Конспект урока
История, 6 класс
Урок 11. Реконкиста в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению образования централизованных государств в Западной и Южной Европе.
Тезаурус
Реконкиста – это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.
Кортесы – это сословно — представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.
Инквизиция – это общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.
Аутодафе – это торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).
Тирания – система государственного управления, основанная на единоличном правлении, в большинстве случаев не является наследственной.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2019.
- Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
- Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
- История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
- Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
- Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
- Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
- Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
- Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
- Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
- Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
- Сайт: http://www.goldenfish.nm.ru/ – Загадки цивилизации майя.
- Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Из предыдущего урока вы узнали, как происходило образование централизованных государств в Англии и во Франции. Образование централизованных государств способствовало быстрому развитию хозяйства и культуры этих стран. Подобный процесс происходил и на территории государств Пиренейского полуострова, но там он происходил в условиях Реконкисты – военного конфликта между мусульманами и христианами.
Каковы особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове? Об этом мы поговорим на данном уроке.
В конце XV вв. завершилось объединение и создание централизованных государств в Испании. Соединение многих культур – арабской, латинской, готской (германской), местной кельтской, влияние берберов-африканцев и евреев придали неповторимую оригинальность и красоту искусству Испании.
Арабов и берберов, которые жили на Пиренейском полуострове, христиане называли маврами (пришли из Мавритании). Мусульманские владения на полуострове называли Андалусия.
В Испании в течение 8 веков проходила Реконкиста – отвоевание территории у мавров. В ходе Реконкисты в центре Пиренейского полуострова образовались обширные королевства Кастилия и Арагон, а на Пиренейских горах – Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия. Итогом Реконкисты было изгнание мусульман с территории Пиренеев, образование Испании и Португалии. Начало деятельности инквизиции в Испании. Кроме того, итогом долгого соседства с мусульманами стала уникальная культура пиренейских государств.
Все возникшие на Пиренейском полуострове государства были сословными монархиями. Собрание представителей сословий называлось кортесы. Кортесы делились на три палаты. Подобно сословным собраниям в других странах, они утверждали новые налоги и участвовали в издании законов.
В Средние века Германия и Италия оставались раздробленными, власть в них принадлежала князьям (в Германии) или крупным городам (в Италии). Раздробленность Германии была закреплена в «Золотой булле» (1356 г.). Она упрочила сложившийся порядок избрания Императора Священной Римской империи германской нации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Расположите события истории Реконкисты в хронологической последовательности.
Варианты ответов:
1. взятие португальцами Лиссабона
2. захват христианами Толедо
3. захват Фердинандом и Изабеллой Гранады
4. Объединение Кастильского и Арагонского государств в Испанию
Правильный вариант ответа:
2. захват христианами Толедо
1. взятие португальцами Лиссабона
4. Объединение Кастильского и Арагонского государств в Испанию
3. захват Фердинандом и Изабеллой Гранады
Задание 2. Выберите один ответ. Реконкиста – это?
Варианты ответов:
1) завоевательные походы арабов
2) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов христианами
3) поход рыцарских орденов на Восток
4) отвоевание христианских святынь в Палестине
Правильный вариант:
2) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов христианами