Конспект
Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Изложение.
В каких ситуациях нужны знания по оформлению предложений с чужой речью?
Оформляя цитаты в сочинениях и изложениях, мы сталкиваемся с пунктуационными затруднениями. Мы часто задаёмся вопросами: как цитата оформляется? Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? В какой речи – научной или художественной – чаще употребляются цитаты, а в какой – диалог?
Цитата – точная выдержка из высказываний или сочинений кого-либо, приводимая для подкрепления и пояснения речи.
Цитаты выделяются кавычками. Но из этого правила существует исключение – при цитировании стихов с соблюдением стихотворной строки кавычки не ставятся.
Первый способ цитирования – предложение с прямой речью, которое оформляется по пунктуационным правилам прямой речи:
«Горек чужой хлеб», — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (А. Пушкин).
Второй способ цитирования – предложение с вводным словом или вводным предложением. Цитатой является предложение без вводного слова:
Как пишет биограф поэта, это была женщина «умная и тактичная, полная душевной мягкости и доброты» (В. Афанасьев).
Цитата может быть оформлена в форме сложноподчинённого предложения (цитата входит в состав придаточной части):
В одном месте у А. И. Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза».
На этом уроке:			
• установим порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью;			
• научимся проводить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью;			
• сможем использовать умения при построении текста.
Основное содержание урока			
Предложения с прямой речью включают в себя и прямую речь, которая является самостоятельным предложением, и слова автора. Слова автора могут стоять и перед, и после прямой речи или разрывать её.			
Прямую речь всегда можно заменить косвенной.
Косвенной речью называется чужая речь, предаваемая с сохранением её содержания, но с изменением формы.
По форме предложение с косвенной речью является сложноподчинённым, в котором слова автора представлены в главной части, а придаточное изъяснительное – это чужая речь:
Лесков говорил, что любую вещь надо писать вдоль, а потом поперёк (Ю. Нагибин)
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью:
«Язык, — писал лингвист Т. П. Ломтев, — представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь».
Проведём устный синтаксический разбор. Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь и писал лингвист Т. П. Ломтев. Часть писал лингвист Т. П. Ломтев комментирующая. Произносится с убедительной, утверждающей интонацией. В части Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь буквально, точно воспроизводится чужая речь. Произносится спокойно. Комментирующая часть разрывает чужую речь, что позволяет с особым интонационным выделением произнести первое слово в предложении, сделать паузу – язык.
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью. Рассуждаем так: в конце предложения стоит знак завершения – точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. Комментирующая часть стоит в середине чужой речи. Поэтому ставятся сочетающиеся знаки – запятая и тире.
Грамотное оформление цитат – свидетельство высокой культуры письменной речи.
Проанализируем текст. 
Подготовимся к выполнению последующих заданий и написанию изложения.
Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Установите цитаты. С какой целью они введены в текст? На основе этого текста выполните задания из тренировочного модуля.
(1) Жизнь – движение. (2) Именно этот образ прежде всего и отразился во фразеологии: пройти жизнь с кем-то, чей-то век прошёл, идти по дороге жизни, выйти на широкую дорогу… 				(3) Фразеологизмы показывают, что жизнь представляется в русской фразеологии в образе дороги, пути, колеи – выйти из колеи, вернуть в свою колею и т.п.				(4) Как свидетельствуют устойчивые выражения, для каждого в жизни определяется своя дорога: идти своей дорогой, своим путём, сбиться с пути.				(5) Переходить дорогу человеку нельзя, это нехорошо. (6) Отсюда и суеверный запрет: нельзя переходить идущему дорогу, иначе ему не будет пути: 				
«Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обыкновенно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы – боже сохрани – какая-нибудь баба не перешла дороги» (Д. Мамин-Сибиряк).				
(7) С таким запретом соотносятся различные фразеологизмы, которые объединяется общее значение – «создавать кому-то препятствие в жизни», «становится на жизненном пути кого-то, мешать в достижении цели»:				
— Я не обвиняю вас, а только прошу не становиться мне беспрестанно поперёк дороги (А. Писемский. Тысяча душ).				
— Знаю, Кутов чем-то на вашей дороге стал» (К. Тренёв. Любовь Яровая).				
(8) И ещё один образ человеческой жизни, тоже представленный в русской фразеологии. (9) Его нетрудно усмотреть в выражениях «жизнь оборвалась», «жизнь тянется», «время тянется», «нить жизни».				(10) Образ нити использован и в ряде фразеологизмов:				
«Лопнула, порвалась нить дружбы, связывавшая их с детских лет» (В. Липатов. Стрежень).				
(11) Здесь он имеет значение связующего между людьми. (12) В качестве основы жизни образ нити не раз обыгрывался и в художественных текстах писателей. (По Ю. Гвоздарёву)
Ключевые слова:			
прямая речь, косвенная речь, слова автора, цитата.
Основное понятие:
Чужая речь – высказывания других лиц – на письме может быть выражена четырьмя способами:			
– предложениями с прямой речью, которые передают чужую речь, сохраняя её содержание и форму;			
– предложениями с косвенной речью, которые передают чужую без сохранения особенностей речи говорящего;			
– предложениями с вводными словами или предложениями, указывающими, что содержание предложения – чужая речь;			
– предложениями с дополнениями, называющими тему чужой речи.
Разбор типового тренировочного задания
В каких предложениях использовано цитирование?
Алгоритм выполнения задания:			
1)	вернитесь к содержанию анализируемого текста;			
2)	установите, в каких элементах текста содержится точная выдержка из художественных произведений, приводимые для подкрепления и пояснения языкового факта;			
3)	установите способ цитирования;			
4)	запишите номера предложений из текста с цитатами.
Ответ: 6, 7, 10.
Разбор типового контрольного задания			
Найдите предложение пунктуационной ошибкой:			
1)	Э. Хемингуэй в одной из своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».			
2)	По словам Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».			
3)	У интеллигента не биография, а список прочитанных книг» – считал О. Э. Мандельштам.			
4)	 Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».
Алгоритм выполнения задания:			
1)	прочитать предложения;			
2)	определить грамматические основы;			
3)	установить наличие цитаты;			
4)	определить правильность расстановки знаков препинания;			
5)	указать номер предложения с неверно расставленными знаками препинания при цитировании.
Ответ: 3.



 Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.