Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 10.
Тема:Предложения простые и сложные.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.
Задачи:
- Научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
- Научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.
Результаты:
- Узнаем, что такое сложное предложение.
- Научимся ставить знаки препинания внутри сложного предложения.
- Потренируемся строить сложные предложения.
Тезаурус
Простые предложения состоят из одной грамматической основы.
Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.
Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?
Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.
Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.
- Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
- Подумайте, для чего нам нужны союзы?
Составим схемы этих предложений:
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
[], и [].
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
[],
[потому что].
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
[], но [].
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
[],
[когда ].
Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберите сложное предложение.
- На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
- Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
- Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:
1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.
2. Винни – Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.
3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.
1.
2.
3.
Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
- Осень приближается небо часто хмурится.
- Дождь прошел и выглянуло солнце.
Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.
Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах.
Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:
- В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
- С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
- «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Задание 7. Составьте схемы предложений.
- Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
- Сегодня я поеду к бабушке.
- Я не видел реки великолепнее Енисея.
- Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.
Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.
- С утра он любил пить только воду,
- После дождя дети хотели пойти гулять,
- Миша любит футбол,
- поэтому отказался от сока
- но дождь не прекращался
- а Маша читать книги
Задание 9. Спишите предложение:
С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока
Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.
1.В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки .
2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке
3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.
4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.
Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.
Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
послышался, птичий, вдруг, крик;
поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;
над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.
Задание 13.
Составьте предложения по схемам:
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
Выберите неверное высказывание:
- В простом предложении одна грамматическая основа.
- Части сложного предложения могут соединяться интонацией.
- Перед союзом И в сложном.
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1.Мама устает, потому что она тяжело работает.
2.Солнце восходит, начинается утро.
3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.
1) одно 2) два 3) три
Вариант 2.
1. Выберите неверное высказывание:
- Части сложного предложения могут соединяться союзом.
- Перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится.
- В простом предложении одна грамматическая основа.
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1. Выглянуло солнце, и стало тепло.
2. Я устал, пойду лягу спать.
3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.
- одно 2) два 3) три
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2
Задание 2.
1-3
2-1
3-2
Задание 3.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Второе сложное.
Задание 4.
- Осень приближается, небо часто хмурится.
- Дождь прошел, и выглянуло солнце.
Задание 5.
Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах.
Задание 6.
- В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы, потому что знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
- С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка, потому что М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
- «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Задание 7.
- [______ ______], [[______ ______, ______].
- [______ ______].
- [______ ______].
- [______ ______], и [[______ ______].
Задание 8.
1-1, 2-2, 3-3
Задание 10.
1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.
2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке
3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мягкая повязка.
Задание 11.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.
Задание 12.
Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.
Контрольный модуль
В-1
1. 3
2. 1
3. 3
В-2
1. 2
2. 1
3.2