Конспект урока
Математика, 3 класс.
Урок №24. Таблица умножения и деления с числом 9
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как составить с опорой на схематический рисунок таблицу умножения и ответствующие случаи деления с числом 9?
— какие свойства взаимосвязи между компонентами используются для вычислений?
Глоссарий по теме:
Умножение – одно из четырёх основных арифметических действий.
Сложение – математическое действие.
Сумма – результат сложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М.А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – С. 65.
2. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 3 класс. М.:Издательство «Экзамен», 2017. – С. 37-38.
3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 3класс /Сост. Т. Н. Ситникова. Изд.-М.:ВАКО, 2017. – С. 12-15.
4. Рудницкая В. Н. Математика:3 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС. М.: Издательство «Экзамен», 2015. – С. 75-77.
5. Рудницкая В. Н. КИМ. ВПР. Математика 3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2018. – С. 34-35.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Девятка – самое большое однозначное число, девяносто девять – самое большое двузначное число, девятьсот девяносто девять – самое большое трёхзначное число. В русских народных сказках встречаются выражения: «за тридевять земель», «в тридевятом царстве». Они имеют значение: далеко, в неведомой дали.
Девятка обладает особенными свойствами.
1. Для того чтобы узнать делится ли число на девять, достаточно сложить все цифры в числе и посмотреть кратно ли полученное число девяти. Например, число 1134 = 1 + 1 + 3 + 4 = 9
2. Если взять любое число и отнять от него это же число, только записанное в обратном порядке, то разница будет кратна 9:
72 − 27 = 45; 92 − 29 = 63; 63 − 36 = 27
Вот и таблица умножения на число 9 обладает определенными закономерностями.
Рассмотрим умножение на 9 и выявим эти закономерности.
9 ∙ 1 = 9
9 ∙ 2 = 18
9 ∙ 3 = 27
9 ∙ 4 = 36
9 ∙ 5 = 45
9 ∙ 6 = 54
9 ∙ 7 = 63
9 ∙ 8 = 72
9 ∙ 9 = ?
1. Первый множитель – постоянный, число девять.
2. Второй множитель – увеличивается на один.
3. По значению – последующее значение увеличивается на девять
4. Число десятков увеличивается на один.
5. Число единиц уменьшается на один.
Таким образом, составляем 9 ∙ 9 = 81, а 81 : 9 = 9
Ещё давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа девять на пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца (слева направо) свой порядковый номер.
Загните палец, который соответствует умножаемому числу, например, девять умножить на три – загните третий палец, посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае девять умножить на три – это два), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – семь). Ответ – двадцать семь.
Задания тренировочного модуля:
1. Определите правило, по которому составлен ряд чисел, и запишите пропущенные в данном ряду числа.
9 ∙ 7; 9 ∙ 6; _ ∙ 5; 9 ∙ _; 9 ∙ 3; 9 ∙ 2.
6; 5; 7; 4; 3; 8; 9.
Правильный ответ:
9; 4.
2. Подчеркните верные утверждения:
1. Частное чисел 72 и 8 равно 9.
2. Число 36 больше 9 в 7 раз.
3. Если число 9 увеличить в 4 раза, то получится 54.
4. Произведение чисел 9 и 5 равно 45.
Правильный ответ:
1. Частное чисел 72 и 8 равно 9.
2. Число 36 больше 9 в 7 раз.
3. Если число 9 увеличить в 4 раза, то получится 54.
4. Произведение чисел 9 и 5 равно 45.