Разговоры о важном 18 декабря 2023 года СПО

Поделиться:

Говорим о важном с Ю. Гагариным Смотреть

Цель    занятия:  формирование   уважительного                  отношения к Героям России, гордости за их подвиги, развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве по отношению к Родине. Формирующиеся ценности: достоинство, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,     справедливость,     взаимопомощь     и                  взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • тезисный план;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролик;
  • дополнительные материалы.

Структура занятия

Мотивационно-целевой этап: приветствие, актуализация знаний

Основной этап: дискуссия с использованием презентации.

Заключительный этап: анкетирование, беседа.

Мотивационно-целевой этап

Слайды 1–2

Педагог: Сегодня наше занятие посвящено Дню Героев Отечества, который мы отмечаем 9 декабря. Наша страна удивительна, ее история многогранна и неповторима! Особый вклад в достижение мира и благополучия на российской земле внесли Герои нашей страны, отличительными чертами которых во все исторические периоды были патриотизм, горячая и бескорыстная любовь к Родине. Без преувеличения эти качества можно назвать национальной особенностью российского народа.

Основной этап Слайд 3

Педагог: В многовековой истории России было немало героев,

прославивших наше государство на весь мир, сумевших отстоять его честь как в мирное, так и в военное время. Мы гордимся нашими героями и чтим их огромный вклад.

– Каких героических личностей из нашей истории вы можете назвать? Имена некоторых из них мы уже называли на занятиях «Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «День спецназа», «День народного единства».

Ответы обучающихся

(Герой – это самоотверженный, доблестный человек, в одиночку бросающий вызов трудностям).

Слайд 4

Педагог: Часто, столкнувшись с трудностями или настоящим бедствием, оказавшись в сложных и непривычных для себя обстоятельствах, мы становимся бессильны, теряемся, не знаем, как поступить. В такой непростой ситуации оказались два брата – Илья и Саша Хатанзейские (11 и 14 лет).

9.01.2023 года вблизи поселка Каратайка Ненецкого автономного округа из-за сильного обледенения потерпел крушение самолет АН-2. На борту находились 10 пассажиров (среди которых были братья Хатанзейские) и два члена экипажа. В результате крушения погибли два человека – пилот и один из пассажиров, несколько человек получили ранения различной тяжести.

Саша первым нашел огнетушитель, передал его старшим, после чего дозвонился до 112 и сообщил о случившемся.

Илья и Саша совместно с двумя взрослыми вытаскивали из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно, а затем укрывали их от холода. Они приложили все усилия, чтобы не дать людям погибнуть в огне.

В  одном   из   интервью   Саша   Хатанзейский   заявил,   что

–         Что    помогло    ребятам    поступить    именно    так    в             данной ситуации?

  • Как вы думаете, испытывали ли они страх, о чем или о ком они думали в этот момент? Почему поступили именно так?

–   Сознавали ли ребята, что совершают геройский поступок?

Ответы обучающихся Слайд 5

Педагог: Данная история – это пример экстремальной ситуации,

в которой оказались наши герои и в которой может оказаться каждый из нас.

–         Как   вы   считаете,    что   поможет    человеку    повести             себя достойно?

  • Необходимо ли готовиться к такой ситуации? Или же человек будет действовать бессознательно, рефлекторно?

–   Можно ли говорить о бессознательном героизме?

Ответы обучающихся Слайд 6

Педагог:  А  как  вы  считаете,  человек,  какой  профессии  может стать героем?

  • Можно ли считать героем того, кто всю жизнь посвятил одной

профессии?

  • Знакомы ли вам люди, героически проявившие себя в своей профессии? Как вы понимаете фразу «подвиг каждый день»?

Ответы обучающихся

Слайд 7

Педагог: А есть ли герои среди нас? Не герои военного времени, а люди, которые каждый день совершают подвиг, меняют себя, окружающих, мир к лучшему, бескорыстно жертвуют собой. В

преддверии Дня волонтера мы с вами говорили о людях, бескорыстно помогающих другим.

–   Являются ли волонтеры героями?

  • Помощь, поддержка,  жертвование собой или  собственными интересами во имя других это подвиг, героический поступок?

Ответы обучающихся Слайды 8–9

Педагог:  Безусловно,  самая  героическая  профессия  –  это

военный! Служба военных связана с риском для жизни, они каждый день находятся на страже спокойствия нашей Родины и в любую минуту готовы прийти на помощь. Уже не раз на наших занятиях мы выказывали почет и уважение нашим военным!

Во время спецоперации на Украине российские военнослужащие выполняют боевые задачи в тяжелейших условиях, несмотря на все трудности, они всегда готовы прикрыть своего товарища и рискнуть своей жизнью ради спасения других людей.

В Российской Федерации в 1992 году принят закон «Об установлении звания Героя Российской Федерации», высшая награда страны присуждается «за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига». Знаком отличия является медаль «Золотая Звезда». В 2022 году большинство

получил тяжелое ранение, но отстреливался до последнего боеприпаса. Оставшейся гранатой Гаджимагомедов подорвал себя и пытавшихся схватить его противников.

Наша страна гордится своими героями! Некоторых из служащих отдельно отмечает Министерство обороны в своих социальных сетях, рассказывая историю военнослужащих, однако, не обо всех подвигах и героических поступках информация находится в открытом доступе.

–     Как  вы  думаете,  такой  геройский  поступок  был  осознанным выбором, нравственным долгом, мог ли герой поступить иначе?

Ответы обучающихся

Педагог:   Вы   знаете,   что   сейчас   нашу   Родину   защищают военнослужащие,  руководствуясь,  прежде  всего  чувством  чести  и долга. Таким является Юрий Гагарин — бизнесмен, бывший морской пехотинец, отец семерых детей, о решении которого, — добровольно отправиться  на  передовую  —  узнала  по  факту.  Юрий  участвовал  в самых тяжелых боях и сегодня его позывной «Ангел» известен многим из нас. Предлагаю посмотреть его видео-интервью.

видеоролик Слайд 10

Педагог: А как вы считаете, стремление выделиться, отличиться, получить награду может стать стимулом для совершения геройского поступка? Как вы к этому относитесь?

утверждать, что это люди, разделяющие важнейшие нравственные ценности, готовые помочь другим в сложной ситуации, поддерживающие свое государство и отстаивающие его интересы. Это люди самых разных профессий и возрастов, живущие на территории нашей необъятной Родины. Каждый из нас может стать героем, выполняя свои каждодневные обязанности.

Педагог: Кто для вас является настоящим героем?

Ответы обучающихся Слайд 12

Педагог: Познакомиться с историями настоящих героев можно

на ресурсах:

 

«Твой герой»: https://heroes.rt.com/

 

 

 

 

 

«Герои России»: Герои России (heroes-russia.ru)

 

 

 

 

Фонд социально-культурных инициатив. Горячее сердце Горячее сердце – Всероссийская общественно- государственная инициатива (fondsci.ru)

 

 

 

Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» (deti-geroi.ru)

 

Рефлексивный (заключительный) модуль

Слайд 13

Педагог: Наше занятие сегодня было посвящено людям, которыми гордится вся страна, людям, поступки которых напоминают нам о том, что в любой ситуации, даже самой сложной нужно оставаться смелым и выдержанным, помнить о других, быть достойным героического прошлого нашей страны.

Но быть героем можно и в обычной жизни, исполняя свой долг, выполняя каждодневные обязанности, заботясь о других. Для тех, кто работает на опасных производствах, каждый день сопряжен с риском для жизни. Военные, полицейские, спасатели, врачи, выходя на службу, рискуют своей жизнью ради нас.

Герой – это не только тот, кто совершает поступок, герой – это тот, кто не равнодушен, это тот, для кого долг, честь – одни из важнейших ценностей! Герой – это тот, кто не может поступить иначе, когда кто-то рядом нуждается в его помощи!

Прекрасные слова об истинном герое принадлежат Алексею Толстому: «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее – это борьба за мощь, за изобилие, за счастье страны и народа».

Педагог: Давайте подведем итоги занятия.

Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.

Примерные вопросы для рефлексии:

−         Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

−         Узнали ли вы что-то новое о Дне Героев Отечества?

−         Узнали ли вы о людях, о поступках которых не слышали ранее?

  • О каких информационных ресурсах вы узнали?
  • Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
  • Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
  • О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
  • Довольны ли вы своим участием в занятии?

Ответы обучающихся