Урок 25. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Монгольское нашествие на Русь

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 25. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Монгольское нашествие на Русь

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Узнают о формировании угрозы с востока, откуда пришла волна новых кочевников — завоевателей.
  2. Узнают о возникновении Монгольской империи, военным похода Чингиз — хана, внутреннему устройству государства.
  3. Узнают о первом столкновении Руси и монгольского войска, а также описание завоевательного похода Батыя и анализ причин поражения русских князей.

Тезаурус

Улус – территория, находящаяся во владении одного хана.

Тумен – военная единица в монгольском войске, составляет 10 тысяч человек.

Курултай – съезд монгольской знати. Обычно собирался на р. Онон.

Нойон – знатный монгольский воин.

Минорат – система наследования в Монголии, когда наследником становится младший сын.

Ярлык – особая грамота от хана, подтверждающая право княжения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. М. Просвещение, 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос 1996.
  5. Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века».
  6. Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  7. Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  8. Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  9. Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  10. Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  11. Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  12. Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  13. Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времен до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы узнаем о трагическом периоде в истории нашего Отечества – нашествии с востока войска хана Батыя. Монгольские войска разорили города Руси, опустошили плодородные земли и оставили за собой пепелища. Русь на долгие десятилетия попала в кабалу монгольских ханов. О влиянии и последствиях этого завоевания нам и предстоит рассуждать в этом уроке. А в начале рассмотрим, как образовалась громадная и сильная Монгольская империя, изменившая на три столетия политическую картину мира.

В ХIII веке на лесостепных рубежах Евразийской степи зарождается новая сила – монголы. В 1206 г Чингисхан стал основателем и великим ханом Монгольской империи, мировой державы средневековья, объединившей Великую Евразийскую степь от Дуная до Тихого океана, и самое протяженное пространство от Новгорода до Индокитая, включая Тибет. В 25-летней войне был побеждён Китай, и монгольский полководец Чингисхан устремил взор на Запад. Первое столкновение с половецко – русскими войсками происходит в 1223 г. на реке Калке, а уже к 1240 году под натиском внука Чингисхана Батыя пал Киев и была завоевана Русь. Была создана мировая империя, равной которой не знала история человечества.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова или словосочетания на клавиатуре компьютера.

В ________ году один из крупных отрядов монголов, пройдя через ________, вторгся в причерноморские степи, где проживали ________ племена. Хан _______ обратился за помощью к русским князьям. Русские князья съехались в ________ на совет. Главным сторонником похода против новых завоевателей стал волынский князь Мстислав ________.

В конце мая ________ года на берегу ________ – маленькой речки, впадающей в _______ море недалеко от устья ________, разгорелось кровопролитное сражение. Объединённые силы русских князей и ________ потерпели сокрушительное поражение от монголов, возглавляемых полководцами ________ и Субедеем.

Правильный ответ:

В 1223 году один из крупных отрядов монголов, пройдя через Кавказ, вторгся в причерноморские степи, где проживали половецкие племена. Хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Русские князья съехались в Киев на совет. Главным сторонником похода против новых завоевателей стал волынский князь Мстислав Удалой.

В конце мая 1223 года на берегу Калки – маленькой речки, впадающей в Азовское море недалеко от устья Дона, разгорелось кровопролитное сражение. Объединённые силы русских князей и половцев потерпели сокрушительное поражение от монголов, возглавляемых полководцами Джебе и Субедеем.

Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности.

Варианты ответов:

А) Осада и взятие монголами Козельска.

Б) Разорение Москвы.

В) Захват монголами Чернигова.

Г) Падение Киева.

Правильный вариант ответа:

Б) Разорение Москвы.

А) Осада и взятие монголами Козельска.

В) Захват монголами Чернигова.

Г) Падение Киева.