Разговоры о важном. 30 октября. 9 класс. «День народного единства»

Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме:

«День народного единства»

 

Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

 

Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба гражданственность, историческая память и преемственность поколений.

Партнер     занятия:    Федеральное      агентство     по    делам национальностей

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • презентация,
  • комплект интерактивных заданий.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап

Слайд 2

Учитель:

(читает   фрагмент   стихотворения   Виктора   Крючкова

«Россия»):

Мы вместе: волжане, уральцы, Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы Большой работящей руки. Мы вместе: калмыки, чуваши, Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей Всегда остается Москва.

У радуги – нет половинок. И если волна – то волна, И нету полуросинок,

Вот так и Россия – одна.

 

Учитель: Как вы думаете, о ком говорит поэт в стихотворении, кого называет местоимением «мы»? Какие сравнения он использует, чтобы показать единство народов России?

 

Слайд 3

Учитель: Почему Москва остается «единственной опорой» многонационального народа на протяжении тысячелетней истории?

Ответы обучающихся

 

Учитель: Россия – одна из самых уникальных стран мира с богатейшими национальными культурами. Россия складывалась и развивалась как многонациональная общность, в этом ее сила, могущество и непоколебимость. Этим единством в многообразии и жива наша держава.

 

Учитель: Истории человечества много тысячелетий. Сменялись эпохи, народы, люди. Многое осталось в прошлом и далеко не все выстояли, пронося через века свою культуру, уважение друг к другу и дружбу. Ведь именно благодаря этому МЫ существуем.

 

 

Основной этап

 

Учитель: А что связывало разные народы столько лет, что помогало в том числе достигать общие цели?

Ответы   обучающихся   (подвести  учеников   к  общему русскому языку)

Можно посмотреть видеоролик «Многонациональная держава, языковая карта России»

 

Слайд 4

Учитель: Да, это русский язык. А кто знает, сколько народностей проживает на территории России и на скольких языках они говорят?

Ответы обучающихся

 

Слайды 5

Учитель: На территории нашей страны проживает более

190 народностей, и они говорят на 277 языках и диалектах.

 

Основной этап

Слайд 6

Учитель: Кто помнит, почему праздник, который будет отмечаться 4 ноября, называется Днем народного единства?

Ответы обучающихся

 

Слайды 7–8

Учитель: Да, все верно. Праздник приурочен к окончанию

«Смутного времени» на Руси, к объединению народов для установления мирной жизни, для выбора законного правителя и дальнейшего развития нашей страны. От Руси к России. Как вы думаете, что могло бы быть сейчас, если бы тогда народ не объединился для защиты своих земель?

Ответы обучающихся

Можно посмотреть ролик «Дружба народов»

 

Слайд 9

Учитель: Как вы могли заметить, на картине Филиппа Москвитина Минин и Пожарский изображены с иконой Казанской Божьей Матери. История гласит, что Патриарх Гермоген, который в период смутного времени находился под стражей, призвал всех подняться на защиту Отечества. И к

 

 

ополчению, собранному Мининым и Пожарским, присоединились и казанские дружины. Патриарх Гермоген благословил их и также передал список иконы Казанской Божьей Матери, которая стала святым символом ополчения.

 

Слайд 10

Учитель: Религия, как и язык, – это часть культуры каждого народа.

А что такое культура?

Ответы обучающихся

 

Слайд 11

Учитель: Культура – это система духовных и материальных ценностей, оказывающая большое влияние на жизнь людей. Культура складывается веками и передается из поколения в поколение. Многие особенности культуры разных народов схожи. Например, девушкам ходить с покрытой головой – как вы думаете, у каких народов так принято?

Ответы обучающихся

 

Слайды 12–13

Учитель: Да, все верно, у восточных народов. Но, кроме этого, покрывать голову – это традиция женщин на Руси. По этой традиции, находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Перед свадьбой девушкам надевали головные уборы, которые полностью закрывали их волосы. Снять головной убор на людях означало покрыть себя позором. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься». Теперь вы знаете, что покрытая голова — это традиция, присущая многим народам России.

 

Слайд 14

Учитель: С культурой народов немного разобрались. Думаю, что вы не раз слышали о понятии «массовая культура». Что оно значит?

Ответы обучающихся

 

Слайд 15

Учитель: Массовая культура – совокупность тенденций, превращающая культурные и даже нематериальные ценности в «товары», то есть в материальные ценности, доступные для

 

 

общего потребления.  Какие примеры массовой культуры вы можете привести?

Ответы обучающихся

 

Слайды 16–17

Учитель: Модная одежда и быт, гаджеты и индустрия развлечений, глянцевые журналы и социальные сети. Можно обратить внимание на закономерность: чем сильнее влияние массовой культуры, тем слабее становится культура народа. И наша с вами задача, несмотря на давление и информацию извне, сохранять нашу культуру, следуя нашим ценностям.

 

Можно посмотреть видеоролик «Ценность культуры народов России и ее сохранение»

 

Слайд 18

Учитель: А что же такое ценности? В это понятие входят традиции и обычаи, которые не меняются веками, это как раз то, чем мы дорожим, то, что позволяет нам идентифицировать себя как представителя народа. Это наши представления о добре и зле, о нравственности, сказки и поверья, наш язык. Наша духовность.

 

Слайд 19

Учитель: Но нас всех объединяют общие ценности и традиции,   которые   называются   гражданскими:   ценность человеческой жизни, семья, народы России, их культура, традиции, языки, российское общество, российское государство, труд и родная природа (малой родины, своего края, России).

 

Слайд 20

Учитель: Прочитайте строки стихотворения «О родине».

 

В минуты удачи, В часы торжества

О чем наши мысли и наши слова? О родине, только о родине.

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой Тому и во тьме

Ты сияешь звездой, О Родина!..

 

 

Слайд 21

Учитель: Автор этого стихотворения – Расул Гамзатов, аварец, народный поэт Республики Дагестан. В этом году мы всей страной празднуем 100-летие этого великого автора. Он родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР и начал писать стихи, когда ему было девять лет. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки книг, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

 

Учитель: Расул Гамзатов любил Родину, с безграничной любовью относился к семье, к людям, к земле, к миру. Творчество поэта было примером единения народов всех национальностей, он всегда мечтал, чтобы люди жили в мире, согласии и любви.

 

Слайд 22

Учитель: «От стихов Расула Гамзатова замирает сердце у каждого, независимо от возраста, национальности, вероисповедования. Расул Гамзатов был человек широкой души и необыкновенной мудрости, сын Дагестана и великий гражданин, патриот России», – сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

 

Слайд 23

Учитель: Наша страна богата неделимыми по национальностям героями, и здесь я использую слово «герои» в более широком смысле. Назовите известных людей нашего региона или страны, которые внесли большой вклад в ее развитие (культуру, медицину, историю)?

Ответы обучающихся (подвести обучающихся, что герои (люди, которые внесли вклад в развитие страны могут быть и среди выпускников и учеников школы)).

 

Можно предложить для самостоятельного просмотра проект ФАДН «Этноэнциклопедия» – видео про народы России https://rutube.ru/plst/124406/

 

Слайд 24

Учитель: На одном из прошлых занятий мы говорили про важность коллектива. На чем строится хороший коллектив?

 

 

Ответы обучающихся (подвести к важности дружбы)

 

Учитель: Да, хорошее общение и дружба – важное составляющее любого коллектива. А я думаю, что и всю страну можно в какой-то мере назвать коллективом.

 

Слайды 25–34

Учитель: Народы нашей страны настолько гордятся дружбой между собой, что в разные годы в городах появлялись памятники и скульптурные композиции, посвященные дружбе народов. Посмотрите на экран и давайте попробуем угадать (или, может быть, вы знаете), в каком городе находится эта композиция?

Ответы обучающихся (можно добавить кадры монумента дружбы народов вашего населенного пункта)

Учитель: У народов России много общих характерных черт, которые лежат в основе нашей цивилизации. Идея единства народов, сохранения цивилизации – общей культуры народов России — испокон веков является важной составляющей нашей государственности. Поэтому каждый из нас отвечает за сохранение единства!

Заключительный этап

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что несмотря на то, что в нашей стране живут разные народы, у нас общие ценности, общий русский язык, общая история и общие цели по развитию России. И день народного единства олицетворяет традиции патриотизма, взаимопомощи и единения вокруг общих целей, сохранения нашей культуры, которой по праву гордится многонациональный народ нашей страны.

Слайд 32

Учитель: А проверить, насколько вы знаете историю, традиции или факты, связанные с географией народов нашей страны, вы можете, приняв участие в Большом этнографическом диктанте, который пройдет с 3 по 8 ноября на сайте https://miretno.ru .