СтатГрад по Русскому языку 9 класс 26.02.2025

СтатГрад по Русскому языку 9 класс 26.02.2025Поделиться:

Тренировочная работа СтатГрад №3 по Русскому языку для 9 класса

Вариант РЯ2490401 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Задание 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания
Тот, кто воспитывает ребёнка, действует не по плану, не по отвлечённой идее, а под влиянием образа. У каждого из нас существует в голове образ идеального ребёнка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребёнка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с этим образом в голове. Если сходится, то мы хвалим ребёнка, если расходится – осуждаем. Однако воспитание идеального ребёнка – это не то, чего мы хотим на самом деле. Нам необходимо, чтобы наш малыш потом вырос в идеального взрослого. Мы видим Петю сегодняшнего, но думаем о Пете будущем, о взрослом Пете. У нас есть образ идеального взрослого человека, мужчины или женщины. Эти два идеальных образа, ребёнка и взрослого, довольно часто расходятся в одной и той же родительской голове. Образ взрослого мы конструируем для взрослой жизни, в нём главное – самостоятельность. А образ ребёнка нужен нам такой, чтобы легче было справиться с трудной работой воспитания. В нём главное – несамостоятельность, потому что своевольным ребёнком сложнее управлять. Но если в одной родительской голове два несовместимых образа, то воспитание разлаживается. Выбрать между образом ребёнка и образом будущего взрослого и есть одна из самых трудных и главных задач воспитания.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Сурдина – это небольшое приспособление, которое позволяет музыкантам ослабить звук инструмента или изменить его тембр. (2)У струнных смычковых инструментов сурдиной называют приспособление, схожее с трезубцем. (3)Такое устройство надевается поверх струн на подставку (место опоры струн), а у медных духовых помещается внутрь трубы. (4)Считается, что слово «сурдина» происходит от латинского surdus – «глухой», а фраза «играть под сурдиной» означает «использовать это приспособление во время игры на инструменте, чтобы приглушить звук». (5)Постепенно появилось выражение «говорить под сурдинку», означающее «говорить тихо, как бы украдкой».

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сурдина – (это) звук (предложение 1)
2) называют (предложение 2)
3) устройство надевается (предложение 3)
4) считается (предложение 4)
5) выражение появилось (предложение 5)
Правильный ответ: 245

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) Предложение 3 содержит вставную конструкцию.
4) Предложение 4 осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
Правильный ответ: 23

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется..
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И тысячи умов кинулись разгадывать: кто были существа, построившие посреди каменистой равнины громадный арочный мост?
2) Посмотрев на небо, я понял, что пора домой: начинало темнеть.
3) Увидев двух охранников на входе, я побоялся, что меня спросят, как я сюда попал.
4) Представление в цирке было замечательным, и даже взрослые хохотали, как в детстве.
5) Мы, когда маленькими были, тоже постоянно что-то мастерили: то из бумаги кораблики, то из дощечек кормушки, то из фольги солдатиков…
Правильный ответ: 241

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Парк «Дендрарий» в городе Сочи (1) одно из знаковых мест города (2) которое часто называют «зелёным сердцем курорта». Территория парка поражает (3) на площади в 46,4 га собраны деревья и кустарники (4) привезённые из самых разных уголков планеты. Дубы и сосны (5) пальмы и другие самые разные экзотические растения (6) вот какая разнообразная коллекция видов и форм растений представлена на сегодняшний день в дендрарии. Здесь же в специальных вольерах живут попугаи (7) страусы и горделивые павлины (8) у небольшой заводи (9) плещутся лебеди.
Правильный ответ: 16

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) без ВРЕМЕНИ – в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.
2) НЕУКРОТИМЫЙ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
3) ЗДОРОВЬЕ – в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
4) ПРЕГРАДИТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
5) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. Взбираться по горному склону было трудно. Н..(1)га глуб..(2)ко тонула во мху, буреломе и мягкой ж..(3)лтой листве, шуршащей под п..(4)дошвами ботинок. Я останавливался и снов.. (5) ш..(6)гал, окруж..(7)нный зноем, полным тяж..(8)лого смолистого аромата. Отдыхая от д..(9)лёкого города, одинодинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Я смотрю, как на улице вторые сутки (хлестать) дождь.

Задание 9. Замените словосочетание «топот коней», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Заехав в родной городок, где не был много лет, Павел Георгиевич Сафонов, походив по знакомым адресам, выяснил, что никого из друзей или родных ему в городе застать не удастся. (2)Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, кто-то уже после поехал работать в большой город. (3)Он не знал, куда идти и кого искать. (4)Он бродил по городу без цели, и вдруг увидел свою школу. (5)Она была такой же, как в детстве. (6)Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики. (7)Здесь ли она теперь? (8)Жива ли? (9)И Сафонов решил навестить её. (10)Она оказалась дома. – (11)Мария Петровна, вы меня узнаёте? – (12)Паша Сафонов, Паша?… (13)Как снег на голову, смотри-ка! – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. – (14)Садись, пожалуйста… (15)Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? (16)Ты женился? – (17)Да, Мария Петровна, – ответил Сафонов, – у меня сын, вот книгу написал… (18)Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе… – (19)Я хорошо помню ваш класс. (20)Вы были озорные, способные мальчишки… (21)Ты помнишь Мишу Шехтера? – (22)Ну конечно! (23)Завидовал ему! (24)Мы в классе зачитывали его сочинения. – (25)Он стал журналистом, – медленно проговорила Мария Петровна. – (26)Часто читаю его статьи. (27)И часто вспоминаю… – (28)Он заезжал? – (29)Нет. – (30)Да, – сказал Сафонов. – (31)Разлетелись… (32)Я слышал, Витька Снегирёв – директор завода на Урале. (33)Игнатцев Сенька – начальник главка, слышали? (34)А он не заезжал? (35)Гриша Самойлов – артист! (36)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (37)Неужели не заглядывал? (38)Мария Петровна тихонько кивнула: – Ты пей чай, Паша… – (39)А Нина Винокурова? (40)Мария Петровна не ответила. (41)Он смотрел на её сморщенные руки, на седые волосы… (42)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. (43)И не знали бы другие… – (44)Мария Петровна, – еле слышным голосом, потупив взгляд, повторил Сафонов, – Витя Снегирёв, значит, не был у вас? (45)Володя Бойков, Боря Гмыря? (46)Она сидела, по-прежнему наклонив голову. – (47)Нет, Паша, – сказала она. – (48)Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. (49)Сафонов смутно помнил Колю Сибирцева. – (50)Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – (51)Забыл! – (52)Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. (53)Они помолчали. (54)Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл. – (55)Я прочитала с интересом твою книгу – ты стал хорошим писателем. (56)Когда увидела, сразу дала тебе телеграмму. (57)Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие. (58)Мария Петровна, помолчав, вдруг спросила робко: – Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? – (59)Мария Петровна, что вы говорите? – в замешательстве пробубнил он. – (60)Если бы не вы!.. (61)Они простились. (62)Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (63)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове… (64)Он зашёл на почту и дал телеграмму на имя Марии Петровны. (65)В телеграмме этой было два слова: «Простите нас».

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сафонов приехал в родной город, чтобы встретиться со своей школьной учительницей.
2) Школа, в которой учился Сафонов, сильно изменилась, и он с трудом её узнал.
3) Миша Шехтер, ставший журналистом, не раз заезжал к своей учительнице математики.
4) Бывшие ученики Марии Петровны нашли своё место в жизни: кто стал директором завода, кто начальником, кто актёром, кто писателем.
5) Мария Петровна, прочитав книгу Сафонова, сразу дала телеграмму, но Павел Георгиевич на телеграмму не ответил, хотя ответил на другие.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, кто-то уже после поехал работать в большой город.
2) «Как снег на голову, смотри-ка!» – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало.
3) Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе…
4) Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл.
5) Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие.

Задание 12. Замените разговорное слово «пробубнил» в предложении 59 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Задание 13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – Забыл! – Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. Они помолчали. Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Тренировочная работа СтатГрад №3 по Русскому языку для 9 класса, вариант № РЯ2490401 задания, ответы – это уникальный материал для подготовки к ОГЭ, разработанный в соответствии с требованиями ФИПИ и форматом реального экзамена.