Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 3.
Тема: Виды речи. Речь и её назначение.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.
Задачи:
- Вспомнить виды речи.
- Порассуждать о значении речи в жизни человека.
- Повторить некоторые правила русского языка
Результаты:
- Узнаем о статусе русского языка в мире.
- Вспомним виды речи.
- Выучим правила устной и письменной речи.
- Порассуждаем о значении речи в жизни человека
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте повторим!
Язык — это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Язык нужен людям для:
- Общения
- Сохранения и накопления информации
- Выражения чувств и эмоций
Речь — это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Речь бывает устная и письменная.
Особенности устной речи:
- Более простая, предложения короткие
- Некоторые слова заменяются жестами
- Яркая, эмоциональная
Для устной речи важно:
- правильно произносить звуки, слова, предложения;
- соблюдать интонацию и ударение.
Особенности письменной речи:
- Строгие правила и сложные выражения
Больше времени для построения высказывания.
Правила письменной речи:
- как связываются предложения в тексте
- какие знаки препинания ставятся в конце предложения
- какой порядок слов должен быть в предложении
- как правильно оформить слово с точки зрения орфографии
Давайте вспомним, что значит хорошая речь.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)
От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Перед вами громадина – русский язык! Наслаждение зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
- Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?
Интересные факты о русском языке:
- Большинство слов с буквой Ф в русском языке заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
- В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство людей помнит только йод, йогу, йогурт и Йошкар-Олу.
- В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
- Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее, кривошеее-, короткошеее
- Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*
Слова «речь» и «язык» имеют несколько значений. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре.
Перейдите по ссылке: https://dic.academic.ru/ -> введи слово в поле поиска -> выберите нужный словарь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?
Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.
Картинки:
_______________________________________
Татары
_______________________________________
Осетины
_______________________________________
Буряты
_______________________________________
Русские
Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:
Пожалуйста!
Ну-ка!
Быстро дай!
Спасибо!
Закрой рот!
Здравствуйте!
Извините!
Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:
Ты ездий
Вы ездийте
Вы поезжайте
Ты езди
Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре
- Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
- Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
- Беги на стадион. – Бежи на стадион.
Задание 5. Как правильно сказать?
- Я уже ела сегодня.
- Я уже кушала сегодня.
Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.
- Губы заговаривать
- Беречь как зеницу глаза
- Держать уши востро
- Делать из комара слона
Задание 7. У слова «речь» несколько значений. В каком значении слово «речь» использовано в предложениях? Соотнесите предложения и значения.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. |
|
Задание 8. Слово “язык” многозначное. В каком значении слово «язык» использовано в диалоге из рассказа М. Горького?
– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Список значений:
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
- Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
- Речь, способность говорить.
- Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
- Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
- Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях).
- Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).
Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:
- С другом ___________________________
- С продавцом в магазине ___________________________
Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
- Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
- Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
- Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
- Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?
Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.
1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.
2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.
4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.
Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский
Что в русском языке вызывает восхищение автора?
Напишите ответ на это вопрос.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:
А) выразительная
Б) неграмотная
В) невнятная
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
А) ни в зуб ногой
Б) собаку съел
В) спустя рукава
- Составьте предложение из слов:
небу, низкие, по, тучи, ползли.
Вариант 2.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:
А) Неразборчивая
Б) Грамотная
В) Связная
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …
А) сломя голову
Б) спустя рукава
В) не покладая рук
- Составьте предложение из слов:
в, плавали, жёлтые, лужах, листья
ТЕЗАУРУС
Язык — это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Речь — это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык — буряты
Задание 2.
Пожалуйста!
Ну-ка!
Быстро дай!
Спасибо!
Закрой рот!
Здравствуйте!
Извините!
Задание 3.
Вы поезжайте
Ты езди
Задание 4.
Ты положи книгу.
Кладите вещи на место.
Беги на стадион.
Задание 5.
- Я уже ела сегодня.
Задание 6.
1 – зубы, 2 – ока, 3 – ухо, 4 — мухи
Задание 7.
1-5, 2-4, 3-1, 4-3, 5-2, 6-5
Задание 8.
1-2, 2-5
Задание 9.
- Привет/Здорово
- Здравствуйте/Добрый день/Добрый вечер
Задание 10.
Зарубить (себе) на носу
(Писать) как курица лапой
Считать ворон/Ворон считать
Задание 11.
2, 4, 1, 3
Задание 12.
ШЬЁТ/шьёт
Контрольный модуль
В-1
1. А
2. Б
3. По небу ползли низкие тучи.
В-2
1. А
2. В
3. В лужах плавали жёлтые листья.