Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 4.
Тема: Понятие о предложении.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – вспомнить понятие предложения.
Задачи:
- Определить признаки предложения.
- Научиться выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
- Потренироваться составлять предложения по рисунку и схеме.
- Научиться выделять главную мысль текста.
Результаты:
- Узнаем, что такое предложение, а что предложением не является.
- Научимся выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
- Попробуем составить предложения по рисунку и схемам.
ТЕЗАУРУС
Предложения по цели высказывания бывают:
- Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
- Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка?
- Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!
А по интонации:
- Восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
- Невосклицательные: Папа позвонил.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое предложение?
У нас есть слова: стол, книга, лежит, на. Мы можем их прочитать. Но если мы не составим их в правильном порядке и не изменим формы слов, чтобы каждое выполняло свою функцию, то получится бессмыслица.
Используя эти слова, можно составить предложения, выражающие абсолютно разные мысли:
Книга лежит на столе.
Книга лежит на столе?
На столе лежит книга?
Книга лежит на столе?!
Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
В устной речи мы отделяем предложения друг от друга с помощью интонации, а на письме используем знаки препинания: точку, восклицательный знак, вопросительный знак многоточие.
Вспомните правила написания предложений:
1. С какой буквы пишется первое слов в предложении?
2. Какие знаки ставятся в конце предложения?
По щелчку появляются ответы:
- С заглавной.
- Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*
Распределите термины по категориям:
Восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное, невосклицательное
Предложения по цели высказывания | Предложения по интонации |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Прочитайте стихотворение. Что вы представили, читая этот текст.
Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою —
Да крыльев лететь не дает!..
Какая картинка больше подходит к стихотворению? Почему?
Задание 2. Составьте предложение и слов:
- Звезды, ярко, осень, светят
- Полил, гром, и, раздался, дождь, удар
Не забудьте, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце нужно поставить знак препинания.
Задание 3. Соедините части предложения:
| 1.не очень холодная 2. нужно сделать домашнее задание 3. нужно сходить по ягоды |
Задание 4. Дополните предложения, словами, изображёнными на картинках:
- В наших лесах растут _______________________________________________. , .
- На наших полях растут________________________________________________. , .,
Мы ехали широкой ровной дорогой наступал вечер нам на встречу шли с работы люди прогремел грузовик в поле пела военная труба за лесом гудел тяжелый паровоз
Задание 6. Подберите схемы к предложениям.1.
2.
3.
- Наступила весна
- Ветер принес облака, и пошел сильный дождь
- Я люблю шоколад
Задание 7. Расставьте знаки препинания в конце предложения в диалогах:
— Тепло ли тебе, девица
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка
— Тепло ли тебе, девица
— Ой, руки, ноги отмерзли Уйди, Морозко
Из какой сказки эти диалоги?
Задание 8.
Из всех предложений выберете только пословицы.
- Дарёному коню в зубы не смотрят
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей
- В гору идти трудно
- Не гуляй ночью по лесу — заблудишься
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь. Не забудьте, что предложение начинается с Большой буквы, а в конце ставится знак препинания.
Первого сентября дети идут в школу.
Задание 10. Соедините части предложений:
1.Мойте руки 2. Солнце садится 3. Сядьте 4. Какой сегодня | 1. на западе. 2. день недели? 3. перед едой. 4. прямо! |
Задание 11. Определите границы предложений, расставьте знаки препинания. Перепишите текст.
Осень в лесу
Вы бывали в осеннем лесу как красив осенний лес берёзки надели золотые платья листья клёна разрумянились сосны и ели остались зелёными пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами а сколько грибов в лесу быстрей идём за грибами
Задания 12* Найдите ошибки в этом предложениях. Перепишите правильно.
- пусть будет мир во всем мире
- в корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой картошкой и вишней
- куда делся мой апельсин
Задание 12* Составьте небольшой текст по этой картине. Озаглавьте его.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Какая запись не является предложением?
А) В лесу созрела малина.
Б) На дерево села птица.
В) Листья падать дерево осень
2. Сколько предложений в тексте?
Весной солнце поднимается высоко дни становятся длиннее становится теплее птицы прилетают из тёплых стран
А) 4
Б) 3
В) 5
3. В каком предложении ошибка?
А) Во сколько сегодня закончатся уроки
Б) Вера, дай карандаш.
В) К вечеру похолодало.
Вариант 2.
1. Какая запись не является предложением?
А) На даче расцвели розы.
Б) Весна прилетать птицы.
В) Машина припаркована возле дома.
2. Сколько предложений в тексте?
Солнце садится небо окрашивается алым лучи солнца пробиваются сквозь облака
А) 2
Б) 3
В) 4
3. В каком предложении ошибка?
А) Зимой солнце садится рано.
Б) Который час
В) Давайте пойдём в кино!
ЗАПОМНИТЕ!
Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 2.
- Осенью звезды светят ярко./Звёзды ярко светят осенью./Осенью ярко светят звёзды.
- Раздался удар грома, и полил дождь (запятая не учитывается)
Задание 3.
1-2, 2-3, 3-1
Задание 4.
- Ягоды/а, орех(и)/шишки, грибы
- Пшеница, картофель/картошка, арбузы.
Задание 5.
Мы ехали широкой ровной дорогой. Наступал вечер. Нам навстречу шли с работы люди. Прогремел грузовик. В поле пела военная труба. За лесом гудел тяжелый паровоз.
Задание 6.
1-3, 2-2, 3-2
Задание 7.
Тепло ли тебе, девица?
Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Тепло ли тебе, девица?
Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко!
Задание 8.
1, 2
Задание 9.
1-3, 2-1, 3-4, 4-2
Задание 10.
Осень в лесу.
Вы бывали в осеннем лесу? Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Быстрей идём за грибами!
Задание 11.
- Пусть будет мир во всем мире./!
- В корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой, картошкой и вишней.
- Куда делся мой апельсин?
Контрольный модуль
В-1
1. В
2. А
3. А
В-2
1. Б
2. Б
3. Б