ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?»
Цели занятия:
- Формирование представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране – России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории, людям, его населяющим, гордости за их достижения.
- Формирование ценностного отношения к истории своего региона, культуре и традициям, достижениям известных людей своего региона.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине.
Основные смыслы: понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина
– это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы,
- интерактивное задание,
- презентации.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с демонстрации видеоролика. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, какие ассоциации возникают у поэта Зинаиды Николаевны Александровой со словом «Родина»? А что для вас означает слово «Родина»?
Демонстрация видеоролика «Родина».
Учитель. Какие эмоции вы чувствуете, когда произносите слово – Россия?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Ребята, тогда что такое Родина? Чем вы гордитесь в нашей стране?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Сегодня вместе с нами в разговоре о важном участвуют ребята из разных уголков страны. Они находятся в Москве, на выставке-форуме
«Россия», где представлены достижения нашей великой, могучей Родины.
До входа на выставку им задали те же вопросы, на которые вы только что отвечали.
Демонстрация видеоролика, часть 1.
Учитель. Похоже на ваши ответы? Запомните, что сказали ребята. В конце занятия мы посмотрим продолжение этого видеофрагмента.
Часть 2. Основная
Учитель. Итак, ребята, сегодня в каждом уголке страны разговор о важном посвящён большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия.
Вся мощь и красота России, всё, чем богата наша большая страна, ключевые достижения России в науке, промышленности, культуре, спорте, – всё это представлено в Москве, на ВДНХ, на выставке-форуме «Россия».
Побываем на выставке и мы с вами.
Учитель открывает интерактивную карту выставки ВДНХ, где отмечены несколько павильонов. Нажимая последовательно на павильоны,
учитель показывает видеоролик о павильоне, затем открывает страницы вопросов о достижениях России в данном направлении.
Интерактивное задание. Международная выставка-форум «Россия».
Павильон 1. Галерея «Достижения России».
Демонстрация видео «Галерея достижений».
Вопрос 1. «Метеор 120Р». Это самое большое речное серийное судно на подводных крыльях:
- в мире
- в Европе
- в России
Комментарий: суда серии «Метеор 120Р» знаменуют новую эпоху в развитии скоростного пассажирского флота для речных перевозок. Они могут работать в сложных условиях, например, в местностях, где невозможно обеспечить стандартную причальную инфраструктуру, а сами реки небольшой глубины. Именно этим и обусловливается актуальность проекта и интерес заказчиков из регионов.
Вопрос 2. В 2014 году на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях начал работать самый мощный локомотив «Ермак». Он предназначен для перемещения «тяжёлых» поездов по дорогам со сложным рельефом.
Какой максимальной длины поезд может тянуть такой локомотив? Ответ: 1,8 км, что равно трём обычным поездам.
Павильон 2. Регионы России.
Демонстрация видео «Регионы России».
Узнай регион:
Вопрос 1. Крупнейший производитель автобусов.
Здесь расположен памятник Минину и Пожарскому и Валерию Чкалову. Здесь расположена молодёжная столица России.
Именно здесь Э. Успенский придумал легендарного Чебурашку, услышав на улице слово «чебурахнуться» применительно к неуклюжему падению.
Ответ: Нижегородская область.
Вопрос 2. Один из крупнейших производителей томатной пасты.
Здесь находится самая высокая точка России и Европы, крупнейший горнолыжный и альпинистский курорт страны.
Национальное блюдо этого региона – хычины. Ответ: Кабардино-Балкарская Республика.
Вопрос 3. Здесь находится крупнейшее месторождение и производство алмазов.
Обладатель уникальных технологий, позволяющих выращивать овощи в условиях вечной мерзлоты.
Здесь расположен уникальный и единственный в мире Музей мамонта, где можно увидеть уникальных по сохранности древних животных.
Ответ: Республика Саха (Якутия).
Павильон 3. Сделано нами.
Демонстрация видео «Сделано нами».
Вопрос 1. Беспилотная сельхозтехника.
Российская беспилотная сельхозтехника занимает ведущую роль на мировом рынке производства «мозгов» для тракторов и комбайнов, обогнав Германию и США, и признана…
- лучшей в мире
- лучшей в Европе
- лучшей в России
Комментарий: в 2019 году в Томске открыта первая в России фабрика по производству программно-аппаратных комплексов для автопилотирования сельхозтехники и умных трамваев. Сегодня объём производства вычислительных блоков, видеокамер и другой «начинки» для беспилотной техники превышает 10 тысяч изделий в год. В ближайшие три года фабрика будет производить до 50 тыс. автопилотов в год.
Вопрос 2. СОЛ – самый компактный в мире космический телескоп для наблюдений за Солнцем.
Уникальный аппарат помогает российским учёным изучать Солнце. Он позволяет наблюдать все солнечные вспышки, даже те, что лежат в диапазоне коротких длин волн и не фиксируются с поверхности Земли.
Его вес составляет всего 2 кг, а каковы его размеры?
— 20х10х10 см
— 200х10х10 см
— 5х0,5х0,1 м
Комментарий: телескоп вывели на орбиту Земли с космодрома Восточный летом 2023 года. Прибор размещён на наноспутнике НОРБИ-2.
Вопрос 3. Какой вид беспилотников существует только в России?
- подводный беспилотник
- нанобеспилотник
- беспилотник, управляемый нейросетями
Ответ: «Посейдон» – единственный в мире подводный беспилотник, созданный в России.
Комментарий: его безграничная дальность плавания, большая глубина погружения и очень высокая скорость подводного хода обеспечивается ядерной энергетической установкой.
Павильон 4. Атом.
Демонстрация видео «Атом».
Вопрос 1. Россия – единственная страна, обладающая таким транспортным средством. Благодаря ему возможен кратчайший путь между Западом и Востоком, благодаря ему возможны исследования самой неизученной части Земли. Его мощность в 75 раз больше гоночного
автомобиля, без дозаправки топливом может функционировать 5 лет, помещений в нём примерно столько же, сколько в 10-этажном жилом доме.
Ответ: атомный ледокол «Арктика», Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, благодаря чему возможно освоение Крайнего Севера.
Павильон 5. Природоград.
Демонстрация видео «Природоград».
Вопрос 1. Российские учёные в 2023 году первыми в мире создали новый вид удобрений – «витамин роста», который позволяет ускорить прорастание семян почти вдвое, замедляет активность вредоносных бактерий, что позволяет отказаться от антибиотиков.
Из чего он состоит?
- из специально модифицированных древесных опилок
- из наночастиц сплава четырёх металлов: кобальта, меди, железа и никеля
- из вытяжки из бурых водорослей
Ответ: Россия – обладатель первого в мире удобрения из наночастиц, а также единственный производитель удобрений без примесей, опасных для здоровья человека.
Вопрос 2. Россия – титан в мире алмазов, занимает 1 место среди стран-производителей алмазов. В каких регионах России расположены самые богатые месторождения алмазов?
Ответ: Около половины российских алмазов добывается в Якутии, богатые месторождения также есть в Архангельской области и Пермском крае.
Учитель. Ребята, мы с вами познакомились только с малой частью тех достижений, которых добилась наша страна за последние 20 лет. Мы вправе гордиться своей могучей и сильной страной, ведь имя «Россия» не только осталось в истории, но и ярко звучит в современности – наша страна уверенно держит первые места во многих отраслях производства и технологий.
Учитель. Я просила вас запомнить ответы ребят на вопросы о нашей стране и её достижениях. Давайте сравним, что теперь они скажут, побывав на выставке. Вопросы будут те же, а ответы… Внимательно слушайте!
Демонстрация видеоролика, часть 2.
Учитель. Как теперь ответили ребята? Что показалось им наиболее важным и интересным?
Чем они гордятся?
Что они могли бы сделать для нашей страны уже сейчас?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Наша сегодняшняя экскурсия подходит к концу. Скажите, какой павильон вам понравился больше всего?
Какой бы вам хотелось посетить? Что посмотреть? О чём узнать ещё больше?
Ответы обучающихся.
Учитель. За столь короткое время, конечно, невозможно подробно поговорить о нашей стране, её красотах и достижениях. Но мы обязательно продолжим этот разговор.
Учитель предлагает обучающимся составить облако смыслов «Россия, которой я горжусь».
Методический комментарий: учитель акцентирует внимание на словах
– семья, родители, дом, друзья, родной город, село, родная природа, страна, история, культура, гордость, любовь и др.
Учитель. В завершение занятия хочу ещё раз, ребята, подчеркнуть, что каждому человеку очень важно пронести чувство принадлежности к своей Родине, своему народу. Неважно, где человек живёт. Важно то, что он знает и помнит, где он родился.
Из любви к малой родине складывается любовь к нашей большой стране, как из регионов складывается общая большая карта России, наша общая
история, наша общая гордость за современные достижения нашего народа. Любовь к Родине, чувство гордости за неё играет ключевую роль в нашей жизни.