Конспект
Тема урока «Великая Северная война (1700–1721)» Каковы причины войны? Кто ее основные участники? Как складывались события войны? Каковы итоги войны и их значение для ис-тории российского государства? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Подготовка к войне началась еще во времена Великого посольства. В конце 1699 года Россия присоединилась к антишведсткому сою-зу Саксонии, Речи Посполитой и Дании.
Главной причиной вступления России в борьбу со Швецией был поиск пути к незамерзающим морям, для развития торговли страны и укрепления между-народных связей. Единственный российский мор-ской порт – Архангельск, был открыт лишь несколь-ко месяцев в году и не подходил для этих целей. В борьбе с Турцией и Крымом за выход в Черное море Россия получила крепость Азов, но закрепить успе-хи без помощи союзников ей не удалось. Заключе-ние мира с Турцией в 1700 году позволило Петру I сосредоточить все силы в северном направлении. Началась Великая Северная война.
Начало войны со Швецией для русских войск было неудачным. Итоги сражения позволили современникам назвать Нарвскую битву «конфузией».
Однако были и удачные сражения. Пользуясь тем, что Карл XII сосредоточился на Польше, Петр I в 1702 г. Овладел крепостью Нотебург в устье Невы и переименовал ее в Шлиссельбург (город-ключ). Именно здесь суждено было возникнуть удивитель-ному городу, будущей столице России Санкт-Петербургу. Именно здесь, на берегу Финского за-лива впоследствии начнет строиться русский Бал-тийский флот и будет заложена первая российская морская крепость Кронштадт.
Нарвская «конфузия» показала Петру I необходимость ускорения реформы армии.
Вместо стрелецкого войска еще с 1699 года стала формироваться новая армия по европейскому образ-цу. Широко вводились полки «нового строя». Глав-ное их отличие было в единообразии: солдаты были одинаково вооружены, одеты, получали специаль-ную подготовку и фактически становились профес-сиональными воинами. С 1705 года русская армия стала формироваться на основе рекрутской повин-ности: каждое податное сословие выставляло опре-деленное количество человек, служивших в армии пожизненно. Такой способ комплектования армии сделал ее более многочисленной. Уже к 1708 году армия составляла 113 тыс. воинов вместо прежних 40 тыс.
Для управления многочисленной армии требовались хорошо обученные офицеры, именно поэтому были открыты навигацкая, артиллерийская, инженерная школы, а многие дворяне были отправлены за границу для обучения военному делу. Подготовка своих профессиональных офицеров позволила отказаться от найма иностранцев.
В 1716 году Петр I принял первый русский «Устав воинский» сухопутный — единый свод военных на-ставлений. Позже появился аналогичный «Устав морской»
Особое внимание уделялось Петром I строительству военно-морского флота, без которого война со Шве-цией не могла завершиться успешно. Русскую ар-мию необходимо было обеспечивать порохом, пуш-ками, обмундированием. Именно для развития во-енной промышленности Петр I начал создание но-вых казенных мануфактур с последующей их пере-дачей в частные руки.
Россия превращалась в великую военную державу.
Тем временем Карл XII вывел Польшу из войны и выступил в сторону Смоленска.
28 сентября 1708 года состоялся бой у деревни Лес-ной, в ходе которого русские войска разбили корпус противника и захватили обоз с припасами.
Карл XII, отказавшись от похода на Москву, повер-нул на Украину, где рассчитывал на помощь гетмана Мазепы, а также крымского хана и турецкого султана. Однако эти расчёты не оправдались: в шведскую армию влились только несколько сотен казаков, основная же часть войска Мазепы поддержала Петра I.
Весной 1709 года шведские войска осадили неболь-шой гарнизон Полтава, который героически сражал-ся на протяжении двух месяцев. Русская армия вы-ступила против шведов, оказавшихся в невыгодном стратегическом положении.
Полтавская виктория означала перелом в войне. Инициатива теперь была в руках русской армии. Значительно окреп международный престиж России.
Однако с окончанием Полтав-ской баталии Северная война не завершилась. Карл XII, находясь в Турции, сумел убедить турецкого султана выступить против России. Это означало для Петра I войну на два фронта. Летом 1711 года ог-ромная турецко-крымская армия окружила лагерь русских, в котором находился сам Петр со своей женой Екатериной, на реке Прут. Екатерина переда-ла все свои драгоценности и золото в обмен на вы-ход русской армии из окружения. Турция, по усло-виям перемирия, сохраняла за армией Петра все знамена и оружие, России же пришлось вернуть Азов, согласиться разрушить крепость Таганрог, по-зволить Карлу XII вернуться в Швецию. Кроме того, Россия не должна была держать войск в Речи Посполитой.
В 1713 г. русские войска осво-бодили от шведов значительные территории в Фин-ляндии и Померании. Для окончательной победы нужно было лишить Швецию влияния на Балтике. 27 июля 1714 года русский флот разгромил швед-скую эскадру у мыса Гангут и лишил Карла XII всех судов, участвовавших в сражении. Это была первая крупная морская победа молодого российского фло-та.
А ровно через 6 лет, 27 июля 1720 года у острова Гренгам Россия одержала еще одну морскую победу.
Победы России на суше и море вынудили шведов начать переговоры о мире.
Мирный договор между Росси-ей и Швецией был заключен в 1721 году в финском городе Ништадт.
Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Вы-борга), но получала Балтийское побережье от Вы-борга до Риги вместе с территориями Лифлянди, Эстляндии и Ингерманландии.
В России победу в Северной войне встретили вос-торженно. Петр I получил титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», а также стал имено-ваться Петром Великим. Россия стала империей.
Благодаря окну в Европу наладились тесные связи России с западными государствами.
Ценой значительных потерь и усилий со стороны мирного населения Россия одержала победу в Вели-кой Северной войне и встала в один ряд с ведущими европейскими державами.
1. Россия получила Балтийское побережье от Вы-борга до Риги и земли Эстляндии, Лифляндии, Ин-германландии (появляется часть карты с крупно изображенными и выделенными цветом новыми территориями);
2. Россия получила выход к Балтийскому морю (появляется изображение корабля «Ингерманланд»);
3. Укрепление авторитета Петра I (появляется портер Петра I А. Антропова);
4. Укрепление авторитета России на междуна-родной арене (появляется иллюстрация «Побежден-ные шведские генералы перед Петром I после Пол-тавы»);
5. Формирование связей с Западом.
Историческое значение Северной войны: Россия становится морской державой, одним из сильней-ших европейских государств, с регулярной армией и флотом.
Итоги и результаты войны:
Мирный договор между Россией и Швецией был заключен в 1721 году в финском городе Ништадт.
Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги вместе с территориями Лифлянди, Эстляндии и Ингерманландии.
В России победу в Северной войне встретили востор-женно. Петр I получил титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», а также стал именоваться Петром Великим. Россия стала империей.
Благодаря окну в Европу наладились тесные связи России с западными государствами.
Ценой значительных потерь и усилий со стороны мирного населения Россия одержала победу в Великой Северной войне и встала в один ряд с ведущими европейскими державами.
Историческое значение Северной войны: Россия становится морской державой, одним из сильней-ших европейских государств, с регулярной армией и флотом.
Термины и понятия:
Регулярная армия – постоянная армия (вооруженные силы), имеющая установленные организацию, сис-тему комплектования, порядок прохождения воен-ной службы, обучения и воспитания личного соста-ва, типовое вооружение и форму одежды военно-служащих, а также централизованную систему управления и обеспечения материально-техническими средствами.
Рекруты – лица, принятые на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705 —1874 гг. лица, зачисленные в армию по рекрут-ской повинности.
Рекрутские наборы – в России до 1874 г. назначае-мые по указу императора наборы в армию.
Конфузия – беспорядок, расстройство, неразбериха.
Империя – монархическое государство, главой кото-рых является император. Как правило, империи представляли собой обширное государство, вклю-чившее в свой состав территории других народов и государств.
Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. Ис-тория России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. Ч. 1/ [Н. М. Арсентьев, А. А. Да-нилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]. — М. : Про-свещение, 2018. — 111 с. : ил., карт.
Урок 12. Северная война 1700–1721 гг.
Поделиться:
Урок 12. Северная война 1700–1721 гг. Скачать