Мои горизонты 30 ноября 6 класс «Достижения России: инженерия»
Введение
Подготовка к уроку Темы 13
Уважаемые педагоги!
Перед проведением профориентационного занятия «Пробую профессию в инженерной сфере» ознакомьтесь с памяткой во вложении. Профпроба в компьютерном классе предполагает самостоятельное выполнение заданий обучающимися на ПК (индивидуально или в малых группах), в обычном классе — демонстрация заданий педагогом на экране.
Приветствие
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами практическое занятие. Ведь одно дело — услышать о профессии и совсем другое — попробовать себя в ней и на деле понять, с чем сталкиваются специалисты каждый день. Сегодня мы познакомимся со специалистом инженерной сферы, имеющим отношение к космической отрасли, но не космонавтом, посмотрим интересный видеоролик об этой профессии и попробуем выполнить ряд его рабочих задач. Но, чтобы лучше погрузиться в наше сегодняшнее занятие, продолжим наше виртуальное знакомство с выставкой «Россия».
Видеоролик «Достижения России: космос»
Игра-разминка
Разминка на основе материалов предыдущего занятия (Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела»). Для проведения игры вы можете использовать Презентацию №1.
Слово педагога: Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии?
Ответы учеников.
Слово педагога: Что нового вы для себя узнали? Может быть, что-то вас удивило или больше всего запомнилось?
Ответы учеников.
Слово педагога: Отлично! А теперь предлагаю провести разминку в уже знакомом вам формате «Верю-не верю». Вспомним некоторые факты об инженерном деле, которые вы узнали на прошлом занятии. Сейчас на экране будут появляться утверждения, а ваша задача
— дать ответ правильные они или нет. Если считаете, что утверждение верное — поднимайте большие пальцы вверх, если думаете, что оно ошибочное — опускайте вниз.
1) Инженеры — это специалисты, которые нужны в одной отрасли.
НЕВЕРНО. Без инженеров невозможно представить работу практически ни одной отрасли.
2) Профессию инженера можно назвать одной из самых древних.
ВЕРНО. Топор, колесо, плуг, гончарный круг — всё это первые инженерные изобретения, которые изменили мир.
- Голова инженера работает всегда — в любых жизненных ситуациях он пытается ответить себе на вопросы: «А как это устроено?» и «Могу ли я это улучшить»? ВЕРНО. Инженеры регулярно возвращаются даже к своим разработкам и делают их ещё лучше.
4) На Улан-Удэнском авиационном заводе производят 60 вертолётов в год.
НЕВЕРНО. Здесь производят более 100 вертолётов в год.
5) После сборки все вертолёты проверяют на способность выдерживать удары.
НЕВЕРНО. Все вертолёты проверяют на герметичность.
6) Инженеру нужна фантазия и изобретательность.
ВЕРНО. Работа инженера — это не только чертежи и расчёты, но и творчество. Ведь любую задумку нужно реализовывать, а значит, важно с самого начала представлять, какой в реальности будет та или иная деталь.
7) Многие инженерные профессии можно освоить уже после 9 класса — в колледжах и техникумах.
ВЕРНО. Инженерный мир очень большой. Профессию из этой сферы можно получить после 9 класса, а если понадобится в будущем, получить высшее образование по интересующему вас направлению.
Слово педагога: Здорово! Очень радостно, что вы верно ответили на вопросы. Это значит, что вам запомнился предыдущий урок и вы заинтересовались инженерной сферой. Давайте разбираться в ней дальше!
Портрет специалиста
Слово педагога: Сегодня мы познакомимся с очень интересной профессией — инженер- испытатель космических аппаратов.
Обсуждение в классе.
Как вы думаете, какие задачи выполняет этот специалист? Какими качествами важно обладать такому специалисту? В чём важность этой профессии?
Слово педагога: Сегодняшний урок нам даст возможность проверить все ваши предположения, побольше узнать о работе инженера-испытателя космических аппаратов и попробовать свои силы в этой области. И в этом нам помогут инженеры-испытатели госкорпорации «Роскосмос». Они принимали участие в создание этого урока. Давайте познакомимся с одним из них. Внимание на экран!
Видеоролик «Инженер-испытатель космических аппаратов»
Видеоролик рассказывает об основных задачах, нюансах и разных направлениях работы инженеров-испытателей космических аппаратов.
Обсуждение ролика Россия — мои горизонты. 30 ноября. 6 класс «Достижения России: инженерия»
Слова педагога: Ребята, давайте обсудим ролик. Как вы представляли себе работу инженера- испытателя космических аппаратов? Что вас удивило в работе этого специалиста? Что вам самим хотелось бы попробовать сделать?
Ответы учеников.
Профпроба: «Инженер-испытатель космических аппаратов»
Формат: Профпроба в обычном классе
Рекомендация
Распределите класс на 3-4 мини-группы, для каждой группы должен быть подготовлен раздаточный материал (см. Приложение к уроку: Раздаточный материал). В сценарии дополнительно будут отмечены задания в раздаточном материале.
Педагог выступает модератором занятия (необходим ПК с доступом в Интернет или заранее установленная программа с пробой на ПК, см. файл в приложении к уроку или в следующем блоке).
Ученики выполняют задания в мини-группах и участвуют в обсуждении заданий.
С целью дополнительного погружения обучающихся в тему вы можете заранее выбрать из класса (или из старших классов) 1-2 обучающихся, которые смогут выступить в роли модераторов пробы и провести занятие. В этом случае рекомендуется подготовить ребят заранее к данному профориентационному занятию (пройти совместно пробу и проиграть сценарный план).
Доступ к профпробе
Ссылка на профпробу: bvb-kb.ru/sc.
Важно: Профпроба в формате EXE будет доступна с 24 ноября.
Введите эту ссылку в браузеры всех компьютеров, задействованных для прохождения профпробы. Рекомендуется заранее включить на ПК пробу или раздать ссылку обучающимся для перехода на выполнение пробы.
Важно! Не забудьте ознакомиться с памяткой, размещённой в начале занятия, и организовать рабочее пространство, а также подготовить дополнительные материалы в соответствии с рекомендациями.
Стартовая страница Россия — мои горизонты. 30 ноября. 6 класс «Достижения России: инженерия»
Слово педагога: Итак, перед вами стартовая страница новой профессиональной пробы. Давайте прочитаем, что здесь написано.
Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.
Раздаточный материал, страница 1.
Слово педагога: Отлично! В ваших распечатанных материалах остались свободные ячейки, заполните их.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, что самое сложное в профессии? Почему эта профессия важна?
Какие качества нужны специалисту, чтобы хорошо выполнять свою работу?
Задание
Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.
Раздаточный материал, страница 2.
Слово педагога: Ребята, перед тем как приступить к выполнению пробы, обратите внимание: в правом верхнем углу есть справочник, это ваш помощник — всегда можно получить ответы на вопросы по теме или дополнительную информацию. При прохождении пробы вы можете советоваться в мини-группах, совместно находить решение задания, помогать друг
другу, если вы не знаете правильный ответ — воспользуйтесь справочником и не бойтесь выбрать неправильный вариант, в этом случае система вам даст подсказку. Ваша задача — выполнить задания и попробовать себя в роли специалиста. Просто представьте, что вы проходите небольшую стажировку! Давайте приступим!
Космос вас ждёт
Слово педагога: В сегодняшней профпробе нам предстоит выступить в роли инженера- испытателя космических аппаратов, который тестирует устройства перед их отправкой на орбиту, а затем контролирует их в космосе. И перед нами встанут серьёзные и важные задачи. Прежде чем перейти непосредственно к заданиям, давайте прочитаем, какую ещё информацию оставил для нас специалист, и что же нам предстоит делать.
Часть 1: Подготовительная работа Названия систем
Слово педагога: Приступаем к прохождению профпробы. Внимательно читайте задания и не забывайте обращаться к справочнику, чтобы лучше разобраться в материале. Сегодня ваша задача — проверить системы и аппаратуру космического аппарата, чтобы спутник вышел
на орбиту. И сначала для этого нужно проделать подготовительную работу. Начнём с систем. Как правило, у них длинные названия, поэтому для удобства используются аббревиатуры.
Расшифруйте каждое сокращение: соедините стрелочками аббревиатуры слева с их полным названием справа.
Раздаточный материал, страница 3.
Ребята сопоставляют аббревиатуры в раздаточном материале с их расшифровками.
Подсказка для педагога:
БВМ — Бортовая вычислительная машина БИС — Бортовая информационная система ВИП — Вторичный источник питания
GPS — Global Positioning System
БИК — Бортовой информационный комплекс ДС — Датчик Солнца
Воспользуйтесь страницей 3 раздаточных материалов для педагога или слайдом профпробы.
Педагог или ученик-модератор зачитывает верные ответы.
Системы космических аппаратов
Слово педагога: Отлично. После того, как с аббревиатурами мы разобрались, можно взглянуть на системы космического аппарата. Все они связаны между собой. Испытатель должен знать, за что отвечает каждая из них. Теперь задача посложнее: перед вами описания разных систем и их компоненты. Вам надо выбрать тот компонент, который соответствует описанию системы, и поочерёдно вписать в свободные ячейки
Раздаточный материал, страница 4.
Обучающиеся выполняют задание.
Подсказка для педагога:
Устройства для регистрации изображений поверхности земли — комплекс камер Обеспечивает сбор и обработку информации в процессе зондирования земной поверхности
— система научной аппаратуры
Поддерживает баланс тепловой энергии, обеспечивает нужную температуру различных модулей и узлов — система обеспечения температурного режима
Включает устройства определения текущей ориентации космического аппарата: датчики Солнца и Земли, звёзд и т.д. — система ориентации
Позволяет менять скорость и направление движения спутника — двигательная установка. Педагог озвучивает правильные варианты с помощью экранов профпробы, презентации или своей версии раздаточных материалов.
Слово педагога: Прекрасно! Кстати, вы обратили внимание на две категории аппаратуры: целевую и служебную. Комплекс камер и система научной аппаратуры относятся к первой группе, к целевой аппаратуре. А вот система обеспечения температурного режима, система ориентации и двигательная установка — это уже служебная аппаратура. А теперь — самое время разобраться в этапах работы инженера-испытателя. Ведь важен каждый его шаг!
Порядок испытаний
Слово педагога: Перед вами три колонки. Это и есть этапы работы инженера-испытателя: подготовительный этап, испытания на Земле, запуск и лётные испытания. Под ними прописаны разные действия, которые выполняют инженеры-испытатели в процессе работы. Ваша задача — правильно распределить все 9 действий по этапам. Прежде чем начать,
внимательно прочтите весь список, ведь вам нужно не только определить, к какому именно этапу относится то или иное действие, но и верно вписать их очерёдность. Поехали!
Раздаточный материал, страница 5.
Обучающиеся выполняют задание.
Подсказка для педагога:
Подготовительный этап:
Определяем модули для будущего спутника Пишем техническое задание
Оформляем заказ на производство Испытания на Земле:
Десятки раз проверяем все системы Устраняем все выявленные ошибки
Создаём алгоритмы на случай отказа систем Запуск и лётные испытания:
Запускаем аппарат в космос Круглосуточно наблюдаем за спутником Решаем проблемы во время полёта
Педагог озвучивает правильные варианты с помощью экранов профпробы, презентации или своей версии раздаточных материалов.
Часть 2: Наземные испытания
Слово педагога: Вы прекрасно справляетесь! Инженер-испытатель, как архитектор, придумывает функционал для всех механизмов и систем. А потом контролирует процесс их создания, настройки и взаимодействия внутри строящегося спутника. Теперь перед нами второй важный этап работы специалиста — наземные испытания.
Сопоставить проблему с её последствиями и решением
Слово педагога: В спутнике — десятки систем, и для нештатных ситуаций надо прописать запасные алгоритмы. Перед вами три проблемы, три варианты последствий и три варианта решения. Ваша задача — сопоставить проблему, её последствия и способ решения. То есть построить цепочку от проблемы к последствиям и решению. Вперёд!
Раздаточный материал, страница 6.
Обучающиеся выполняют задание.
Подсказка для педагога:
Засветка матрицы на солнце (проблема) — невозможность использовать камеры и проводить исследования (последствия) — переключить на резервный комплект камер
(решение)
Отказ устройства для контроля температуры (проблема) — недопустимая температура в гермоотсеке (последствия) — переключить на резервное устройство для контроля температуры (решение)
Сбой работы двигателя (проблема) — нарушение режима ориентации и сбои в работе целевых систем (последствия) — перезагрузить двигатели: включить и выключить (решение)
Слово педагога: Давайте посмотрим, какие цепочки у вас получились.
Педагог озвучивает правильные варианты с помощью экранов профпробы, презентации или своей версии раздаточных материалов.
Запустить программы
Слово педагога: Отлично. А теперь — новая задача. Вам нужно дополнить и запустить программу для контроля давления и температуры на борту. Ведь все алгоритмы должны превратиться в код и набор команд, которые для бортового компьютера тоже пишет инженер-испытатель.
Перед вами задачи для бортового компьютера. Дополните их командами из предложенных вариантов. Обведите команды, которые считаете нужными для каждой задачи. Вам помогут знания английского языка. Внимательно читайте сами задачи и комментарии происходящего справа.
Раздаточный материал, страница 7.
Обучающиеся выполняют задание.
Подсказка для педагога:
Задача: проверить давление
Проверка давления — checkPressure Проверка ускорения — checkAcceleration Проверка температуры — checkTemperature
Задача: проверить температуру холодного контура
Проверка температуры холодного контура — checkTemperatureCool Проверка температуры горячего контура — checkTemperatureHeat Проверка скорости — checkVelocity
Задача: проверить температуру горячего контура Проверка сигнала — checkSignal
Проверка ускорения — checkAcceleration
Проверка температуры горячего контура — checkTemperatureHeat
Обсуждение правильных вариантов с помощью экранов профпробы или самостоятельно.
Слово педагога: Если температура на борту станет близка к критической, на помощь всегда придёт резервный комплект нагревателей. Ну а когда всё готово к запуску, после проверки систем и подготовки алгоритмов пора приступать к заключительному этапу — лётным испытаниям.
Часть 3: Лётные испытания в ЦУП
Слово педагога: Это — заключительный этап. Во время лётных испытаний наступает пора круглосуточных наблюдений, и иногда от них устают даже опытные сотрудники. Но быть внимательным и бдительным на этом этапе особенно важно — ведь аппарат уже находится на орбите! В ЦУПе трудятся инженеры самых разных специальностей: программисты, системные архитекторы, испытатели, управленцы и многие другие специалисты. И если речь идёт о спутнике, у инженеров-испытателей есть всего 15 минут, в течение которых со спутником есть связь — дальше он пропадает из зоны связи на 1 час и 40 минут — столько времени требуется аппарату на один виток вокруг Земли. За 15 минут инженеру-испытателю нужно дать спутнику максимум команд под каждую задачу. Иногда они меняются совсем неожиданно и прямо во время полёта. Давайте перейдём к выполнению задания и во всём разберёмся.
Раздаточный материал, страница 8.
Слово педагога: Перед вами — задачи и варианты программ. Вам нужно выбрать одну из них
— ту, которая поможет решению каждой конкретной задачи. Под каждой задачей галочкой отметьте тот вариант программы, которую считаете оптимальной для решения задачи.
Приступаем!
Обучающиеся выполняют задание.
Подсказка для педагога:
Ориентируйтесь на программу работ спутника – она справа. Задача 1.1: успокоить интенсивное вращение.
Запустить обратные двигатели Задача 1.2: найти Солнце Поиск Солнца
Задача 2.1: найти Землю Поиск Земли
Задача 2.2: включить режим ориентации Ориентация по карте звёздного неба Задача 3.1: Включить режим навигации
Запустить навигацию по спутникам ГЛОНАСС и GPS
Задача 3.2: охладить фотокамеру
Понизить температуру в отсеке с фотоаппаратурой Задача 4.1: сделать снимок Земли
Активировать режим съёмки
Слово педагога: Давайте проверим, что у нас с вами получилось.
Озвучивание и обсуждение правильных вариантов.
Слово педагога: Испытания подходят к концу, но что нам говорит система? Давайте прочитаем, что произошло.
Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.
Слово педагога: Помните, что иногда инженеру-испытателю приходится решать внеплановые задачи. Иногда нужно срочно принять меры, чтобы, например, стабилизировать ситуацию с пробоиной в космическом аппарате, если его задел осколок астероида. А уже потом — снова выполнять плановые работы.
Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.
Слово педагога: Ребята, поздравляю! Вы выполнили все задания и получили нужный результат. Попробовали оказаться на месте важного и нужного специалиста. Ведь профессия инженера-испытателя космических аппаратов двигает прогресс и науку вперёд и открывает нам космос!
Заключительный экран
Слово педагога: Добро пожаловать обратно на Землю! Мы с вами прошли очень интересную, на мой взгляд, профессиональную пробу. Давайте подведём итоги.
Раздаточный материал, страница 9.
Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст, проводится обсуждение профпробы.
Заключение
Видеоролик «Достижения России: инженерия»
Слово педагога: Дорогие ребята, вы большие молодцы. А у нас остаётся ещё немного времени до конца урока. Проведём его с пользой и отправимся в ещё одну удивительное место на выставке «Россия».
Карточка профессии «Инженер-испытатель космических аппаратов»
Дополнительные материалы приложены к сценарию занятия. Заранее распечатать карточку профессии (можно одну на класс, на команду или отдельно для каждого ученика).
Слово педагога: Время урока заканчивается, но мы ещё успеваем выполнить последнее задание на сегодня. Вы могли заметить, что на финальной страничке профпробы был элемент под названием «Артефакт». У нас уже сложилась добрая традиция, когда вы получаете
«бонусы» за прохождение профпроб.
При наличии технической возможности, открыть «Артефакт» в классе.
Слово педагога: Вы получили такие «бонусы» в виде карточек после прохождения предыдущих профпроб. И сегодняшнее занятие не исключение! Вы получаете новую карточку по профессии «Инженер-испытатель космических аппаратов». И карточку, на которой вы можете найти новый набор букв. Помните, что эти буквы — фрагменты уже нового слова- пароля. Пройдя все пробы из инженерной сферы, вы сможете узнать все буквы, составить из них зашифрованный пароль и получить новый свиток знаний. Самостоятельно в свободное время пройти эту и другие профпробы вы можете, переходя по ссылкам, указанным в артефакте или в виртуальном городе профессий Профиград. Советую попробовать себя в новых профессиях. Чем больше знаний о профессиях у вас будет, тем легче вам будет выбрать свой профессиональный путь.
Большая карта отраслей
- Рекомендуем создать профориентационный уголок (лист / ватман / гирлянда/ коробка — формат на ваше усмотрение), где вы и ребята сможете размещать интересные артефакты по профориентационным занятиям, собирать отзывы ребят и обращать их внимание на приобретённый опыт.
- Артефакты профпроб. На финальной странице профпроб, справа размещён «Артефакт». Нажав на него, откроется карточка пройденной профессии и набор из букв. Эти буквы — фрагменты слова-пароля. Пройдя все пробы по теме «Инженерная сфера»: «Инженер- испытатель космический аппаратов», «Инженер-конструктор», «Инженер-проектировщик»,
«Монтажник волоконно- оптических сетей», «Электромонтёр контактной сети», ребята могут собрать 15 букв, из которых нужно составить слово-пароль «КОНСТРУИРОВАНИЕ» (не сообщайте это слово детям, они должны составить его сами). Это слово можно ввести в специальную форму в Профиграде. Она откроет ребятам новый «Свиток знаний» с дополнительными материалами уже об этой отрасли.
- «Большая карта отраслей». В конце каждого занятия-профпробы ребята будут получать фрагмент карты отрасли. В ней они смогут записывать свои впечатления от занятий, новые
знания об отрасли и профессиях, а также спрятанное в профпробах слово-пароль. Соединяя фрагменты друг с другом с помощью скотча, клея или канцелярского степлера, можно постепенно собрать «Большую карту отраслей». Вы можете собирать её в профориентационном уголке или хранить в сложенном виде.