Урок 17. Роль знаков препинания в предложении

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 17. Роль знаков препинания в предложении.

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке

вы повторите знаки препинания, которые встречаются в русском языке;

вы узнаете в каких случаях ставятся те или иные знаки препинания;

вы сможете расставлять правильные знаки препинания в предложениях.

Глоссарий

Зна́ки препина́ния — Графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.

Литература

Основная

Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2013; Ч. 1 – 162с., Ч. 2 – 162 с.

Дополнительная

Нестандартные задания по русскому языку. 4 класс. Антохина В.А. М. Экзамен: 2017 — 96 с., с. 65-68

Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. Шклярова Т.В. М.Грамотей: 2010 — 112 с., с. 57-59

Теоретический материал

Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Их значения складывались в течение столетий.

Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю».

Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше».

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи, либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2) внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.

Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Резюме теоретической части

Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2) внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.

Примеры заданий

1. Выберите подходящую колонку.

Кто это

Как хорошо было тут

Славное дерево липа

Хороша в ведре водица

Что делают муравьи

Как Вы собираете грибы

!

?

Правильный ответ

!

?

Как хорошо было тут!

Кто это?

Славное дерево липа!

Что делают муравьи?

Хороша в ведре водица!

Как Вы собираете грибы?

2. Выделите цветом предложение, в котором есть прямая речь.

Мама сказала, что мы в воскресенье пойдём в зоопарк.

Бобик опять спрашивает: «А для чего они?»

Мы шли и говорили о фильме.

Правильный ответ

Мама сказала, что мы в воскресенье пойдём в зоопарк.

Бобик опять спрашивает: «А для чего они?»

Мы шли и говорили о фильме.