ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–4 классов по теме
«Что такое Родина?»
Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.
Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.
Планируемые результаты. Личностные:
- интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;
- осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;
- испытывать чувства гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.
Метапредметные:
- развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
- работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивное задание,
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?». Постановка проблемы, обсуждение понятий: «Родина», «родной край». Просмотр обращения федерального спикера.
Часть 2. Основная
Представление современных достижений России, интерактивное знакомство с выставкой «Россия», проведение познавательной викторины:
«Что? Где? Как?».
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: любовь к стране начинается с любви к родному краю.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле Под ветром, склоняясь, растёт…
А может, она начинается С весёлой запевки скворца
И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца…
Учитель. Ребята, мы сейчас услышали замечательные строки, в которых автор размышляет, ищет ответ на вопрос: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?
Ответы обучающихся.
Учитель. А как бы мы с вами ответили на этот вопрос? Что такое Родина? Какие места, люди, события у нас связаны со словом Родина, Россия? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Комментарий для педагога. Так как обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это…».
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вспомните наши занятия «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее», что вызывает гордость за нашу страну?
Ответы обучающихся.
Учитель. К вашим ответам присоединяются и другие ребята.
Учитель. Да, в нашей стране много удивительного и прекрасного, а ещё мы гордимся теми достижениями, которые у нас есть в различных областях производства и сферах жизни. И обо всём этом можно узнать на Международной выставке «Россия», которая открылась в Москве. И сегодня у нас есть возможность совершить интерактивную экскурсию на выставку и увидеть многие достижения и уникальные объекты, представленные на ней.
Демонстрация интервью с обучающимися (1-я часть перед посещением выставки).
Часть 2. Основная часть
Учитель. Мы увидели ребят, которые отправились на выставку. Отправимся и мы на экскурсию. Рассмотрим карту выставки и отправимся на экскурсию.
Интерактивная экскурсия по выставке «Россия».
Содержание задания. Перед обучающимися представлена интерактивная карта некоторых павильонов выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).
Учитель выстраивает маршрут знакомства с соответствующими павильонами, используя такие виды работ, как:
- просмотр видео об экспозиции павильона;
- проведение познавательной викторины;
- беседа по итогам знакомства с павильоном: значимость события/объекта для развития страны.
Предлагаемый вариант маршрута для обучающихся 1–4 классов: Коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы
России»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).
Вопросы познавательной викторины «Что? Где? Как?».
- Коллайдер (галерея «Достижения России»).
Угадай. О чём это?
Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.
Крымский мост Русский мост Золотой мост
Карточка 2: это первый в мире фильм, который был снят отечественными кинематографистами в космосе.
Вызов
Легенда №17 Движение вверх
- Павильон 75 («Регионы России»):
Где это? Угадай регион России.
Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.
Нижегородская область Московская область Тюменская область
Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.
Ханты-Мансийский автономный округ Хабаровский край
Камчатский край
Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.
Карачаево-Черкесская республика
Республика Башкортостан Республика Алтай
- Павильон Минприроды («Природоград»). Как называется…?
Карточка 1: как называется книга, в которую вносят редких и исчезающих животных и растений?
Красная книга Редкая книга Зелёная книга
Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.
Карточка 2: как называется первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?
«Северный полюс»
«Открытие»
«Восточный»
Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов? Ёлка желаний.
Читаем вместе.
Миллион – Родине!
Методические комментарии. Количество карточек, используемых в викторине при обсуждении достижений России, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Вот и заканчивается наша экскурсия по выставке, что вам запомнилось или удивило больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, это только маленькая часть того, что вы с родителями можете там увидеть. Выставка ждёт вас, чтобы представить современные достижения и уникальные объекты России. И у нас есть возможность услышать мнение ребят, которые там побывали. Послушаем.
Демонстрация интервью с обучающимися (2-я часть после посещения выставки).
Учитель. Ребята, наше занятие заканчивается. Но мне бы хотелось вернуться к тем вопросам, которые звучали в самом начале нашего занятия: что для каждого из нас Россия? Чем мы можем гордиться?
Ответы обучающихся.
Учитель. Понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия.