Россия — мои горизонты. 11 января. 6 класс «Россия плодородная»

Поделиться:

Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о профессиях и достижениях агропромышленного комплекса страны»

 

Введение

 

 

Подготовка к уроку Темы 17

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать и нарезать раздаточные материалы, разделить класс на 3-5 групп, а также попросить учеников подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов вам и ребятам!

 

 

 

Вступительное слово

Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интереснейшая тема: мы познакомимся и обсудим с вами одну из самых значимых, обширных и активно развивающихся отраслей экономики нашей страны — агропромышленный комплекс (АПК). Что бы ни происходило в мире, как бы ни менялось общество, население всегда нуждалось и будет нуждаться в продовольствии. На наших столах есть хлеб и молоко, овощи и фрукты, мясо и рыба, мёд и сахар. Мы носим одежду из хлопка и льна. Именно специалисты АПК круглый год обеспечивают население продуктами питания, а пищевую и лёгкую промышленность — сырьём. А основой и главным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Ребята, как вы думаете, чем в сфере АПК наша страна может гордиться?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: На разных стадиях производства прямо или косвенно в нём задействовано около 80 отраслей народного хозяйства. Современный АПК и сельское хозяйство в частности

— это огромный механизм, обеспечивающий работой большое количество людей. А теперь давайте познакомимся с этой отраслью поближе. Сегодня мы снова станем виртуальными гостями грандиозной выставки-форума «Россия». Внимание на экран.

 

Видеоролик с выставки «Россия»: павильон «Есть своё»

Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.

Слово педагога: Как интересно, ребята! Поделитесь своими мыслями после просмотра видео.

Ответы обучающихся.

 

 

 

Обзор отрасли. Было-стало

 

 

Викторина «Было-стало»

Для проведения игры вы можете воспользоваться слайдами или раздаточными материалами.

Слово педагога: За многовековую историю в сельском хозяйстве много всего происходило и изменялось. А сейчас я предлагаю вам викторину с интересными фактами. Давайте постараемся найти верные ответы на вопросы о сельском хозяйстве, связанные как с прошлым, так и с настоящим этой отрасли. Перед вами вопросы викторины с вариантами ответов. выбирайте те варианты, которые вы считаете верными. Поехали!

В 2000 году в России, по оценкам экспертов, был собран достаточно скромный урожай. Например, картофеля было собрано 2,6 млн тонн. А сколько зерна было собрано в 2000 году? 65,4 млн тонн (Правильный ответ: К 2000 году отрасль пришла в  упадок.  Заброшенные пашни, нехватка техники и удобрений, примитивные технологии обработки почвы и другие факторы существенно повлияли на урожайность всех культур)

7,5 млн тонн

1,8 млн тонн

В 2022 году получен максимальный за всю историю России урожай зерна. Какой? 1 млрд тонн

157,7 млн тонн (Правильный ответ: Это как 2,5 урожая 2000 года. Зерно — основа экспорта российского АПК. В 2023 году был собран второй по объёму урожай зерна в истории страны и составил 140 млн тонн)

66,9 млн тонн

В 2004 году рыболовная отрасль достигла своего исторического минимума, впервые за много десятилетий выловив водных биоресурсов менее, чем …

1 млн тонн

10 млн тонн

 

3 млн тонн (Правильный ответ: И страна опустилась на 12-е место в мировом рейтинге рыбодобывающих держав. В том же 2004 году был принят федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который привёл к стабилизации работы рыбной отрасли в нашей стране)

Рыболовная отрасль России в 2023 году добыла рекордное количество рыбы и прочих водных биоресурсов. Общий объём добычи достиг…

2,6 млн тонн

5,3 млн тонн (Правильный ответ: Сегодня Россия — один из лидеров в мировом рыболовстве и является одним из крупнейших производителей и экспортёров рыбы и морепродуктов в мире)

100 млн тонн

Самая большая доля потребления мяса в России приходится на мясо птицы, объём производства которого в 2022 году составил…

6,5 млн тонн (Правильный ответ: Эта цифра выше показателя 2003 года в 4,5 раза. В силу высокого спроса на мясо птицы российские предприятия продолжают наращивать объёмы производства)

100 млн тонн

1 млн тонн

Какое общее количество техники, участвующей сегодня в работе АПК России?

1,26 млн единиц (Правильный ответ: Включая высокотехнологичную и оснащённую по последнему слову техники. Так было не всегда. В начале XXI века парк сельхозтехники был не только в плачевном техническом состоянии, но и сильно устаревший)

780 тысяч единиц

300 млн единиц

Слово педагога: Давайте сверим ответы. Отлично. Сколько интересного мы с вами уже узнали. А теперь предлагаю посмотреть ещё один ролик, который как раз расскажет нам о том, каким было сельское хозяйство в России и каким оно стало сегодня.

 

 

Видеоролик «Было-стало»

 

 

Обсуждение ролика

Слово педагога: Ребята, давайте обсудим увиденное и услышанное. На какие моменты обратили внимание? Какие факты удивили?

Ответы обучающихся.

 

Карта профессий отрасли

Воспользуйтесь раздаточным материалом.

Слово педагога: Агропромышленный комплекс страны включает в себя несколько больших направлений. Сельское хозяйство разделяют на растениеводство и животноводство. А сама сельскохозяйственная отрасль сегодня тесно связана с производством сельхозтехники, удобрений и комбикормов, развитием цифровых и биотехнологий, научной деятельностью в области генетики и селекции растений и животных. Пищевая промышленность обеспечивает нас непосредственно продуктами питания. Поэтому и профессий, которые необходимы сегодня для качественной работы всего аграрного сектора множество. Востребованы тут как специалисты с высшим образованием, так и со среднеспециальным. Давайте попробуем составить с вами новую карту профессий. На этот раз агропромышленную. Перед вами карта с пятью направлениями и список профессий. Ваша задача — распределить специальности по направлениям.

Направления:

Растениеводство Животноводство Сельхозтехника и оборудование

Новые технологии и профессии будущего Пищевая промышленность

Справочник профессий:

Ветеринар или ветеринарный врач — специалист, который занимается лечением и профилактикой заболеваний животных. Осмотр, оказание медицинской помощи, вакцинация, чипирование, проведение различных процедур и операций, консультирование по уходу и содержанию животных — всё это входит в основные задачи ветеринарного врача.

Агроном — главный человек в вопросах технологии выращивания растений. Его профессионализм нужен на каждом этапе, но основная миссия агронома — качественная подготовка почвы. Он отвечает за организацию производства всех культур, разрабатывает систему посева, внесения удобрений и применения других необходимых приёмов подготовки почвы.

Зоотехник — специалист, который занимается профессиональным уходом за животными: разведением, кормлением, содержанием. Он отвечает за сохранение здоровья животных и повышение численности поголовья, обеспечивает эффективность производства мяса, молока, шерсти и другой продукции животноводства.

Технолог пищевого производства — это специалист, который занимается разработкой, контролем и оптимизацией процессов производства пищевых продуктов.

 

Оператор машинного доения — человек, который собирает молоко автоматическим методом, осуществляет учёт молока, отвечает за условия его хранения и выполнение правил по уходу за животными.

Агрокибернетик — специалист, который занимается разработкой, внедрением и совершенствованием новых технологий, механизмов, информационных, робототехнических и других систем для автоматизации сельского хозяйства. Этой профессии уже обучают в вузах нашей страны. Это классная профессия, без которой не обойтись сельскому хозяйству уже сегодня, и тем более, в будущем.

Селекционер — специалист, создающий новые сорта растений, которые отличаются устойчивостью к заболеваниям и высокой урожайностью. Селекция очень важна в овощеводстве и растениеводстве.

Тракторист-машинист — люди этой профессии могут сесть за руль любой сельскохозяйственной техники, такой как трактор или комбайн, и заниматься сельхозоборудованием. Сегодня многие трактора и комбайны оснащены бортовыми компьютерами и датчиками. Водителю остаётся только следить за приборами и корректировать режим работы. Трактористы не просто управляют сельхозмашинами с оборудованием, они выполняют значительную часть всех полевых работ: вспашка и культивация полей, посевные работы, внесение удобрений, выполнение других работ в поле. Сити-фермер — специалист, применяющий новые и новейшие технологии и оборудование для выращивания продуктов питания в городской среде. Сегодня сити-фермерство с неимоверной скоростью набирает обороты. Возможно, за сити-фермерами большое будущее. Пекарь — специалист, отвечающий за приготовление и выпечку хлебобулочных изделий.

Пекари занимаются приготовлением теста, формовкой и расстойкой хлеба, а также наблюдают за процессом выпекания.

Подсказка для педагога:

ЖИВОТНОВОДСТВО: ветеринар, зоотехник

РАСТЕНИЕВОДСТВО: агроном, селекционер

С/Х ТЕХНИКА и ОБОРУДОВАНИЕ: оператор машинного доения, тракторист-машинист НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО: агрокибернетик , сити-фермер ПИЩЕВАЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:  технолог  пищевого   производства,   пекарь Подсказка для педагога:

Овощевод — специалист, который занимается выращиванием овощей. Подготавливает почву к посеву и посадке, осуществляет подготовку семян и посадочного материала, ведёт посев овощных культур в различных условиях: в помещении и теплицах, на полях и огородах. В теплицах и парниках регулирует тепловой и световой режим, проводит защиту от вредителей, собирает урожай. — ЖИВОТНОВОДСТВО

 

Семеновод — занимается подготовкой семян к посеву, обрабатывает их специальными растворами для борьбы с болезнями и насекомыми, руководит работами по обмолоту, очистке и сушке семян, готовит хранилища и ёмкости для хранения семян. — РАСТЕНИЕВОДСТВО

Зоопсихолог — изучает психологию животных, их поведение, эмоции, когнитивные процессы. Исследует, как животные воспринимают мир вокруг себя, и какие факторы влияют на их благополучие и поведение. — ЖИВОТНОВОДСТВО

Инженер по 3D-печати продуктов питания — технологии синтеза объектов продолжают впечатлять, особенно в области производства продуктов питания. Эта отрасль 3D-печати считается самой необычной и удивительной. Инженер занимается техническим сопровождением, работой с оборудованием, программным обеспечением, созданием новых моделей принтеров. — ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Оператор птицефабрик — рабочий, который выполняет работы по сортировке, калибровке, мойке, маркировке, упаковке яиц с использованием оборудования, сортировкой и выбраковкой молодняка, сдаче отловленной птицы в другой цех или на убой, проведению дезинфекции оборудования и помещения и многому другому. — СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ

Мастер по ремонту сельхозтехники — рабочий широкого профиля, который выполняет обслуживание и ремонт комбайнов, тракторов и другой сельхозтехники для поддержания её в рабочем состоянии. — СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ

Повар — специалист, который занимается приготовлением пищи. Он знает, как выбрать качественные продукты, как их правильно хранить, сочетать и готовить. — ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Сельскохозяйственный эколог — специалист, который занимается охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, разработкой методов утилизации отходов от ведения сельского хозяйства и восстановлением почв. Задача эколога — минимизировать вредное воздействие на окружающую среду и оптимизировать работу сельхозпредприятий. — ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Агроном-генетик — специалист в сфере генной модификации растений. В скором будущем без генетиков не обойдётся и сельское хозяйство. С помощью биотехнологий они будут адаптировать культуры к определённым климатическим условиям, повышать урожайность, улучшать вкус и увеличивать сроки хранения урожая. — РАСТЕНИЕВОДСТВО и ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Агрохимик — человек, основная задача которого добиться повышения урожайности с помощью агрохимических процессов. Агрохимическая лаборатория определяет оптимальные для конкретной местности сорта растений и систему внесения удобрений. — РАСТЕНИЕВОДСТВО

 

Почвовед — специалист, который изучает состав почвы, определяет самый рациональный способ использования земли в том или ином месте, занимается разработкой мероприятий по борьбе с заболеваниями почвы, контролирует использование механизации и внесение удобрений на поля. — РАСТЕНИЕВОДСТВО

Рыбовод — специалист, который занимается разведением и выращиванием рыбы в специализированных условиях. Рыбовод отвечает за оптимизацию условий содержания рыбы, контроль её здоровья, кормление и репродуктивную деятельность. — ЖИВОТНОВОДСТВО

 

 

Видеоролик «Интервью с экспертом»

Интервью с представителем отрасли, ответы на популярные вопросы обучающихся.

Слово педагога: Ребята, теперь вы чуть больше знаете о профессиях отрасли, и самое время познакомиться с её представителем. Сейчас мы с вами посмотрим небольшое интервью. Но сначала я хочу вам напомнить, что у каждого есть возможность задать свои вопросы экспертам из разных направлений. Для этого есть специальная форма в Профиграде: https://profigrad.bvbinfo.ru/question-list.

А теперь внимание на экран.

 

 

Информация

 

 

Перспективы отрасли. Будет

 

 

Видеоролик «Россия — моё будущее»

Видеоролик о развитии отрасли и  её  перспективах,  включение  с  выставки  «Россия». Слово педагога: Да, отрасль не стоит на месте, а развивается, как и весь наш современный мир, очень стремительно. Давайте посмотрим, какие же перспективы ждут сельскохозяйственную отрасль России. Внимание на экран.

Описание ролика: рассказ об инновационных решениях, использовании новых технологий и других впечатляющих и перспективных разработках российской сельскохозяйственной отрасли, говорящих о большом будущем российского АПК.

 

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Вы уже узнали об основных направлениях сельского хозяйства — растениеводстве и животноводстве. Поняли, что без техники сельскому хозяйству тоже не обойтись. А теперь давайте проверим вашу интуицию. Сейчас на экране будут появляться различные факты про агропромышленный комплекс России и сельское хозяйство в частности. Ваша задача — определить, какие факты уже реальны, а какие ещё в планах на будущее. Итак, игра «Будущее или реальность»:

1)  В нашей стране идёт масштабное строительство вертикальных ферм, где будут выращиваться и растения, и животные.

БУДУЩЕЕ. Про масштабное строительство говорить ещё рано, а вот небольшие вертикальные сити-фермы для выращивания некоторых видов растений уже достаточно популярны.

2)    В аграрном секторе используют беспилотные летательные аппараты, которые распознают сорные растения и вредителей.

РЕАЛЬНОСТЬ. Дроны, оснащённые компьютерным зрением, используются также для мониторинга и анализа почв и растительности.

3)    Сельское хозяйство России активно оснащается беспилотными комбайнами и тракторами.

РЕАЛЬНОСТЬ. В АПК с каждым годом растёт объём и качество применения современных технологий, а «умными» комплексами комбайны и тракторы уже оснащаются по всей России.

4)    Созданная российскими учёными агротехнология обеспечивает население Заполярья свежими ягодами, овощами, зеленью.

БУДУЩЕЕ. Учёные сегодня действительно близки к завершению проекта модульных ферм, которые позволят на замкнутом и сравнительно небольшом пространстве выращивать еду, фактически как в космическом корабле. Они обеспечат круглогодичное снабжение людей свежими продуктами питания, независимо от климата региона.

5)    В животноводстве роботы используются для автоматизированной стрижки овец, доения и кормления коров, для уборки коровников и конюшен.

РЕАЛЬНОСТЬ. Автоматизированные роботизированные системы позволяют экономить средства и время, но главное — они позволяют исключить часто тяжёлую ручную работу.

 

 

Заключение

 

Большая карта отраслей

Рекомендация по работе с «Большой картой отраслей».

Обучающиеся получают фрагмент карты отрасли. В ней они могут записать свои впечатления от занятия, новые знания об отрасли и профессиях. Соединяя фрагменты друг с другом с помощью скотча, клея или канцелярского степлера, можно постепенно собрать

«Большую карту отраслей». Вы можете собирать её в профориентационном уголке или хранить в сложенном виде.

Слово педагога: Ребята, за сегодняшнее занятие вы получаете очередной фрагмент

«Большой карты отраслей». Давайте заполним его и присоединим к предыдущем частям карты. Заполните свободные блоки в карте.

Обучающиеся выполняют задание.

 

 

 

Заключительное слово педагога

Слово педагога: Дорогие ребята, спасибо вам за урок! Сегодня вы убедились, что агропромышленный комплекс России — это современная отрасль, которой по праву есть, чем гордиться. И, конечно, эти достижения невозможны без специалистов самых разных профессий. Впереди у нас с вами новые уроки, новые знакомства с отраслями, профессиями и достижениями нашей страны. Благодарю за занятие. Удачи!