности народов Российской Федерации. В ней говорится о правах и обязанностях каждого, о справедливости и безопасности, о любви к семье и уважении к человеку труда.
Конституция является основой единства и целостности государства и залогом дальнейшего развития России и самореализации её граждан. И задача всех граждан России – чтить основной закон нашей страны и соблюдать его правила.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: решение кейсов, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеоролик,
− презентационные материалы.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель (демонстрация презентации). Рассмотрите изображения. Что объединяет данные изображения?
Ответы обучающихся (правила).
Учитель. Для чего нужны любые правила?
Ответы обучающихся.
Учитель. Для всех граждан России тоже существуют правила – законы – правила, установленные государством. Если их соблюдать, то в стране будет порядок.
Учитель. Посмотрите на экран. Перед вами ряд характеристик. Какое слово их объединяет?
- «устройство», «учреждение», «установление»;
- строение организма, телосложение человека, обусловленное
определённым соотношением в развитии органов и тканей;
- редкое женское имя;
- основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.
Ответ обучающихся: все характеристики объединяет слово
«конституция».
Учитель. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Посмотрим видеоролик, познакомимся с историей становления основного закона в России.
Демонстрация видеоролика, напоминающего обучающимся об истории принятия Конституции в нашей стране.
Первый письменный свод законов, который назывался «Русская Правда», появился ещё при князе Ярославе Мудром в XI веке. Её основные принципы – это справедливость, милосердие и забота о людях. Эти же принципы отражены во многих статьях Конституции РФ, что свидетельствует о глубоких исторических корнях текста главного закона страны.
Конституция Российской Федерации – это основной документ нашего государства. В нём содержатся самые главные правила, по которым живём мы, граждане России.
Каждый имеет право выбирать труд и профессию. Каждый имеет право на отдых.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на образование.
У граждан России есть не только права, но и обязанности.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.
Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Часть 2. Основная.
Учитель. Ребята, как вы полагаете, нужно ли изучать Конституцию?
Ответы обучающихся.
Учитель. Почему важно знать свои права и обязанности? Что может быть, если люди не будут исполнять свои обязанности гражданина страны?
Ответы обучающихся.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Знание человеком своих прав и обязанностей важно для защиты собственных интересов. Это помогает ему избежать нарушений закона, а также понимать, когда другие люди допускают злоупотребления своими правами во вред обществу. Кроме того, знание обязанностей позволяет гражданину выполнять их правильно и ответственно, активно участвовать в общественной жизни, оказывать влияние на принятие решений и условия своей жизни.
В Конституции Российской Федерации 137 статей. Вы будете изучать их в дальнейшем на уроках обществознания. Сегодня мы рассмотрим содержание отдельных глав Конституции и поговорим о том, что нам позволяет и что не позволяет делать Основной закон, как регулирует жизнь людей и общества.
Решение кейсов «Наши права и обязанности»
Кейс 1. В воскресенье утром мама попросила свою дочь Катю заправить постель и услышала в ответ: «Мама, я не буду этого делать, потому что согласно Конституции у меня есть право на отдых».
Вопрос: Права ли Катя?
Дискуссия, ответы обучающихся.
Учитель: Ситуация показывает, что мы имеем дело с отношениями мамы и ребёнка, то есть речь идёт о семье. В Конституции действительно есть статья
«Каждый имеет право на отдых» (Статья 37. п.5.). Но она имеет продолжение:
«Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Какой вывод вы можете сделать?
Ответы обучающихся.
Вывод, к которому должны прийти обучающиеся: право на отдых относится к взрослым людям, которые трудятся. То есть эта статья не распространяется на детей и не регулирует отношения в семье.
Учитель: В семье отношения строятся на взаимопомощи, взаимодействии, у каждого члена семьи есть свои обязанности. О распределении обязанностей договариваются члены семьи. Это некие правила, которые помогают чувствовать себя нужным, важным, полезным. В каждой семье есть свои традиции, свои ценности, свои особенные правила, свои договорённости.
Можно ли подобным образом договориться людям, живущим в огромной стране?
Ответы обучающихся.
Учитель. В нашей стране живёт много людей, много национальностей, много религий, и для регулирования жизни всей страны нужен документ. Им и является Конституция.
Учитель. А теперь скажите, какие выводы вы сделали для себя? Как поступили бы в такой же ситуации, как Катя?
Ответы обучающихся.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Знание своих прав не отменяет понимание того, что у каждого человека есть и обязанности. А если в семье каждый старается поддерживать тёплые отношения и уважает других, всегда можно найти выход из конфликтной ситуации. И совсем не обязательно ссылаться на Конституцию, достаточно просто сделать то, что просит мама – поддерживать порядок в своей комнате способен даже маленький ребёнок.
Кейс 2. Десятилетний Миша ещё не выздоровел после простудного заболевания, но решил пойти на день рождения к другу в воскресенье. Родители ему запретили. Миша возмутился, сказав, что они ограничивают его конституционное право на свободу передвижения.
Вопрос: Прав ли, Миша?
Дискуссия, ответы обучающихся.
Учитель. Обратимся к статьям Конституции и прокомментируем их.
Как и в первой, рассмотренной нами ситуации, Конституция регламентирует права совершеннолетних людей (Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет). Статья 38. п.2.: забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Из неё следует, что родители заботятся о здоровье своего ребёнка, поэтому запрещают пойти на праздник.
В Конституции есть также статья, в которой говорится, что
«осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Статья 17. п.3.)
Миша болеет, а значит, он может принести вирусную инфекцию на праздник и заразить других детей. Можете ли вы привести схожие ситуации, когда мы можем своими действиями заботиться о других людях?
(Начиная с 2020 г., когда распространилась коронавирусная инфекция, и сегодня во время простудных заболеваний, мы стали носить маски, чтобы не заболеть и не заразить других людей.)
Учитель. Ребята, а как бы вы поступили на месте Миши?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Миша полагает, что хороший друг всегда должен быть рядом. Мы можем предположить, что Миша готов не только повеселиться на дне рождения, но и помочь своему другу, например, сделать домашнее задание. Но хороший друг обязательно подумает и о том, чтобы не причинить вред, не подвергать своего друга опасности (в данном случае – заразиться инфекционным заболеванием). Забота, уважение, искреннее дружеское отношение к своему другу не позволили бы Мише поехать на день рождения, если он болен и может причинить вред окружающим.
Часть 3. Заключение.
Учитель. Ребята, подведём итог. Как вы теперь ответите на вопрос, который был задан в самом начале – почему нужно изучать Конституцию? Зачем человеку знать свои права и обязанности?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как соотносятся между собой права и обязанности?
Ответы обучающихся.
Выводы, к которым должны прийти обучающиеся:
у человека и гражданина не может быть только круг прав, должны быть и обязанности – это отражено в Конституции;
при возникновении прав всегда возникают обязанности;
реализуя свои права, мы не должны нарушать права и свободы других людей.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Важно понимать, что Конституция устанавливает основные принципы, по которым устанавливается государственный строй и жизнь российского общества.
Но отношения в различных сферах человеческой жизни регулируются специальными законами. Например, есть Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации – как вы думаете, какие отношения регулируют эти правовые акты?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно. Правовые отношения, возникающие между работником и работодателем, регулируются Кодексом законов о труде. Вопросы защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак – Семейным кодексом и т. д.
Но подумайте, ребята, а что ещё нужно для общения с родителями, бабушками и дедушками, близкими и родными, друзьями, одноклассниками и учителями?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, ребята! Прежде всего, уважение! В семье – ещё и любовь к своим родным людям, в школе – дружеские отношения. Крепкая семья, дружба, взаимопомощь и взаимоподдержка – очень важные ценности, которые в нашем обществе передаются от поколения к поколению.
Учитель. Ребята, возвращаясь к теме сегодняшнего занятия – мы сегодня с вами убедились в том, что изучать, понимать и следовать Конституции очень важно. Вообще, знание Основного закона страны и других законов позволяет правильно выстраивать отношения с людьми во всех сферах жизни, и поэтому вы будете изучать Конституцию и законодательство России на уроках обществознания (для 5 класса) / вы изучаете Конституцию и законодательство России на уроках обществознания (для 6–7 классов).
Помните, что согласно ей права и свободы принадлежат вам от рождения, все граждане равны перед законом. Знайте свои права, но при этом не забывайте и помните о своих обязанностях.
А сама Конституция, создавая условия для защиты прав и свобод каждого человека, а также гарантируя справедливость и равенство перед законом, является фундаментом развития нашего общества. Кроме того, Конституция может служить основой для разработки других законов и нормативных актов, которые направлены на улучшение жизни людей и развитие общества в целом.