Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 40. Коллективное сочинение по картине З. Е. Серебряковой
«За обедом»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Творчество художницы З. Е. Серебряковой.
2) Анализ содержания картины «За обедом».
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на данное начало и ключевые слова.
Глоссарий по теме
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
Сюжет картины – это перечисление происходящего действия, определение того, что изображено, на какую тему.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Толковый словарь – это словарь, в котором можно узнать лексические значения слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 87.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
В каждой семье есть свои традиции, которые определяют поведение в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой тоже были свои традиции. Каждый день вся семья собиралась за обеденным столом. Сегодня мы познакомимся с одной из самых знаменитых картин З. Е. Серебряковой «За обедом».
Рассмотрите картину внимательно.
За обеденным столом сидят трое ребятишек. Известно, что это дети художницы: Женя, младший Шурик и девочка Тата. На столе стоит графин, жёлтый кувшин, суповая миска с бульоном, на тарелке лежит печенье. Стол накрыт к обеду. Старший мальчик — Женя взял в руки стакан с водой. Он опустил глаза, как будто о чём-то задумался. Шурик держит в руке ложку, он приготовился есть бульон. Девочка Тата, одетая в красивый белый фартук, положила руку на тарелку. Младшие дети внимательно смотрят на нас, как будто их кто-то позвал.
Рядом с детьми стоит женщина. Она разливает бульон из суповой миски. Мы не видим её лица. Мы видим только её руки и чувствуем, с какой заботой и нежностью она это делает. Недалеко от суповой миски стоит тарелка с румяными булочками. Вся картина наполнена нежностью и любовью. Мы чувствуем, что в семье царит доброта и уют.
Нам предстоит составить текст-описание по картине. Составить его нам помогут вопросы и опорные слова. Используя их, составьте рассказ.
Вспомните, текст состоит из трёх частей. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и рассказать о том, что мы видим на ней. В основной части мы описываем детей, убранство стола. В заключительной части поделимся своими впечатлениями о картине. Подумаем: «Чем заинтересовало нас это полотно?» Текст можно закончить так: «Мне очень понравилась эта картина. Она наполнена нежностью и любовью.»
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Жанры живописи.
Соотнесите картинку с жанром изобразительного искусства.
пейзаж натюрморт портрет
Подсказка: если вы поставите слово правильно, то оно закрепится на картине.
Правильный ответ:
натюрморт портрет пейзаж
Задание. Описание картины.
Выберите подходящие по смыслу слова.
1) На столе стоит жёлтый (графин, кувшин, стакан) и (графин, кувшин, стакан) с водой.
2) Женя держит в руках (стакан, ложку, вилку).
3) Женщина наливает бульон из красивой суповой (чашки, тарелки, миски).
4) Рядом на тарелке лежат румяные (булочки, пирожки, ватрушки).
Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.
Правильный ответ:
1) На столе стоит жёлтый кувшин и графин с водой.
2) Женя держит в руках стакан.
3) Женщина наливает бульон из красивой суповой миски.
4) Рядом на тарелке лежат румяные булочки.