Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
4 класс
УРОК №22
Раздел «Слово в языке и речи»
Тема: Чем отличаются омонимы и многозначные слова?
Цели: вспомнить понятия омонимы, развивать умения распознавать в тексте омонимы, объяснять их лексическое значение, находить омонимы в словаре омонимов, учиться использовать омонимы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.
Я вспомню понятия омонимы.
Я повторю понятия синонимы и антонимы
Я научусь:
Распознавать в тексте омонимы.
Объяснять их лексическое значение.
Находить омонимы в словаре омонимов.
Подбирать к словам омонимы.
Использовать в речи омонимы.
Глоссарий:
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Словарь омонимов
Толковый словарь
Таблица «Омонимы»
Памятка «Как пользоваться словарем омонимов»
Словарные слова: Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
http://homonyms.ru/ — словарь омонимов
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
Отгадай загадки и запомни отгадки.
Оно как белый пароход,
Над лесом в небесах плывёт.
У ветра на ладошке,
По синенькой дорожке.
?
облако
Корабль – великан
Не по морю плывет,
Корабль – великан
По земле идёт.
Поле пройдёт –
Урожай соберёт.
? |
комбайн
Это направление находится справа от севера.
? |
восток
В Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
? |
календарь
На земле лежит сама,
А вокруг стоят дома.
? |
улица
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут.
? |
месяц
Выпиши буквы из слов – отгадок и получи ключевое слово темы урока:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова – третью букву,
Из третьего слова – букву, которая обозначает ударный звук,
Из четвертого слова – пятую букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – первую букву.
— Какое слово получилось? (омоним)
-Понятие омонимы нам надо вспомнить.
Яков Козловский написал:
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Омоним – древнегреческое слово: хомос – «одинаковый» , онима – «имя»
Сегодня мы будем говорить об омонимах. Мы узнаем несколько имён омонимов.
Тема: Омонимы
Цели:
Я вспомню понятия омонимы.
Я повторю понятия синонимы и антонимы.
Я научусь:
Распознавать в тексте омонимы.
Объяснять их лексическое значение.
Находить омонимы в словаре омонимов.
Подбирать к словам омонимы.
Использовать в речи омонимы.
2.Объясняющий модуль.
1) Словарная работа.
— Вспомни слова – отгадки. (Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.)
-Что ты можешь сказать о них? (Это словарные слова.)
— Запиши их в тетрадь. Выдели орфограммы, поставь ударение.
Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.
— Подбери синонимы к словам? (Облако – туча; календарь – ежедневник; комбайн – степной корабль; улица – проспект, проулок; месяц – луна)
— Подбери антоним к слову восток. (Восток — запад)
– Составь и запиши предложение с одним из этих слов.
2) Прочитай стихотворение Якова Козловского
Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд
Какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем.
Вот так –с!
— Назови слова омонимы. (Такса — такса)
— Каково лексическое значение слова такса? Где ты можешь узнать лексическое значение слов?
— Вспомни, лексическое значение слов ты можешь узнать в толковом словаре, в словаре омонимов или в учебнике (См. учебник. Словарь омонимов с. 156). А также можно пройти по ссылке в интернете http://homonyms.ru/ — словарь омонимов)
Такса. Комнатная или охотничья небольшая кривоногая собака с длинным туловищем.
1
2
Такса. Установленная расценка товаров или норма оплаты чего – либо.
Что вы заметили, работая с лексическим значением слова? (Два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково.)
— Какой вывод можно сделать? (Это два разных слова)
— Можем ли мы сказать, что это синонимы? Нет
-Почему? (Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например: облако – туча.)
— Можем ли мы сказать, что это антонимы? Нет
— Почему? (Антонимы имеют противоположное значение. Например: восток – запад.)
—
Сделай вывод. (Это омонимы.)
— Что такое омонимы? (Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?)
— Проверьте свой вывод с правилом.
Правило:
Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение. |
Например: Лук (растение) киви (птица) Лук (оружие) киви (фрукт) |
– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)
— Прочитайте на странице учебника 48 рубрику «Обрати внимание».
— Что вы из неё узнали? (Синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи.)
3) Наблюдение над омонимами.
1. Найди и в стихотворение Якова Козловского омонимы и объясни их значение.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки
— Где вы были? – У Лисички!
— Что вы ели там? – Лисички!
(Норки – норки; Лисичка — лисичка)
Норка I – нора животного, уменьшительное значение к слову нора;
Норка II — хищное животное, млекопитающее из семейства куньих
Лисичка I — хищное животное, млекопитающее из семейства собачьих;
Лисичка II – съедобный гриб жёлтого цвета
ВЫВОД: Омонимы «норки – норки, лисички – лисички» одинаково звучат и пишутся.
2. Прочитай предложения и найди омонимы. Спиши предложения, раскрывая скобки.
В огороде вырос зелёный лу(к/г). Гуси пошли щипать травку на зелёный лу(к/г).
Проверь себя:
В огороде вырос зелёный лук (лук – нет лука). Гуси пошли щипать травку на зелёный луг (луг — нет луга).
ВЫВОД: Омонимы «лук – луг» одинаково звучат, пишутся по-разному.
3. Прочитай предложения. Найди омонимы, поставь в них ударение.
— Разбери предложения по членам предложения. (См. учебник. Памятка 6 с. 149)
Туристы посетили старинный замок. На дверях висит большой замок.
Омонимы — зАмок – замОк
— Почему они по-разному произносятся? (ЗАмок — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе; замОк — устройство для запирания чего-либо ключом.)
ВЫВОД: Омонимы «зАмок – замОк» одинаково пишутся, звучат по-разному.
4. Омонимы можно разделить на три группы.
Омонимы |
Одинаково звучат, пишутся по-разному: Лук — луг |
Одинаково пишутся, звучат по-разному: зАмок — замОк |
Одинаково звучат и пишутся: Норка — норка |
3. Физкульминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес».
4. Тренировочный модуль.
1). Соотнеси слово с его лексическими значениями.
Коса –
Лук –
Ключ –
Прическа, от замка, растение, источник, стрелковое оружие, инвентарь, часть суши, родник.
Проверь себя:
Коса — прическа, инвентарь, часть суши
Лук — растение, стрелковое оружие
Ключ – от замка; источник, родник
— Это одно и тоже слово или разные?
(Это три разных слова, потому что в лексическом значении слова не похожи).
2). Узнай слова по их лексическому значению и запиши.
Слова: атлАс, стрЕлки, мУка, Атлас, мукА, стрелкИ
1.Сильное физическое или нравственное страдание.
2.Плотная шёлковая или полушёлковая.
3.Измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления.
4.Сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.)
5. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах.
6. Те, кто умеют стрелять.
Проверь себя:
1. сильное физическое или нравственное страдание -мУка
2. плотная шёлковая или полушёлковая — атлАс
3. измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления -мукА
4. сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.) — Атлас-
5. тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах — стрЕлки
6. те, кто умеют стрелять — стрелкИ
3). Найди в предложениях омонимы и составь предложения парами.
Уж наступило утро.
Пушистый кот сидит на крыше.
Железные гвоздики лежали на столе.
Уж прополз мимо крыльца.
В цветнике расцвели красные гвоздики.
В этом замке сложный код.
Проверь себя:
1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.
2. В цветнике расцвели красные гвоздики. Железные гвоздики лежали на столе.
3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.
4). По виду омонимов распредели предложения на три группы.
1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.
2. В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе.
3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.
Одинаково звучат и пишутся. | Одинаково звучат, пишутся по-разному. | Одинаково пишутся, звучат по-разному |
Проверь себя:
Одинаково звучат и пишутся: Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца. | Одинаково звучат, пишутся по-разному: В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше. | Одинаково пишутся, звучат по-разному: В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе. |
5) Рассмотрите схему и вспомни, что такое омонимы, синонимы и антонимы.
Омонимы |
Слова |
Антонимы |
Синонимы |
Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. |
Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. |
Имеют противоположное значение |
Проверь себя
Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. |
Омонимы |
Слова
Имеют противоположное значение |
Антонимы |
Синонимы |
Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. |
5.Контрольный модуль
1).Укажи правильный вариант ответа.
Омонимы — это
А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение
C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
2). Распредели омонимы в три группы.
Бокс – бокс, засЫпал – засыпАл, рот – род.
Одинаково звучат и пишутся: | Одинаково звучат, пишутся по-разному: | Одинаково пишутся, звучат по-разному: |
Проверь себя:
Одинаково звучат и пишутся: Бокс – бокс | Одинаково звучат, пишутся по-разному: рот – род | Одинаково пишутся, звучат по-разному: засЫпал – засыпАл |
3). Выпиши из стихотворения Якова Козловского омонимы.
Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Проверь себя:
Маргаритка – маргаритка
4). Найди в предложениях омонимы. Распредели предложения на три группы.
Лимон – плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.
На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка.
Горячая овсянка остывала в тарелке на столе.
В поле собирают хлопок.
Мы услышали резкий хлопок.
Одинаково звучат и пишутся: | Одинаково звучат, пишутся по-разному: | Одинаково пишутся, звучат по-разному: |
Проверь себя:
Одинаково звучат и пишутся: На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка. Горячая овсянка остывала в тарелке на столе. | Одинаково звучат, пишутся по-разному: Лимон – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. | Одинаково пишутся, звучат по-разному: В поле собирают хлопок. Мы услышали резкий хлопок. |
5). Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.
Добрый плачет от радости, Солнце на ели, В глаза хвалит, |
а злой от зависти. а за глаза бранит. а мы еще не ели. |
Проверь себя
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Солнце на ели, а мы еще не ели.
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
6). Распредели слова на три группы: синонимы, антонимы, омонимы.
Синонимы: | Антонимы: | Омонимы: |
смелый — храбрый
весёлый — грустный
есть — принимать пищу
есть — быть, находиться
холодный — горячий
дети — ребята
овсянка — птица
овсянка — каша
Проверь себя:
Синонимы: смелый — храбрый дети — ребята | Антонимы: весёлый — грустный холодный — горячий | Омонимы: есть-принимать пищу есть — быть, находиться овсянка — птица овсянка — каша |
7). Реши кроссворд
По вертикали:
1.Большая лодка; шахматная фигура.
2.Доброе, нежное отношение; небольшое хищное животное.
3. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах; те, кто умеют стрелять.
4.Оптический прибор из двух линз или стёкол для глаз; счетная единица.
По горизонтали:
1. Птица; каша
2. Плотная шёлковая ткань; сборник графической справочной информации (карт, и т. п.).
3. Маленькая птичка; плёнка на молоке.
4. Травянистое растение; сорт конфет.
1 | ||||||||||||||
2 | 2 | |||||||||||||
1 | 3 | |||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||
4 | ||||||||||||||
Проверь себя:
1.Л | ||||||||||||||
2.А | Т | 2.Л | А | С | ||||||||||
Д | А | |||||||||||||
Ь | С | |||||||||||||
1.О | В | 3.С | Я | Н | К | А | ||||||||
Т | А | |||||||||||||
Р | ||||||||||||||
3.П | Е | Н | 4.О | Ч | К | А | ||||||||
Л | Ч | |||||||||||||
К | К | |||||||||||||
4.И | Р | И | С | |||||||||||
8). Составь слова парами и распредели в три группы: омонимы, синонимы, антонимы
Омонимы: | Антонимы: | Синонимы: |
Добро, пОлки, пруд, зло, полкИ, прут, сторожить, грустный, далеко, охранять, близко, печальный
Проверь себя:
Омонимы: пОлки – полкИ пруд-прут | Антонимы: добро — зло близко — далеко | Синонимы: грустный – печальный охранять — сторожить |
9). Распредели пословицы в 3 группы: с синонимами, с антонимами, с омонимами.1 вариант
Знать не знаю, ведать не ведаю.
Умный любит учиться, а дурак учить.
Каков ни есть, а хочет есть.
Проверь себя
С синонимами: Знать не знаю, ведать не ведаю. |
С антонимами: Умный любит учиться, а дурак учить. |
С омонимами: Каков ни есть, а хочет есть. |
6.Рефлексия.
— Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
— Какие слова называются омонимами? Приведи примеры.
— Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
— Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.
— Для чего используют в речи омонимы, синонимы и антонимы? (Употребляя омонимы, антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)
— Закончи утверждения.
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось…
У меня не получилось …
7. Домашнее задание.
Учебник с. 48 упр. №72
1 уровень — выполнить задание по странице учебника;
2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;
3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.