Урок 21. Эмоционально окрашенные слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок 21

Эмоционально окрашенные слова

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Определение эмоционально окрашенных слов.

2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.

3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.

4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.

Тезаурус

Лексика – это словарный состав языка.

Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика. 

Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание. 

Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения. 

Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.

Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари.ру: http://slovari.ru/search.aspx?p=3068 (дата обращения 18.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.

Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Вот старуха ругает старика:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.

А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!

Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.

Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.

А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.

В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?

Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.

А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.

Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.

Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».

Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:

Матушка-гусынюшка,

Нянюшка-графинюшка,

Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.

Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.

Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.

Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.

Примеры задания из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.

Распределите слова по группам соответственно характеристикам

Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.

Правильный ответ

Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.

Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.

Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.

Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.

Зачёркивание элементов

Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.

Губы уста

Лоб чело

Спать почивать

Убежать – удрать

Идти – тащиться

Умный – башковитый

Скучный – нудный

Растратить – Растранжирить

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.

Правильный ответ

Губы  уста

Лоб  чело

Почивать спать 

Убежать – удрать

Тащиться– идти

Башковитый – умный

Скучный – нудный

Растратить – растранжирить