ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся СПО
«СОЮЗНИКИ РОССИИ»
Цель занятия: познакомить с понятиями союзник, дипломат, подвести обучающихся к пониманию того, что союзники России, – это страны и люди, с которыми у нас общие ценности, цели и мировоззрение; познакомить младших школьников с различными примерами совместной деятельности России и стран-союзников; воспитывать чувство любви и уважения к своей Отчизне.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, дружба, патриотизм, взаимопомощь, взаимоуважение.
Основные смыслы: союзничество между государствами заключается в определении общих целей и взаимной поддержке в достижении этих целей: безопасность и благополучие людей. Взаимная поддержка помогает государствам повышать уровень жизни своих граждан, развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом иностранных государств.
Партнёр занятия:
Министерство иностранных дел России, https://www.mid.ru/.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик,
- интерактивные задания;
- презентационные материалы.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, сегодняшний разговор посвящён важным составляющим нашей жизни – умениям находить общий язык, взаимодействовать, при этом учитывая свои интересы как в обыденной жизни, так и в отношениях между государствами.
Как называется объединение, связь, сплочение кого-либо с определённой целью?
Ответы обучающихся.
Учитель. Правильный ответ – союзничество. Интересно, что сейчас я вам напомню наш «Разговор», состоявшийся в начале января, когда мы вспоминали старую азбуку Ивана Фёдорова.
Слово «союз» — старославянское заимствование. Какие части слова вы можете в нём узнать?
Ответы обучающихся.
Учитель. В нём хорошо слышны известная нам приставка «со-», которая означает «вместе», а основа «-юз» близка к нашему «узы», «узел» и значит
«связь».
Как вы полагаете, почему и для чего государства образуют союзы?
Ответы обучающихся.
Учитель. Выполним интерактивное задание и ещё раз обсудим, насколько верны ваши ответы.
Выполнение интерактивного задания «Союзы и страны».
Задание: соотнесите организацию, страны-участники и новость, которая относится к деятельности данного конкретного союза.
При верном соединении появляется информация о целях, направлениях деятельности того или иного союза.
Название организации | Страны | Новость | Цели организации |
Союзное государство | Россия Белоруссия | Депутаты Российской Федерации и Республики Белоруссии рассмотрели задачи формирования общего информационного пространства | Союзное государство: Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами — участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров — создание единого экономического, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного, рыночного и культурного пространства |
Евразийский экономически й союз (ЕАЭС) | Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия | На деловом форуме «Интеграция» обсудят энергетический потенциал ЕАЭС | Обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами участниками и создания единого экономического пространства. |
Содружество независимых государств (СНГ) | Азербайджан Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Таджикистан Туркмениста н Узбекистан Молдавия Украина | 18 декабря 2023 года в Москве на ВДНХ на выставке «Россия» состоялось заседание Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Было принято Заявление глав правительств государств – участников СНГ о перспективах культурно- гуманитарного сотрудничества. В нём признаётся высокий потенциал такого взаимодействия для развития отношений партнёрства, дружбы и добрососедства между странами, выражается стремление к укреплению дружеских связей, расширению и углублению сотрудничества между государствами в области культуры и подтверждаются ключевые цели культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках Содружества. Предусматривается содействие углублению межкультурного диалога, укреплению взаимопонимания и взаимного уважения к культурным традициям стран СНГ, готовности наращивать весь комплекс межгосударственного взаимодействия | – осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения; – создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств- членов; – взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности; – мирное разрешение споров и конфликтов между странами участниками; – содействие гражданам государств- членов в свободном общении, контактах и передвижении по |
в культурно-гуманитарной сфере на основе взаимного уважения и учёта интересов всех государств. | территории стран, входящих в Содружество. | ||
БРИКС | Бразилия Россия Индия Китай ЮАР Саудовская Аравия ОАЭ Египет Иран Эфиопия | Состоялся V Международный муниципальный форум стран БРИКС Основными темами для обсуждения стали развитие IT-сферы, урбанистика, гуманитарное сотрудничество, туризм, здравоохранение, финансы и внешнеэкономическая деятельность, сельское хозяйство, экология, инвестиции, образование, спорт и культура, а также технологии и промышленность. | Уменьшение последствий мирового кризиса в экономике; повышение качества жизни населения; постепенный переход к высоким технологиям в максимально возможных сферах |
Шанхайская организация сотрудничест ва (ШОС) | Индия Иран Казахстан Киргизия Китай Пакистан Россия Таджикистан Узбекистан | В Китае на Форуме «Год туризма 2023» обсудили комплексную работу по созданию благоприятных условий для развития туризма. | Обеспечение безопасности и стабильности в регионе, борьба с экстремизмом и терроризмом, а также развитие научного и культурного взаимодействия, энергетического партнёрства и экономического сотрудничества |
Комментарий для учителя: В части интерактива, касающейся СНГ, следует обратить внимание обучающихся на то, что в настоящее время Республика Украина и Республика Молдова формально еще находятся в составе СНГ, но из-за вмешательства государств Запада намерены выйти из его состава и демонстрируют враждебные настроения по отношению к нашей стране.
Учитель. Как мы с вами видим, страны объединяются для очень разных целей. Соседям, имеющим одинаковые интересы в экономике, например, добыче какого-нибудь природного ресурса, или в политике, в социальной сфере, удобно объединиться, чтобы вместе заниматься добычей, обработкой, торговлей, решать острые социальные вопросы и т. д.
Часть 2. Основная
Учитель. Скажите, по вашему мнению, страны-союзники и страны- партнёры – это одно и то же? Поясните своё мнение.
Ответы обучающихся
Учитель. Давайте сравним ваши ответы с позицией по этому вопросу спикера нашего занятия Торкунова Анатолия Васильевича, российского
дипломата и политолога, руководителя Московского государственного
института международных отношений.
Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о странах-союзниках и странах-партнёрах.
Учитель. Ребята, ваше понимание данного вопроса в целом совпадает с тем, о чём говорит Анатолий Васильевич.
Исходя из этого, какие страны выступают основными союзниками России?
Ответы обучающихся.
Учитель. Наши союзники в узком смысле слова это – страны СНГ, в широком – дружественные страны, отношения с которыми достигли уровня стратегического партнёрства.
Одним из влиятельных союзов и на данный момент очень быстроразвивающимся является БРИКС. Изначально в нём было пять стран Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. В этом году в БРИКС вступили Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Египет и Эфиопия. В 2024 году Россия – страна-председатель в БРИКС.
Учитель. У России есть особый союзник, для обозначения которого
введён даже специальный термин. Какой?
Ответы обучающихся.
Учитель. Совершенно верно – «союзное государство». Республика Беларусь. Почему мы так особенно относимся к этой стране? Что делает союз между нашими странами особенно крепким?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правильно понимаете. Это действительно союз двух братских народов, отношения между которыми проверены временем, имеют под собой прочный фундамент. Наши государства объединяют глубокие культурные и духовные связи, обширные родственные и семейные узы, общая совместная история.
Учитель. Но не только общая история и культура позволяет нашим странам действовать в едином тандеме. Что ещё укрепляет сотрудничество между Россией и Беларусью?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, это совместная реализация на протяжении нескольких
десятилетий крупных проектов, касающиеся всех сфер деятельности двух
государств, создание единого рыночного, политического, юридического,
военного, таможенного, культурного пространства.
Именно на этом В. В. Путин акцентировал внимание в своём поздравлении с Днём единения народов России и Беларуси.
Демонстрация цитаты Президента России В. В. Путина.
В. В. Путин
За более чем два десятилетия, прошедшие со времени подписания Договора о создании Союзного государства, нашим странам удалось наладить взаимовыгодные интеграционные механизмы, существенно упрочить двустороннее сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах.
Учитель может дополнительно познакомить обучающихся с совместными проектами России и Республики Беларусь (см. дополнительные материалы).
Учитель. Ребята, как, по-вашему, происходит выбор союзников? Почему с какими-то странами у нас складываются прочные дружеские взаимоотношения, а с какими-то нет?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как в отношениях между людьми, так и в отношениях между странами очень важную роль играет общность взглядов и ценностей по важным вопросам, в данном случае по вопросу мироустройства и международного взаимодействия.
Давайте, разберёмся, с позицией России по данному вопросу.
Вы видите высказывания президента России В. В. Путина и Министра иностранных дел России С. В. Лаврова.
Демонстрация цитат В. В. Путина и С. В. Лаврова.
В. В. Путин
«Мы хотим, чтобы многообразие мира не просто сохранялось, а было фундаментом всеобщего развития, навязывание любой стране или народу, как им жить, как чувствовать себя, должно быть запрещено».
«Процесс построения именно многополярного миропорядка, более демократичного, более честного, справедливого для большинства человечества просто неизбежен, исторически необходим».
С. В. Лавров
«Многополярное мироустройство должно опираться не на страх, а на баланс интересов, общепризнанные нормы международного права и взаимоуважительный диалог различных цивилизаций, религий и культур».
Учитель. О каких принципах и ценностях России в сфере международного сотрудничества говорит Президент и глава Министерства иностранных дел?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, Россия отстаивает принцип многополярного устройства мира. Что это значит? Чем многополярность отличается от однополярности?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Таким образом, однополярный мир – это политика подчинения всех стран интересам одной страны, «игра в одни ворота» по правилам сверхдержавы, которые в любой момент могут меняться.
Многополярность – это система международных отношений, представляющая собой баланс интересов всех стран, основанная на принципах равенства, справедливости и международного права.
Важно отметить, что многополярность является естественным состоянием международных отношений, в мире всегда существовал и существует либо баланс сил, либо баланс интересов.
Однополярный мир с гегемоном – ненормальная ситуация, приводящая к плачевным последствиям.
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Учитель. Продолжая разговор о многополярности, назовите международную организацию, объединяющую почти все страны мира, и построенную на принципах открытости, равноправия, взаимовыгодного сотрудничества, многополярности?
Даю подсказку – она была создана с непосредственным участием нашей страны после окончания Второй мировой войны.
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, это ООН – Организация Объединённых Наций. Россия всегда рассматривала ООН как всемирную универсальную международную организацию, в которой каждая страна может высказать свою позицию и отстоять свои интересы. Но, к сожалению, некоторые страны-участники (в основном, это западные страны) пытаются использовать инструменты ООН в своих корыстных целях и использовать их против России, и ряда других стран. Наша страна категорически против блокового подхода, построенного по принципу «дружим против кого-то». Во взаимодействии между странами
Россия исходит из того, что разделение мира на враждующие блоки – пагубно,
однако именно этим путём идут недружественные России государства.
И именно эту позицию мы отстаиваем на всех уровнях, в том числе и в ООН.
Часть 3. Заключение
Учитель. Ребята, а кто позиционирует, отстаивает принципы России на международной арене? Кто обеспечивает взаимодействие между странами? Люди какой профессии?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, организацией и решением всех вопросов сотрудничества с конкретными странами по самым разным вопросам, прежде всего, занимаются дипломаты.
Что вы о них слышали, знаете? Интересовались ли когда-нибудь дипломатической карьерой? Хотели бы пойти учиться – и знаете ли, где учат будущих дипломатов?
Ответы обучающихся.
Учитель. В некоторых университетах России есть специальности, посвящённые международным отношениям (см. дополнительную презентацию).
Учитель. О дипломатии очень интересно рассказывает наш сегодняшний спикер Анатолий Васильевич Торкунов, послушаем.
Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о том, кто такой дипломат.
Вариативные блоки – интерактивные задания на выбор учителя.
Блок 1 «Петля Примакова».
Учитель. Дипломаты представляют интересы своего государства на международной арене, укрепляют международные связи и ведут переговоры. Иногда им приходится искать выход из, казалось бы, неразрешимых ситуаций.
Демонстрация видеоролика, дикторский текст.
«Петля Примакова»
Евгений Максимович Примаков — тогда премьер-министр России — 24 марта 1999 года направлялся с визитом в США. Уже над Атлантикой он
узнал, что НАТО начала бомбардировки Югославии. Впервые после Второй мировой авиация наносила удары по европейской стране. Примаков приказал развернуть правительственный борт прямо над океаном и возвращаться в Москву. «Петля Примакова» для Запада стала символом того, что после
«лихих 90-х» с Россией вновь приходится считаться.
Примаков заложил основы современной отечественной дипломатии: национальные интересы и международное право — фундамент российской внешней политики.
Российская многовекторность, начатая «петлей Примакова», окончательно оформилась выступлением Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году.
«Экономический потенциал новых центров мирового роста будет конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность. В этой связи серьёзно возрастает роль многосторонней дипломатии», — заявил российский президент, обращаясь к международной аудитории.
Учитель. Ребята, как вы понимаете поступок Е. М. Примакова? Он был опытным дипломатом, перед тем как стать премьер-министром Российской Федерации, был министром иностранных дел, очень хорошо знал, как действия политического деятеля высокого ранга влияют на ситуацию, складывающуюся в мире.
Ответы обучающихся.
Учитель. О каких качествах личности Евгения Максимовича говорит его поступок?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, что нужно в себе развивать, какие качества и умения, какие знания приобретать уже сейчас, чтобы стать успешным дипломатом?
Ответы обучающихся.
Блок 2 «Дипломатические кейсы».
Учитель. Дипломат – невероятно сложная профессия, требующая большого количества специальных знаний и навыков, в том числе традиции и особенности каждого государства. Проведём небольшую игру – почувствуйте себя дипломатом!
Учитель зачитывает содержание кейса и просит обучающихся понять, что
«не так» в описанной ситуации.
Кейс 1
…Девушка китаянка принимает делегацию, предлагает выпить чай, раздаёт чайные пакетики.
Правильный вариант: девушка китаянка разливает зелёный чай из глиняного заварочного чайника.
Кейс 2
…На приёме с индийской делегацией подано блюдо из говядины.
Правильный вариант: на приёме с индийской делегацией подан рис с овощами.
Кейс 3
…Иранскую делегацию приветствуют жестом пожатия собственных рук и наклоном головы, сопровождаемым фразой «намасте».
Правильный ответ: в качестве приветствия иранцы пожимают друг другу руки, а затем прижимают собственную правую руку к сердцу.
Кейс 4
…Посол Саудовской Аравии пропускает гостя вперёд.
Правильный вариант: посол Саудовской Аравии проходит первым в кабинет/зал. В арабской традиции хозяин первым входит в кабинет, а не пропускает гостя, как принято на Западе. Это правило связано с древней бедуинской традицией демонстрировать безопасность жилья.
Кейс 5
…Представитель иностранной делегации при приветствии пожал руку своему японскому коллеге.
Правильный вариант: представитель иностранной делегации при приветствии поклонился своему японскому коллеге. Поклон — традиционная форма приветствия в Японии.
Учитель. Дипломат – это крайне ответственная профессия, поскольку во многом от дипломатов зависит судьба страны и её взаимоотношения с другими государствами.
Деятельность дипломата заключается в том, чтобы поддерживать связь с разными иностранными государствами (в том числе и недружественными), вести переговоры, укреплять дружбу и сотрудничество между народами и государствами.
Демонстрация цитаты С. В. Лаврова
С. В. Лавров
«У нас нет недружественных стран и нет недружественных народов. Есть правительства, которые от имени государства принимают решения, которые мы расцениваем как недружественные».
Учитель. Но как верно заметил С. В. Лавров, для России не существует недружественных народов. Это говорит о том, что даже несмотря на сложные отношения с рядом стран, наша страна открыта для всех людей, кто хочет взаимодействовать с Россией и поддерживать дружеские отношения.
В подтверждение этого посмотрим небольшой сюжет (на одном из домов в Мариуполе в поддержку Донбасса появилось огромное изображение девочки, работу выполнил итальянский художник из Неаполя).
Учитель. Данный сюжет является иллюстрацией того, что порой действия людей могут значить больше, чем официальные заявления лидеров государств.
Ребята, почему вам без слов было понятно, что художник ценит и любит русскую культуру, ему нравится наша страна?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Знаете ли вы другие подобные примеры?
Ответы обучающихся.
Учитель. В этом году Россия проводит крупнейшее молодёжное событие – Всемирный фестиваль молодёжи. Приём заявок уже закончен – обратите внимание на состав участников, в Сочи приедет молодёжь из 188 стран, в том числе и тех, чьё руководство ведёт недружественную политику в отношении России. В Казани в «Играх будущего» примет участие более 260 команд из более 100 стран мира.
И это результат открытой, дружественной позиции России по отношению
к народам всех стран мира.
Учитель. Ребята, а что бы вы сами могли сделать в рамках так называемой народной дипломатии (общественной дипломатии)? Какой вклад внести в развитие международных отношений?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, важно, чтобы каждый из нас стремился к тому, чтобы люди всего мира больше узнавали о нашей стране, любили и ценили наши достижения.
Каждый из нас может внести вклад в развитие международных отношений, даже не будучи дипломатом. Уважение и дружеское отношение к представителям других стран, к их истории, традициям, культуре, религии – вот что лежит в основе народной дипломатии.
Желающие всегда могут присоединиться к «Движению Первых» и стать участником их международных проектов.
Демонстрация презентации о проекте «Движение первых. Дипломаты».
Учитель. В завершение нашего занятия хочу подчеркнуть, что Россия стремится усилить свою роль в мировом пространстве и сформировать объективный образ нашей страны у народов других стран. Для этого нам нужно продвигать и защитить от дискриминации отечественные достижения в сферах культуры, науки, образования и искусства, укреплять восприятие нашей страны как привлекательного для жизни, работы, учёбы и туризма государства.
Нам нужно распространять русский язык, чтобы на нём говорили и читали русскую литературу люди и в других государствах. Особенно это касается стран — участников СНГ. Нам очень важно защитить русский язык от дискриминации за рубежом.
Россия открыта всему миру, людям всех стран, кто хочет жить и взаимодействовать на основе принципов равноправия и многополярности.
ПОСТРАЗГОВОР
Знакомство и обсуждение материалов, размещённых в группе ВКонтакте
«Движение Первых. Дипломаты» https://vk.com/mypervie_diplomaty.
Участие в проектах, которые проводятся в рамках сотрудничества между странами.
Организация информационного ресурса на уровне класса или школы, в котором перечисляются проекты, где могут принять участие школьники.
Встреча с представителями союзнических стран – участниками
различных проектов или организаций.
Посещение информационно-аналитического портала Союзного
государства https://soyuz.by/sotrudnichestvo-regionov.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:
Литература: произведения, связанные с темой союзничества России с другими странами.
История: темы, связанные с историей союзничества России с другими странами.
Обществознание: тематика внешнеполитического союзничества России
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Литература и видеоматериалы, предназначенные для школьников различных возрастов, по вопросам мирного и военного союзничества России в различные исторические эпохи
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Обсуждение отдельных проектов в социально-культурной сфере, в которых принимают участие страны-союзники России и в которых участвует конкретный субъект Российской Федерации на региональном уровне.
Благодарность людям, которые представляют интересы нашей страны и
обеспечивают её благополучие и безопасность в мире.