Урок 11. Местоимение

Поделиться:

5 класс, русский язык

Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 11

Местоимение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о местоимении.
  2. Повторение правописания местоимений с предлогами.

Тезаурус

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – C. 8,51 – 52; 191 с.

Дополнительная литература:

1. РыбченковаЛ.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 49; 127 с.

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 48 – 51; 159 с.

3. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – С. 92 – 96; 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» – URL:www.gramma.ru(дата обращения: 11.07.2019);

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру –URL: http://slovari.gramota.ru (дата обращения: 11.07.2019);

3. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 11.07.2019);

4. Национальный корпус русского языка – URL:http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы читали русскую народную сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»? Царь захотел избавиться от Андрея-стрелка и дал ему такое поручение. Царь думал, что Андрей-стрелок никогда задание не выполнит, пропадёт без вести или придёт с пустыми руками. Задача была очень трудной, невыполнимой, но стрелец справился и вернулся к своей любимой жене.

Почему задание, которое получил Андрей-стрелок, было для него таким сложным? Невозможно понять, куда идти и что принести, потому что место, куда должен отправиться Андрей-стрелок, точно не названо; предмет, который герой должен принести, неизвестен. И место, и предмет заменили местоимениями: они указывают на предмет, признак, количество, не называя их; и могут заменять любую именную часть речи: имя существительное (я, он), имя прилагательное (такой, мой), имя числительное (сколько, столько).

Местоимения – очень древние слова. Их мало, в отличие от других частей речи, и новых местоимений не прибавляется. Все местоимения по своему лексическому значению можно разделить на разряды. Вы уже знакомы с одним из таких разрядов – с личными местоимениями.

Личные местоимения дают нам понять: идёт ли речь о самом говорящем или о том, к кому он обращается. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. С. Пушкин). Если произноситсяты (2-е лицо, единственное число), то речь идёт о собеседнике: И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет…» (А. С. Пушкин)

Личное местоимение мы (1-е лицо, множественное число) – это я (говорящий) вместе с другими лицами: Мы целое утро возились с ростками, мы их посадили своими руками. (А. Барто)

Местоимение вы (2-е лицо, множественное число) – это несколько собеседников, к которым обращается говорящий. Например, царь Салтан говорит трём сестрицам, чей разговор он подслушал:

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой… (А. С. Пушкин)

Местоимение вы может указывать и на одно лицо (например: Что Вы думаете об этом, профессор?). Это вежливая форма обращения. Она обязательна и в официальной обстановке, и при общении с малознакомыми или вовсе не знакомыми людьми. В официальных документах и письмах Вы пишется с прописной (заглавной) буквы: Уважаемый Игорь Иванович! Приглашаем Вас на встречу выпускников.

Личные местоимения он, она, оно (3-е лицо, единственное число), они (3-е лицо, множественное число) говорят о предмете, который уже ранее был упомянут или о нём будет говориться. Личные местоимения 3-го лица помогают избежать повторения одних и тех же слов, а также служат для связи предложений в тексте.

Проследим, как используются некоторые местоимения 3-го лица в тексте. В «Весёлой семейке» мальчики решили вывести цыплят в инкубаторе и приехали за яйцами в деревню: Тётя Наташа пошла на кухню и отобрала полтора десятка яиц. Все они были как на подбор: чистенькие, беленькие, без единого пятнышка. Сразу видно, что самые свежие. Она положила яйца в корзинку, которую мы привезли с собой, а сверху накрыла тёплым платком, чтоб они не простудились в дороге. (Н. Носов). Мы понимаем, что местоимение онисоотносятся со словомяйца. Местоимение онасвязано со словосочетанием тётя Наташа.

При использовании личных местоимений 3-го лица необходимо следить, чтобы не было двусмысленности: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Она была очень рада!

Местоимение она может заменить здесь и слово Света, и слово Юля.

Чтобы избежать ошибки, перестроим текст:

– если рада Юля: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Сестра была очень рада!

– если рада Света: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Света была очень рада!

Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Склоняются они по-особому: иногда появляются разные основы (яменя, мне; мы – нас; онего; она – её, они – их и т. п.), но всё это – формы одного и того же слова.

Личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова: про него, к ней, за ним, у них, перед ними и др. Важно помнить: предлоги перед, к, об, в, с, над и другие, стоящие перед формой косвенного падежа (то есть не в именительном падеже) местоимения я, употребляются с буквой о: передо мной, ко мне, обо мне, во мне, со мной, надо мной.

Теоретический материал для углублённого изучения

Разряды местоимений

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное: себя.

Вопросительные: кто? что? какой? чей? который? каков? сколько?

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Выделение цветом.

Найдите и выделите зелёным цветом все местоимения 2 лица.

Я ты мы вы она они

Разбор задания. Вспоминаем, что местоимения второго лица – ты, вы. Внимательно читаем строчку и находим эти местоимения.

Я ты мы вы она они

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Какие местоимения с предлогом написаны верно?

к ему

о их

под ними

за ей

Разбор задания. Вспоминаем, что личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова.

Ответ: под ними.