Урок 22. Культура Древней Греции

Поделиться:
Конспект урока

История, 5 класс

Урок 22. Культура Древней Греции

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Виды школ: школа, палестра и гимнасий.
  2. Греция – родина философов.
  3. Первые Олимпийские игры.
  4. Зарождение театра.

Тезаурус

Палестрачастная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.

Гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции, где обучали чтению и письму с интенсивным курсом физической подготовки.

Стилосметаллическая или костяная палочка для письма.

Философлюбящий мыслить, профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения

Олимпиониколимпийский чемпион.

Олимпийские игрыкрупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
  4. Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
  5. Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Само слово школа имеет греческое происхождение и переводится как «досуг», «учебное занятие».

Школы в Греции, как и у нас с вами, были разные, правда, учились в них только мальчики. Для девочек школ не было, их учили дома. Мать передавала им те знания, какие имела сама. Самым главным было домоводство, а уж потом пение, музыка и грамота.

Мальчики с 7 лет под присмотром педагога отправлялись в школу. Педагог был рабом, непригодным для какой-либо работы, он мог даже плохо говорить по-гречески, и поэтому его обязанностью был присмотр, а не обучение ребенка.

На уроке письма маленькие греки писали на натертых воском дощечках металлической или костяной палочкой. Она называется стиль или стилос.

Греки переработали уже известный вам финикийский алфавит. Греческая система письма была более простой. Они первыми ввели в алфавит гласные буквы. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны.

Создание таблицы умножения и теоремы приписывают греческому мыслителю Пифагору. В древности ученики знакомились с поэмами великого Гомера «Илиадой» и «Одиссеей». Многие греки могли похвастаться тем, что знают сочинения Гомера наизусть.

Маленькие греки учились мудрости на баснях Эзопа, напоминающими басни И.А Крылова. К истории в Греции относились с особым уважением, ведь им было чем гордиться.

Например, победой над персами в греко-персидских войнах. Подвиг 300 спартанцев во главе с царёем Леонидом, героическое Саламинское сражение воспитывали в маленьких греках гордость за родину, мужество и готовность сражаться за независимость Эллады. Память об этих событиях, а также многих других событиях древней истории сохранилась до нашего времени благодаря древнегреческому «отцу истории» Геродоту. Его трактат «История» изучают и современные историки.

Не обходилось в греческой школе и без всеми любимых уроков музыки и физической культуры. Эти уроки были столь же важными, как и все остальные. Греки считали, что идеальный гражданин полиса должен быть не только умным и грамотным, но и высоконравственным и физически развитым человеком. Любовь к музыке, театру, танцам, занятия гимнастикой были не менее важны, чем знание математики.

В возрасте 12 лет многие из детей начинали посещать еще одну школу – палестру. Ее название происходит от слова «пале», т. е. борьба. Не трудно догадаться, что здесь большое внимание уделялось занятиям борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Каким должен быть греческий юноша, наглядно демонстрировали статуи знаменитых греческих скульпторов Поликлета и Мирона. Скульпторы изображают человеческую фигуру в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

Урок 22. Культура Древней Греции

Копия древнегреческой статуи Мирона «Дискобол»

Была еще одна афинская школа. Это гимнасий. Здесь обучение проходили уже не дети или юноши, а взрослые афиняне. Здесь обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлениях. В разные периоды времени в гимнасиях мы могли бы услышать речи уже известного нам Пифагора и других известных греческих философов, которые выступали перед многочисленными слушателями. Они излагали свои мысли по поводу устройства вселенной, законов природы, управления государством. Итак, в Греции были школы трех видов: школа, палестра и гимнасий.

Греция – родина философов. Философ в переводе с греческого означает «любящий мудрость». Это мыслитель, занимающийся познанием мира, причин всех явлений.

Знаменитый греческий философ Аристотель первым привел доказательства того, что Земля круглая. Не менее известный Фалес Милетский впервые определил продолжительность года, а заодно и измерил высоту египетских пирамид. Знаменитый греческий врач Гиппократ первым высказал мысль, что болезнь – это не «кара богов», а естественное для организма явление. Именно его имя носит знаменитая клятва, которую дают все врачи мира: «Не навреди пациенту». Это лишь малая часть тех открытий, которые сделали греческие мыслители и ученые.

Практически все современные науки берут свое начало в Древней Греции.

Если в гимнасиях греки в основном состязались в мудрости, знаниях, то свои умения в беге, метании копья атлеты могли продемонстрировать в Олимпии – небольшом городке на Пелопоннесском полуострове. Здесь у подножия храма Зевса, который является одним из чудес света, располагались стадион и ипподром, где состоялись в 776 г. до н.э. первые Олимпийские игры.

В программу первых Олимпийских игр входил только бег. История сохранила даже имя первого Олимпийского чемпиона, олимпионика, как называли их в Древней Греции. Удивительно, но им стал простой пекарь по имени Кореб. Символом победы стал оливковый венок, медалей тогда не давали.

Позже стали проводиться борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах. Несмотря на то, что в соревнования олимпиады вошли дисциплины из военного дела, этот период был периодом абсолютного мира. Никто не смел ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Участники же давали клятву, что готовились и будут состязаться честно.

На стадионе находились только одни мужчины, женщин не допускали на Игры под страхом смертной казни, но они могли, тем не менее, стать олимпийскими чемпионками, если были богатыми и владели колесницей, потому что именно хозяин лошадей, а не наездник считался победителем в этом состязании.

Урок 22. Культура Древней Греции

Женщина-спортсменка

До сих пор никто из борцов не превзошел рекорд легендарного Милона Кротонского, борца, который становился олимпиоником 6 раз! Значит, никто не мог его победить на протяжении 24 лет!

Олимпийские Игры проводились более 1000 лет, но в 394 году были запрещены как пережиток язычества и возродились только в конце XIX века. А в древности являлись символом мира, призывали состязаться не на войне, а в ходе соревнований.

Жизнь греков сопровождалась многочисленными праздниками. Почти все они были посвящены богам. Самыми знаменитыми были праздники в честь Диониса. Греки верили, что бог присутствует на празднике. Участники распевали песни и разыгрывали сценки, которые с течением времени становились всё длиннее и разнообразнее. Так появились жанры представлений: трагедия и комедия. В переводе с греческого слово «трагедия» означает «песнь козлов». Название произошло от того, что участники шествий, которые сопровождали бога Диониса, одевались в козлиные шкуры.

Участники комедий изображали сценки из реальной жизни. Целью такого представления было выставить на потеху публики забавную ситуацию или дурной характер того или иного человека.

Позже для показа представлений отводились специальные места. Как правило, оно располагалось у подножия пологого холма. На склонах делали каменные ступеньки для зрителей – театрон (от греческого слова «Смотрю»). Так зародился бессмертный театр.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами греческих учёных и их деятельностью.

Учёный

Деятельность

Демокрит

Врач, автор многих трудов по медицине

Геродот

Философ, основавший афинскую академию

Платон

Автор одного из первых исторических сочинений, «отец истории»

Гиппократ

Философ, утверждавший, что материальный мир состоит из атомов

Ответ:

Учёный

Деятельность

Демокрит

Философ, утверждавший, что материальный мир состоит из атомов

Геродот

Автор одного из первых исторических сочинений, «отец истории»

Платон

Философ, основавший афинскую академию

Гиппократ

Врач, автор многих трудов по медицине

Пояснение: Всем известно, что Геродот – автор одного из первых исторических сочинений, его называют отцом истории, Гиппократ –врач, автор многих трудов по медицине, философ, основавший афинскую академию – Платон, и остаётся только Демокрит – философ, утверждавший, что материальный мир состоит из атомов.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Победители Олимпийских игр получали в награду венок из ветвей оливы.

Олимпийские игры проводились летом каждые 6 лет.

Греческим женщинам запрещалось участвовать в Олимпийских играх.

Ответ

1

0

1

Пояснение: Мы знаем, что медалей во время первых олимпийских игр не было, поэтому утверждение о том, что победители Олимпийских игр получали в награду венок из ветвей оливы – верный. Утверждение, что Олимпийские игры проводились летом каждые 6 лет неверно, игры проводились летом каждые 4 года. Греческим женщинам действительно запрещалось участвовать в Олимпийских играх – это верно.