Нет тэгов
Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 4
Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Правила правописания букв и, у, а после шипящих.
- Правила правописания разделительных ъ и ь.
Тезаурус
Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.
Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.
Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 27-29.
Дополнительная литература:
- Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с.46-49.
Открытые электронные ресурсы:
- Сайт «Культура русской речи» – URL: www.gramma.ru (Дата обращения 21.06.2019);
- Информационно-образовательный портал Грамота.ру – URL:http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 15.06.2019);
- Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (Дата обращения 15.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке существуют традиционные написания. К таким, например, относятся сочетания жи – ши (раньше согласные звуки, обозначенные указанными буквами, были мягкими), ча – ща, чу – щу. Эти сочетания надо запомнить и писать в словах только так: чудо, щавель, машина, чаща, роща, жизнь, щука.
В этом правиле есть исключения. В некоторых иноязычных словах пишется буква ю: жюри, парашют, брошюра. Эти слова французские. Жюри (от фр. jury) – группа знающих лиц, избранных для присуждения наград. Конкурсанты с нетерпением ждали решения жюри. Брошюра (от фр. brocher – скалывать, сшивать) – небольшого объёма тоненькая книжка в мягкой бумажной обложке. В этой брошюре даётся описание приусадебных парков. Парашют (от фр. para – против, chute – падение) – устройство для замедления скорости падения в воздухе каких-либо предметов. Юрий Алексеевич Гагарин приземлился на парашюте.
В иноязычных именах собственных буквы я, ю тоже иногда пишутся, например: Жюль Верн (французский писатель), М. К. Чюрлёнис (литовский художник, композитор), Ф. М. Мкртчян (актёр).
Буква ы после шипящих не пишется никогда!
Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются в корне (чайник), в суффиксе (блинчатый), на стыке корня и суффикса (ищущий), на стыке корня и окончания (дача).
Чтобы не ошибиться в написании гласной после шипящей, нужно:
- Определить нужную орфограмму.
- Вспомнить, является ли слово исключением. В словах жюри, брошюра, парашют писать ю.
- Если слово является иноязычным именем собственным, обратиться к словарю.
- В остальных случаях писать гласные и, у, а.
Нужно быть внимательным, чтобы не перепутать орфограмму «Правописание букв и, у, а после шипящих» с другими орфограммами. Например, в слове площадка пишем букву а, так как после шипящих ж, ш, ч, щ пишутся гласные и, у, а (не пишутся ы, ю, я). А вот в слове лошадь нужно увидеть орфограмму «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (лошадь – лошадка). Правописание слова шоколад необходимо запомнить.
Вспомним, при каких условиях пишутся разделительные мягкий знак и твёрдый знак. Чтобы обозначить звук [й’], «спрятанный» в буквах е, ё, ю, я (иногда и), используются буквы твёрдый знак и мягкий знак. Твёрдый знак пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. Мягкий знак употребляется во всех остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я, и.
Прочитаем предложение: Уля пошла проверять ульи. Прислушаемся к словам Уля и ульи. В слове ульи слышится звук [й’]: [ул’й’и], а в слове Уля [ул’а] звука [й’] нет. Значит, в слове ульи пишем разделительный знак. Какой? Орфограмма находится в корне, после согласного [л’], поэтому выбираем разделительный мягкий знак: ульи.
В слове объезд тоже слышится звук [й’]: об[й’э]зд. Орфограмма находится после приставки на согласный (об-), перед буквой е, значит, пишем разделительный твёрдый знак.
Послушаем слово сэкономить. Надо ли писать в этом слове разделительный твёрдый знак? Рассуждаем: орфограмма находится после приставки на согласный, но перед буквой э. Звука [й’] в слове нет. Следовательно, в этом слове нет и разделительного твёрдого знака.
В слове поём слышится звук [й’]: по[й’о]м. Орфограмма находится после приставки, которая оканчивается на гласный звук, следовательно, разделительный твёрдый знак не пишется.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Множественный выбор
Выберите, в каких рядах во всех словах пишется буква у
А) Брош_ра, щ_ка, щ_рился;
Б) параш_т, ч_до, ж_ри;
В) ч_довище, ч_дак, ч_лан;
Г) схвач_, ч_вства, доч_рка.
Разбор задания. В словах-исключениях пишется ю: жюри, брошюра, парашют, поэтому строки А, Б не подходят. В остальных строках (В, Г) пишутся сочетания чу или щу. Ответ: В, Г.
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Вставьте, если это необходимо, на месте пропусков разделительные Ъ или Ь
Вечером мы в_ехали в деревню. Поля заросли бур_яном. Мы преодолели крутой под_ём и увидели закат солнца. Глаза наши с_узились от света.
Разбор задания. Рассуждаем: в_ехали – в слове есть [й’], буква е стоит после приставки на согласный, следовательно, вставляем ъ; бур_яном – в слове есть [й’], орфограмма в корне, после согласного и перед буквой я, значит, пишем ь; под_ём – в слове есть [й’], орфограмма после приставки на согласный, перед буквой ё, следовательно, вставляем ъ; с_узились – в слове нет [й’], орфограмма после приставки на согласный, но перед буквой у, значит здесь нет ни ъ, ни ь.
Ответ:
Вечером мы въехали в деревню. Поля заросли бурьяном. Мы преодолели крутой подъём и увидели закат солнца. Глаза наши с_узились (сузились) от света.