СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся по программам среднего профессионального образования
Новогодние семейные традиции разных народов России
Дата: 25 декабря
Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о роли и значении семьи и друзей в жизни человека; создание стимула к самосовершенствованию и планированию своего будущего; обогащение представлений о многообразии и единстве народов России.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: беседа с постановкой вопросов для обсуждения.
Основной этап: дискуссия, просмотр видеоролика.
Заключительный этап: беседа, интерактивная деятельность, анкетирование.
Мотивационно-целевой этап
Слайды 1–2
Педагог: Вот и подходит к концу 2023 год, мы на пороге нового, 2024 года. Это наш последний в уходящем году разговор о важном. И его хочется посвятить темам, близким всем нам, а кроме того, вспомнить все то, о чем мы говорили с вами на занятиях с начала учебного года. Давайте вспомним темы «Разговоров о важном», которые мы обсуждали.
Ответы обучающихся
Если обучающиеся затрудняются с ответом, педагог может напомнить темы занятий первого полугодия: «День знаний», «Там, где Россия», «Зоя», «Избирательная система России», «День учителя», «О взаимоотношениях в коллективе», «По ту сторону экрана», «День спецназа», «День народного единства», «Россия: взгляд в будущее»,
«О взаимоотношениях в семье», «Что такое Родина?», «Мы вместе»,
«Главный закон страны», «Герои нашего времени».
Педагог: Смотрите, получается, что больше всего мы говорили о Родине, семье, своем будущем и взаимоотношениях с людьми. Как вы думаете, почему?
Ответы обучающихся
Основной этап
Слайд 3
Педагог: Вот и на сегодняшнем занятии мы снова вернемся к этим вечным темам, главным для каждого человека, кем бы он ни был, где бы он ни жил. Впереди праздник, особенный праздник, Новый год. Поэтому наш сегодняшний разговор мы начнем с того, что постараемся понять, почему же этот праздник так любят все, независимо от возраста.
- Как вы думаете, почему?
- Что в этом празднике вам нравится больше всего?
Ответы обучающихся Слайд 4
Педагог: Да, Новый год связан для всех с атмосферой
волшебства, с нарядной елкой, сверкающими в ночной темноте яркими огнями, с пушистым снегом и медленно падающими снежинками, с подарками и добрыми пожеланиями. Детьми мы ждем этот праздник, потому что верим в чудеса, а став взрослыми, потому что можем сделать чудеса своими руками и подарить другим. Став взрослыми, мы начинаем больше ценить не подарки и веселье, а возможность разделить праздник с теми, кто нам дорог. И еще мы понимаем, что и елка, и подарки, и поздравления, и пожелания, и все, что связано с празднованием Нового года, – это наши традиции, которые объединяют людей и передаются от поколения к поколению. И встречать Новый год с самыми близкими людьми – это тоже традиция, недаром считается, что Новый год – семейный праздник.
- А какие новогодние традиции существуют в ваших семьях?
- Какие из них вы хотели бы сохранить в своей будущей семье?
Ответы обучающихся
Педагог: Да, важно не только соблюдать традиции своей семьи, но и сохранять, преумножать их для будущего поколения. И
Педагог: В России Новый год, 1 января – официально государственный праздник, но в традициях народов нашей страны, связанных с их верованиями и историей, Новый год отмечается и в другие даты.
Для рассказа о новогодних традициях народов России педагог может воспользоваться материалами из приложения к методическим рекомендациям к занятию или попросить студентов заранее подготовить короткие сообщения на данную тему. В основу этого этапа занятия также может быть положен региональный компонент – традиции празднования Нового года в конкретном регионе или населенном пункте, где расположена образовательная организация.
Педагог: А как вы думаете, что объединяет все традиции празднования Нового года?
Ответы обучающихся Слайд 6
Педагог: Конечно, во-первых, любой праздник объединяет
людей вокруг того или иного события. И во-вторых, Новый год – это окончание одного этапа жизни и переход к следующему, это подведение итогов и планы на будущее. Мы верим, что в будущем году нам удастся воплотить в жизнь наши мечты и желания, чего-то достичь, узнать или увидеть что-то новое, что-то сделать для себя и близких людей, ведь наши мечты и желания всегда связаны с теми, кто нам дорог.
– Что же каждый из нас оставляет в уходящем году и ждет от наступающего года? Давайте поделимся своими радостями и достижениями прошлого года и планами на будущий год.
Ответы обучающихся Слайд 7
Педагог: А еще очень важно в новогоднюю ночь помнить, что наше будущее неразрывно связано с будущим нашей страны, с ее благополучием и процветанием. Есть еще одна традиция новогодней ночи, единая для всей страны: перед боем курантов мы слушаем обращение Президента Российской Федерации. Оно тоже посвящено подведению итогов года и нашим общим надеждам и планам на будущее.
- Как вы думаете, почему Президент обращается к гражданам России именно в новогоднюю ночь?
- Почему это важно для нас, для страны?
Ответы обучающихся Слайд 8
Педагог: Да, в новогоднюю ночь всех людей объединяет не
только особая атмосфера праздника и веры в будущее. Под бой кремлевских курантов мы понимаем, что в этот момент миллионы людей от Калининграда до Камчатки, от берегов Северного Ледовитого океана до Черного моря испытывают те же чувства, мы ощущаем себя единым народом.
Заключительный этап
Слайд 9
Педагог: В Новый год люди не только ждут чуда, многие сами
для других, и им тоже захочется бескорыстно сделать маленькое, но доброе дело.
Помните, мы говорили с вами о волонтерской деятельности? Накануне Нового года волонтеры проводят целый ряд ярких и интересных проектов, в которых может поучаствовать каждый: «Ёлка желаний», «Мечты победителей», «Благотворительная ёлка для бездомных животных» и многие другие.
—А какие акции добрых дел вы знаете?
— В каких хотели бы поучаствовать или уже участвуете?
Ответы обучающихся
Видеоролик
Слайд 10
Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.