Конспект урока
История, 10 класс. Урок № 20.
Тема – Культурное пространство в 30-е гг.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Формирование «нового человека». Культ героев.
2. Культурная революция.
3. Достижение отечественной науки в 1930-е гг.
4. Советское искусство.
5. Повседневность в 1930-х гг.
6. Общественные настроения.
7. Культура русского зарубежья.
Тезаурус:
«Коммуналка» — разговорное от жилищно-коммунальных услуг — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.
Барак (от итал. baracca — хижина) — временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное, с общей кухней и санузлом.
Культурная революция — социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — приобщение трудящихся к достижениям культуры.
Русское зарубежье — Учебные заведения и педагогическая мысль в русской эмиграции после 1917. Эмиграция российских граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с нач. 1918 до 30 х гг.), вызванная установлением эмигрантов
Социалистический реализм — творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1. /М.М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В. Торкунова.- М.; Просвещение, 2016.
Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1999 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.
Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.
Культурная революция подразумевала, во-первых, рост образовательного уровня советских граждан, во-вторых – обеспечение проникновения и господства марксизма-ленинизма во все сферы духовной жизни страны.
30-е годы – консервативный переворот в образовании. Возвращается урочная система, домашние задания, строгая дисциплина, восстановлено преподавание истории и географии.
В начале 30-х гг. начался переход к обязательному 4-летнему образованию, в 1937 – к семилетнему. В то же время резко выросло число школ (за 5 лет рост в 2 раза) и высших учебных заведений. К 1939 году грамотность в СССР достигла показателя в 87,4% от всего совершеннолетнего населения. К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учеников и студентов.
Ведущий стиль искусства в 30-е годы, продвигаемый государством –соцреализм (социалистический реализм).
Соцреализм основывался на следующих положениях:
1) Народность – произведение должно быть понятно простому народу, использовать элементы народной культуры;
2) Идейность – цель произведений заключается в пропаганде коммунистических идеалов;
3) Конкретность – настроение картины должно соответствовать характеру изображаемой эпохи (если картина об эпохе капитализма – все страдают, кроме капиталистов, если об эпохе социализма – страдают капиталисты, а народ радуется). В 20-30-е гг., несмотря на жёсткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.
Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».
Известными становятся десятки актёров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов).
Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.
Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».
На подъёме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седова на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: В 20-30-е гг., несмотря на жесткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.
Примеры и разбор решения заданий
1.Вставьте пропущенные слова в предложениях:
_______________- это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.
______________— временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное.
_____________— значит то, что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает декретированием, что все задачи свои он может решить коммунистическим
Правильный вариант: Культурная революция, изба-читальня, футуризм.
2.Назовите фамилию русского академика, борца с генетикой, изображенного на снимке.
Ответ___________
Правильный вариант:
Трофим Денисович Лысенко.