Конспект урока
История, 5 класс
Урок 14. Китай в древности
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Древний Китай – страна в центре мира.
- Цинь Шихуан – «первый император Цинь».
- Мыслитель и философ Конфуций.
- Культура Древнего Китая.
Тезаурус
Конфуцианство – религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в VI веке до н.э., основоположником которой был Конфуций.
Даосизм – китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
Шёлковый торговый путь – караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
- Энциклопедия для детей – Всемирная история – под редакцией Г. Храмова. – М.: – Аванта, 2003.
- Энциклопедия для детей – Страны, народы, цивилизации – под редакцией Г. Храмова. – М.: – Аванта, 2003
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В начале I тысячелетия до н.э. все племена долины Хуанхэ слились в один народ, который мы называем «древними китайцами». Все они верили в Великое Небо – высшее существо. Страну называли Поднебесной, потому что она расположена в центре мира. А все окружающие племена севера, юга, запада и востока, не знавшие священной письменности китайцев и не признававшие власти Сына Неба, считали дикими варварами, «шакалами и волками». Сын Неба владел всей землёй и раздавал её своим слугам, которые становились царями областей. Простые земледельцы должны были отдавать часть урожая этим царям.
С VIII в до н.э. «цари областей» перестают подчиняться Сыну Неба. Страна постепенно распадается на враждующие царства: Цинь, Хан, Вей, Чжао, Янь, Ци, и Чу. Между ними начались войны, и китайцы стали мечтать об объединении всех говорящих по-китайски в одну империю – центр Поднебесной земли. В 221 г до н.э. это удалось царству Цинь, правитель которого принял титул Цинь Шихуан – то есть «первый император Цинь». Для объединения ему пришлось победить все китайские царства и заставить их признать свою власть. Так возникло новое государство – Империя Цинь. Император поделил страну на части, во главе каждой поставил чиновников для сбора налогов. Повсюду были введены единая монета, единые законы и единые правила письма.
Древние китайские историки говорят, что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги, чтобы не осталось памяти о прошлых временах. Только оставить книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. А также приказал казнить всех тех, что считал, что раньше жилось лучше.
После наведения порядка внутри страны Цинь Шихуан отправился в завоевательные походы. Он успешно продвигался на юг (где люди занимались земледелием и потому были весьма богаты), но на севере столкнулся с кочевниками-гуннами. Кочевники не имели своих городов, жили в легких войлочных шатрах и быстро перемещались с места на место. Воевать с ними было трудно. Но всё же императору удалось вернуть часть северных земель. Для их защиты он начал строительство Великой китайской стены. Длина этой стены почти 10000 км, высота достигает 9 м (это, как если бы 5 взрослых человек встали друг другу на плечи). Стена не сплошная – в неё встроены башни на расстоянии полета стрелы. Зажигая огни, китайцы передавали сигнал об опасности от башни к башне на большие расстояния. Войны и строительство стены обременяли китайский народ. Это привело к восстанию в 202 г до н.э. Новым императором стал бывший чиновник Лю Бан, а государство стало именоваться империей Хань. Оно просуществовало до 220 года нашей эры.
Несмотря на то, что правители Древнего Китая очень часто враждовали друг с другом, жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях мы узнаем из учения мудреца, которого очень почитали китайцы.
В VI веке до нашей эры в китайском городе Цюйфу жил мыслитель, философ Конфуций. Его учение получило название – конфуцианство.
Вот лишь некоторые из принципов этого учения: в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти своё место; человек должен наилучшим образом исполнять свои обязанности; следует почитать старших, ведь мудрость стариков защищает людей от ошибок. Сложно поспорить с этими словами, не правда ли? Большое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и оставил после себя множество знаменитых изречений, которыми китайцы руководствуются и в наше время.
– Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.
– Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
– Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей, но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.
Еще один мудрец, повлиявший на культуру Китая – Лао-цзы – основоположник учения – даосизма. Учения о – дао – что буквально переводится как путь, путь нравственного самосовершенствования человека, поиск бессмертия души. Согласно учению, гармония в мире удерживается соединением двух начал – мужское Ян и женского Инь, Хаос и Порядок. Если эти два начала начинают враждовать, возникает угроза гибели.
Пожалуй, нет ни одного древнего народа, который бы подарил человечеству столько новых изобретений как китайцы.
Более трёх с половиной тысяч лет назад китайцы уже пользовались иероглифами, которых насчитывалось 50 тысяч. Кисточкой или палочкой иероглифы, наносились на полосы специально обработанного бамбука и на шёлковую ткань. Но именно бумага считается первым великим изобретением Древнего Китая.
Кто не знает о существовании в древности Великого шелкового пути, соединявший центральную Азию, Ближний Восток и Средиземноморье. В течение многих столетий этот путь связывал Китай с разными странами и народами. По нему везли множество товаров, но самое главное – шёлк, которым Китай торговал со многими странами и народами. Китайцы разводили специальных шелковичных червей, разматывали их кокон, а из нитей ткали на станках тончайшую ткань – шёлк.
Согласно сведениям, из исторических источников и многочисленным археологическим находкам, китайцы уже в середине первого тысячелетия до нашей эры знали секрет пороха. Они использовали его для фейерверков.
В древности большинство путешественников ориентировалось по звёздам. Но не китайцы. Они изобрели древнейший компас. В древнем Китае компас выглядел так – в центре листа из полированной бронзы помещали ложку, сделанную из магнитной породы.
Древнекитайский компас
Ложка вращалась и затем застывала на месте, указывая на север и юг. Китайская культура – это мир открытий и новых изобретений.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите цветом в какой части света расположен Древний Китай?
Азия
Европа
Африка
Америка
Ответ: Азия
Пояснение: Необходимо обратиться к карте и убедиться, что Древний Китай, как и современный находится в части света – Азии.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
В основу конфуцианства заложены правила поведения человека.
Бумага, шёлк и шахматы являются изобретением китайцев.
Терракотовая армия – название захоронения более 8000 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.
Все племена долины Хуанхэ верили в Великое Небо.
Великая Китайская стена была построена для защиты от наводнения.
Ответ:
Ответы |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Пояснение: Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, — это воспитание человека. Поэтому утверждение, что в основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы верное.
Второе утверждение, что бумага, шёлк и шахматы являются изобретением китайцев неверное, так как бумага и шелк являются изобретением китайцев, а вот шахматы изобретены в Индии в V—VI веке. Третье утверждение о терракотовой армии верно и четвертое тоже, об этом излагается в материалах урока. А вот утверждение о том, что Великая Китайская стена была построена для защиты от наводнения неверное, так как она строилась для защиты северных земель.