Разговоры о важном 28 октября для 1 класса «Гостеприимная Россия»

Разговоры о важном 28 октября — Гостеприимная РоссияПоделиться:

Фильм Движения Первых «День народного единства» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ГОСТЕПРИИМНАЯ РОССИЯ. КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

 Цель занятия: знакомство обучающихся с традициями гостеприимства народов России, расширение представлений о народных традициях разных регионов нашей страны, воспитание уважительного отношения к культуре народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья.

Основные смыслы: гостеприимство – это проявление уважения и заботы к близким и незнакомым людям, которые пришли в твой дом, это всегда атмосфера тепла, радости и приятного общения за чаепитием или кушаньем лучших национальных блюд. Традиции гостеприимства уходят в далёкое прошлое и передаются из поколения в поколение. Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно – признак доброжелательности и открытости ко всем, кто входит в наш дом и приезжает в нашу страну.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • понимать значение гостеприимства как традиции проявления уважения и внимания к людям (близким, знакомым и чужим);
  • проявлять желание участвовать в подготовке и встрече гостей, выполнять правила гостеприимства, принимать участие в общении с гостями, проявлять по отношению к ним заботу и внимание.

Метапредметные:

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать информацию, представленную

в текстовом и иллюстративном виде;

  • участвовать в   совместной   деятельности   по   созданию небольших сценариев приёма гостей;
  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль.

Партнёр занятия: Комитет по туризму города Москвы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа на основе иллюстративного материала. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых интерактивных заданий и воображаемых ситуаций.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • комплект интерактивных заданий;
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.

 

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера.

 

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины Айнутдиновой.

 

Учитель. Ребята, а вы любите ходить в гости? А принимать гостей?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как вы думаете, почему люди ходят друг к другу в гости?

Ответы обучающихся.

 

Учитель обобщает ответы обучающихся. Конечно, люди ходят друг к другу в гости для общения и совместного интересного времяпрепровождения с друзьями и близкими людьми. Как вы понимаете слова гостеприимная семья? Гостеприимство? Объясните.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Гостеприимство – это проявление доброжелательности и открытости, внимания и заботы к тем, кто пришёл к нам в дом, это всегда атмосфера тепла, радости и приятного общения.

Издавна в нашей стране сложились традиции гостеприимства, которые показывали уважительное отношение к гостю. И об этом пословицы разных народов.

 

Интерактивное задание №1 «Соберите пословицы».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. При выполнении задания важно обратить внимание на значение пословиц, толкование их смысла.

Гость доволен – хозяин рад. (русская)

Кто не любит гостя, того не почитают в гостях. (чеченская) Улыбка да чай – благо для гостя. (башкирская)

Если гость грустен – это вина хозяина. (адыгейская)

 

Учитель. Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно

– признак доброжелательности и открытости ко всем, кто приезжает в нашу страну.

 

 

Часть 2. Основная

Учитель. Рассмотрите картины, какую семейную традицию изобразили художники? Расскажите.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как накрывали стол к чаепитию? Что является центром чайного стола? Что принято было подавать гостям к чаю?

Ответы обучающихся.

Учитель. В старину был обычай собираться всей семьёй за чаепитием. На столе обязательно стоял самовар, по этому случаю пеклись пироги и покупались хлебные изделия, сахар. Чай разливала по чашкам хозяйка дома – бабушка или мама. Пили чай с блюдца медленно, не спеша. Во время чаепития вели спокойную, неторопливую беседу: обсуждали семейные дела, планировали покупки, рассказывали о своей работе.

Чтец 1.

Самовар пыхтит: ПЫХ-ПЫХ! Чаю дам на ПятерЫХ,

И – ПЫХ-ПЫХ – на шестерых,

И – ПЫХ-ПЫХ – на семерых…

 

Самовар у нас упорный, Здоровенный, трёхведёрный:

Целый день ПЫХтит, ПЫХтит – Чаю всем накипятит!

(А. Усачев)

 

Методический комментарий. В зависимости от подготовленности класса стихотворение читает учитель или подготовленные обучающиеся, которым педагог раздаёт текст для чтения.

 

 

 

Учитель. Чаепитие – старинная традиция многих народов России. Рассмотрите картины. Чем татарское чаепитие отличается от русской чайной церемонии? А что их объединяет?

Ответы обучающихся.

 

Учитель обобщает ответы обучающихся. Стол для чаепития у разных народов всегда красиво накрыт (скатерть, красивая посуда), центром чайного стола является самовар. На столе – вкусные сладости, которые рассказывают о национальных кушаньях и традициях гостеприимства. Например, различные хлебные изделия (баранки, бублики, плюшки), варенье у русского народа; чак- чак, мёд, сухофрукты – признаки татарского чаепития.

Чайные традиции есть у многих народов России: на Алтае любят чай с талканом – мукой крупного помола из жареного ячменя или пшеницы, а в Бурятии и Калмыкии — чай с молоком и маслом. Существовали традиции чаепития и в нашей столице – Москве.

Демонстрация видео «Московское чаепитие».

Учитель. О каких традициях чаепития разных народов вы узнали?

Ответы обучающихся.

Учитель. И сейчас чаепитие является частью встреч и семейных праздников. Давайте представим, что к вам пришли гости на чаепитие. О чём вы с ними поговорите? Что расскажете?

Ответы обучающихся.

Учитель. Гость – важный человек для хозяина, и проявление внимания к нему заключается не только в тёплых приветствиях и приглашении к столу, но и в преподнесении небольших подарков, которые передают частичку местной

 

 

культуры и оставляют приятные воспоминания. Это помогает укрепить связи

между гостями и хозяевами, подчёркивая значимость их встречи.

Часть 3. Заключительная

Учитель. В каждом регионе нашей страны бережно сохраняются уникальные традиции и обычаи, которые отражают богатую историю и культурное наследие народов России. И всех нас объединяет одно – стремление делиться своими традициями и радовать гостей и туристов. Это делает Россию особенным местом, где каждый может найти себе друзей и почувствовать себя как дома.

Демонстрация видеоролика с федеральными спикерами.

Учитель. О каких традициях гостеприимства в нашей стране вы узнали?

Ответы обучающихся.

Учитель. Гостеприимство объединяет людей, помогает нам общаться, дружить, вместе проводить свободное время. Но российский народ объединяется не только в дни праздника, когда хочется доставить друг другу радость и приятно поговорить. История нашей страны говорит о том, что наш народ объединяется и в трудные времена, когда Родине особенно нужна поддержка и помощь каждого. Один из таких примеров – события 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских захватчиков. Объединили народ в ополчение земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

 

 

Демонстрация презентации. В память об этом событии на Красной площади установлен памятник со словами «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная РОССИЯ!».

 

ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с идеями образовательного туризма на сайте «Столица детского туризма», https://russpass.ru/moskva-detyam.

Разработать сценарий приёма гостей, которые живут в другой природной зоне (на Севере, в степи или в горах).

Посещение этнографических и краеведческих музеев.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: описание и оценка информации, представленной в иллюстрациях, анализ пословиц и поговорок о гостеприимстве разных народов.

Литературное чтение: чтение народных сказок «Лиса и журавль», «Как медведь в гости к лисе ходил», «Теремок» и стихотворений Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар», М. Яснова «Вышла чашка погулять» и др.

Математика: ориентирование   на   плоскости,   умение   называть   и

различать форму геометрических фигур.

Окружающий мир: расширение знаний о традициях гостеприимства народов России.

Изобразительное искусство: ознакомление с произведениями живописи об особенностях гостеприимства разных народов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Сайт образовательно-туристического   проекта    «Город открытий», https://www.городоткрытий.рф.
  2. Москва – город открытий, https://disk.yandex.ru/i/o85hpHMJOw0QCQ
  3. Сайт «Народы России», https://народы-россии.рф.
  4. Буклет «Московское чаепитие».
  5. Кайдаш-Лакшина С. Н. Где блины, там и мы; Все любят пряники: рассказы – М.: Детская литература, 2018 г.
  6. Овсянникова Е. Б., Борисова Е. С. Пряники. – М.: Арт Волхонка, 2018 г.
  7. Найденова Е. А., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2022 г.
  8. Мартынова М. Ю., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы. 2

класс. – М.: Просвещение, 2022 г.

 

 

  1. Мартынова М. Ю., Журавлева О. Н. Народы России: дорога дружбы.

3 класс. – М.: Просвещение, 2022 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Традиция разных народов – принимать гостей и ходить в гости – это возможность не только знакомиться с культурой разных народов, с традициями современной семьи, но и прекрасный способ расширять свой кругозор, воспитывать у себя правила культурного общения и совместной деятельности. Сохранение традиций гостеприимства важно для развития дружественных отношений между народами.