Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 21. Слово
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Тематическая группа слов.
2) Обобщающее слово и словосочетание.
Глоссарий по теме:
Слово – основная единица языка.
Тематическая группа слов – объединение слов на основе общего признака в их лексических значениях.
Обобщающее слово – слово, которым можно объединить все слова одной тематической группы.
Обобщающее словосочетание – словосочетание, которым можно объединить все слова одной тематической группы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 45 – 47.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 10.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что слово это главное средство передачи информации и общения между людьми. Главное в каждом слове – его лексическое значение. Этим значением слова языка отличаются друг от друга.
Как отличаются друг от друга слова малина и морошка? Малина это кустарниковое растение со сладкими, красными плодами. Морошка это травянистое болотное растение с белыми цветами и желтоватыми съедобными плодами. А может быть у них что-то общее? У морошки и малины плод – ягода. Значит слово «ягода» связывает два растения в одну тематическую группу. Слова в такой группе объединяет общий признак, который спрятан в лексическом значении каждого слова. В тематическую группу с общим словом «Ягоды» можно добавить ещё несколько слов. Например, земляника, ежевика, брусника. Ягода будет являться обобщающим словом для тематической группы, в которую входят все эти растения. Обобщающим может быть и словосочетание. Например, к тематической группе с обобщающим словосочетанием «Сказочные герои» относятся такие слова, как Колобок, Дюймовочка, Карлсон. Количество слов в разных тематических группах неодинаково. Группы «Посуда», «Одежда», «Цветы» объединяют много слов, а «Дни недели» или «Осенние месяцы» совсем мало. Почему так? Потому, что дней недели всего семь, осенних месяцев – три. Попробуем собрать тематическую группу слов с обобщающим словом «Транспорт». В неё войдут такие слова, как автобус, автомобиль, грузовик, теплоход, самолёт. Что нужно для того, чтобы безошибочно собирать тематические группы слов и подбирать обобщающие слова к ним? Конечно, много читать, чтобы иметь большой словарный запас, обладать широким кругозором. Подведём итог. Слова в русском языке можно объединять в тематические группы на основе общего признака в их лексическом значении. К каждой тематической группе можно подобрать обобщающее слово или словосочетание. Количество слов в разных тематических группах может быть разным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Впишите в предложения подходящие по смыслу обобщающие слова.
Тополь, вяз, берёза – _________________________.
Диван, стул, кресло – _____________________________.
Дождь, град, снег – ________________________________.
А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это____________________.
Подсказка.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Подберите обобщающее слово для каждой тематической группы слов.
3.С помощью клавиатуры введите обобщающее слово.
Правильный ответ:
Тополь, вяз, берёза – это деревья.
Диван, стул, кресло – это мебель.
Дождь, град, снег – это осадки.
А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это поэты.
Задание. Зачёркивание элементов.
Зачеркните лишнее слово в каждой тематической группе.
Озеро, дождь, снег, град.
Берёза, огурец, ива, клён.
Юпитер, Марс, Енисей, Венера.
Заяц, лиса, ёж, стрекоза.
Подсказка.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Прочитайте текст задания.
3.Подберите для каждой группы обобщающее слово.
4.Найдите и зачеркните лишнее слово для каждой из четырёх тематических групп.
Правильный ответ:
Озеро, дождь, снег, град.
Берёза, огурец, ива, клён.
Юпитер, Марс, Енисей, Венера.
Заяц, лиса, ёж, стрекоза.