Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 27. Изложение текста по данным к нему вопросам
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Способы конструирования предложений с помощью вопросов.
2) Правила определения темы текста.
3) Правила оформления предложений и заголовка на письме.
Глоссарий по теме:
Изложение – устный или письменный пересказ текста.
Заголовок – это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 16–22.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–11.
3. Щёголева Г. С. Моя письменная речь: учебн. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – СПб.: Специальная Литература, 2017. – С. 4–7.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Изложение – устный или письменный пересказ текста. Составить предложения текста нам помогут вопросы. Вопрос подсказывает некоторые слова для ответа, читайте вопрос очень внимательно. На каждый вопрос нужно составить предложение — ответ. Обратите внимание, что слово — вопрос стоит в начале предложения, а слово — ответ стоит в конце предложения. Когда мы ответим на все вопросы, то у нас получится текст. Сколько вопросов, столько предложений в тексте.
Текст можно разделить на части. Выделяют три части текста: вводную, основную и заключительную. Каждая новая часть пишется с красной строки.
Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему или главную мысль рассказа. Подумайте, какой заголовок наиболее удачный к тексту. Заголовок нужно писать в центре первой строки. При записи текста, слова нужно записывать грамотно, диктуя себе каждое слово. Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Лида и чиж.
Восстановите порядок предложений в тексте.
Он скучал и молчал.
Чиж полетел и весело запел.
Она выпустила его на волю.
Лида пожалела чижика.
Чижик жил в клетке.
У Лиды был чиж.
Подсказка: правильно составленный текст изменит цвет.
Правильный ответ:
У Лиды был чиж.
Чижик жил в клетке.
Он скучал и молчал.
Лида пожалела чижика.
Она выпустила его на волю.
Чиж полетел и весело запел.
Задание. Вопрос и ответ.
К каждому вопросу найдите правильный ответ.
Что мягко хрустит под ногами?
Где мягко хрустит снег?
Как снег хрустит под ногами?
Снег мягко хрустит под ногами. Под ногами мягко хрустит снег. Снег под ногами мягко хрустит.
Подсказка: если вы поставили правильные ответы, то они закрепятся рядом с вопросами.
Правильный ответ:
Что мягко хрустит под ногами? Под ногами мягко хрустит снег.
Где мягко хрустит снег? Снег мягко хрустит под ногами.
Как снег хрустит под ногами? Снег под ногами мягко хрустит.