Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 53. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Цель:
познакомиться с числом глагола.
Задачи:
научиться различать глаголы в единственном и множественном числе;
наблюдать за ролью глаголов речи.
На уроке
мы узнаем:
что глаголы изменяются по числам;
мы научимся:
определять число глаголов;
мы сможем:
сформулировать план определения числа глаголов.
Тезаурус
Непарные мягкие шипящие звуки – это звуки ч’ и щ’;
Орфоэпический словарь – это словарь произношений слов русского языка.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4 – 7.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С.3-6.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 29 — 34.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 42 — 43.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 39.
Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.48-49.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7 – 13.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 56-59.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Так часто бывает, что самые простые и скучные на первый взгляд вещи оказываются интересными и захватывающими. Вот, например, алфавит. «Что в нем удивительного? Буквы поставили в ряд – и все!»- скажете вы. А между тем, если присмотреться, то алфавит очень похож на театральную труппу! Каждая буква – актёр. И роли у них у всех разные – присмотритесь! Немая роль досталась твердому и мягкому знакам. А вот гласные чаруют пением. Согласные, которых в труппе больше всего, играют главные роли. Ведь любое слово по одним согласным узнать легче, чем по одним гласным. Например, сразу ясно, «шклд» – это «шоколад». А «ооа»?
В компании согласных букв некоторые играют две роли – обозначают твердый и мягкий звуки. Но есть шесть согласных, которым досталась только одна роль – обозначать или только твердый, или только мягкий согласный звук. Познакомимся поближе пока с двумя из них – Ч и Щ.
Эти буквы обозначают только мягкие звуки ч’ и щ’. Действительно, попробуйте произнести эти звуки без улыбки, чтобы «поймать» их твердую пару, и у вас ничего не получится! Поэтому и мягкому знаку – показателю мягкости — после букв Ч и Щ делать нечего: здесь для него нет роли!
В русском языке буквы Ч и Щ часто встают перед буквами Н и К. Иногда перед буквой Т. Из-за того, что Ч и Щ всегда обозначают мягкий звук, в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН после букв Ч и Щ мягкий знак не ставится – нет в этом никакого смысла.
Запомни! ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН – пиши без мягкого знака!
Это правило известно вам ещё с первого класса.
Некоторые из этих буквосочетаний характерны для определенной группы слов. Так ЧК встречается часто в уменьшительно-ласкательных формах слов. Например, синица – синиЧКа, таблица – таблиЧКа, курица- куроЧКа и так далее.
Буквосочетание ЧН нередко используется при образовании слов – признаков предметов. Например, сказка – сказоЧНый, рука – руЧНой, яблоко – яблоЧНый.
Буквосочетание ЩН встречается значительно реже, чем ЧК и ЧН. Но его всё же можно увидеть как словах, обозначающих предмет, так и в словах — признаках предметов. Например, в словах–предметах – помоЩНик, сообЩНик, моЩНость, суЩНость. В словах-признаках – овоЩНой, жилиЩНый, училиЩНый.
А вот буквосочетание ЧТ вообще встречается только в нескольких словах: поЧТа, маЧТа, меЧТа, ЧТение, поЧТи, соЧТи, ЧТо. И ещё, конечно, в образованных от них однокоренных словах. Например, ЧТение – ЧТец, проЧТи, поЧТа – поЧТовый, поЧТальон, меЧТа – меЧТатель, меЧТающий, соЧТи – уЧТи, выЧТи.
Буквы Ч и Щ настолько жизнерадостные актеры, что их улыбка — мягкость передается и стоящим рядом с ними другим согласным буквам: они в таком соседстве обозначают тоже звуки с «улыбкой» – мягкие согласные. «А как же мягкий знак – показатель мягкости? Это же его дело – указывать на мягкость согласных звуков», – скажете вы. И будете абсолютно правы. Это действительно его дело. Но не в этом случае. Мягкий знак иногда уступает свою роль буквам Ч и Щ. Тем более, что они с ней прекрасно справляются! В буквосочетаниях НЧ и НЩ мягкости букв Ч и Щ хватает для указания на мягкость звука н’, обозначенного буквой Н.
Буквосочетание НЧ, так же как и ЧК, часто встречается в словах в уменьшительно-ласкательной форме. Например, блин – блиНЧик, птенец – птеНЧик, конец – коНЧик, венец – веНЧик и другие.
Буквосочетание НЩ нередко можно встретить в словах, которые обозначают род занятий людей. Например, играет на барабане – барабаНЩик, участвует в гонках – гоНЩик, делает оценку товара – оцеНщик, работает в бане – баНЩик и так далее. Однако с этим буквосочетанием необходимо запомнить слово, в истории образования которого мы с тобой пока не будем разбираться, это слово жеНЩина.
Итак, запомните! В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ – мягкий знак НЕ пишем! Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, ЩН – это орфограммы.
В русском языке, как и во многих других языках, есть буквосочетания, произношение которых в словах не совпадает с написанием. Такие слова необходимо заучивать! Если вы уже учите английский язык, то, наверняка, встречался с такими буквосочетаниями. Однако, в русском языке таких буквосочетаний немного. Это — ЧТ и ЧН. И слов с этими буквосочетаниями, которые произносятся не так как пишутся, тоже немного. Вам необходимо выучить их произношение, чтобы не прослыть невеждой.
Нужно обязательно правильно произносить следующие слова с буквосочетанием ЧТ: пишем ЧТо – произносим што, пишем ЧТобы – произносим штобы. С буквосочетанием ЧН: пишем конеЧНо – произносим кан′эШна, пишем скуЧНо – произносим скуШна, пишем нароЧНо – произносим нароШна, пишем яиЧНица – произносим й’аиШн’ица, пишем сквореЧНик – произносим сквар’эШн’ик, пишем очеЧНик – произносим ач’эШн’ик.
Со многим из того, что представлено в этом уроке, вы уже знакомы. Но эти орфограммы настолько важны, что встретиться с ними ещё раз крайне полезно. Если вы хотите быть успешными учениками, то запомните народную мудрость: «Повторенье – мать ученья».
Примеры заданий и разбор их решений. Тренировочный модуль
Задание. Вставь пропущенные буквы.
Прочитайте текст. На место пропусков вставьте нужные буквы или буквосочетания.
- Улетела ласто__а за тридевя__ земе__.
- На солне__ой поляно__е моты__и и бабо__и лакомятся сладким соком с цветов.
- В лесо__е над ре__ой построена да__а. На да___е живёт небольшая соба___а.
Подсказка: Вспомните правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ. Проверь написание этих слов по орфографическому словарю.
Правильный ответ:
- Улетела ласточка за тридевять земель.
- На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов.
- В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живет небольшая собачка.
Задание. Зачеркни запись неверного произношения.
Зачеркните неверный вариант произношения слова.
Конечно – кан’эч’на, кан’эшна
Скучно – скуч’на, скушна
Чтобы – штобы, ч’тобы
Нарочно – нарошна, нароч’на
Яичница – й’аич’н’ица, й’аишн’ица
Скворечник — сквар’эшн’ик, сквар’эч’н’ик
Что – што, ч’то
Очечник – ач’эшн’ик, ач’эч’н’ик
Подсказка: Вспомните правила произношения буквосочетаний ЧН, ЧТ. Используйте для проверки орфоэпический словарь.
Правильный ответ:
Конечно – кан’эч’на, кан’эшна
Скучно – скуч’на, скушна
Чтобы – штобы, ч’тобы
Нарочно – нарошна, нароч’на
Яичница – й’аич’н’ица, й’аишн’ица
Скворечник — сквар’эшн’ик, сквар’эш’н’ик
Что – што, ч’то
Очечник – ач’эшн’ик, ач’эшн’ик