Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №53. Комбинированные задачи.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Простейшие текстовые задачи, задачи с округлением с избытком, задачи на проценты, прикладные задачи с экономическим и физическим содержанием
- Вероятность
- Тождественные преобразования
- Уравнения, неравенства, их системы, в том числе с параметрами
- Свойства функции, исследование свойств функции с помощью производной
Глоссарий по теме урока
Определение
Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.
Определение
Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому значению х соответствует единственное значение у.
х – независимая переменная, аргумент,
у — зависимая переменная, значение функции
Определение
Предел отношения приращения значений функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, называется производной функции в точке.
Теорема
если производная функции, дифференцируемой на промежутке, положительна, то функция возрастает на этом промежутке
Теорема
если производная функции, дифференцируемой на промежутке, отрицательна, то функция убывает на этом промежутке
Определение
Пусть n — число всех исходов опыта, которые образуют полную группу попарно несовместных и равновозможных событий, m – число благоприятных событию А исходов. Тогда вероятностью события А называется ![]()
Теорема
Вероятность суммы любых двух событий А и В равна сумме вероятностей этих событий без вероятности их совместного осуществления Р(А+В)=Р(А)+Р(В)-Р(АВ)
Теорема
Вероятность совместного появления независимых событий А и В равна произведению вероятностей этих событий Р(А⋅В)=Р(А)⋅Р(В)
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл.– М.: Просвещение, 2015. С. 271-307.
Дополнительная литература:
Ященко И. В. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М.: Издательство «Национальное образование», 2018. 256 с.
Открытые электронные ресурсы:
Образовательный портал “Решу ЕГЭ”. https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=177.
Открытый банк заданий ФИПИ, Математика, профильный уровень http://ege.fipi.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Разбор решения неравенства
Решить неравенство:
![]()
Решение:
Найдем область определения данного неравенства. Она определяется системой:
![]()
Область определения неравенства:
.
Решим неравенство методом интервалов.
Найдем корни числителя и знаменателя.
Корни числителя:
или ![]()
x+3=1 ![]()
x=-2 x=1
Корни знаменателя:
![]()
![]()
х=2
Расставим найденные точки на числовой прямой и определим знаки на каждом промежутке, выберем нужные промежутки со знаком +.
Нанесем область определения.
Запишем найденный ответ: ![]()
Ответ: ![]()
2. Разбор решения уравнения с параметром
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение
не имеет корней.
Разберем аналитический способ решения уравнения.
Данное уравнение (обозначим его (1)) равносильно системе
![]()
Уравнение (1) не имеет корней тогда и только тогда, когда не имеет решений полученная система. Это возможно в двух случаях:
1) квадратное уравнение (3) не имеет корней;
2) корни уравнения (3) не удовлетворяют условию (2).
Найдем все значения а, при которых выполним хотя бы один случай:
1) уравнение
не имеет коней, если D<0:
;
2) корни уравнения
меньше 1, если его больший корень меньше 1:

Объединяя множества значений а, найденные для обоих случаев, получим ![]()
Ответ:
.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Решите неравенство
![]()
Решение:
Решим неравенство методом интервалов, для начала перенесем 1 в правую часть
.
Представим
и приведем к общим знаменателям
.
Сделаем замену
![]()
Найдем корни числителя t=9
Найдем корни знаменателя t=1, t=10

t<1, t>10, t=9
Перейдем к исходной переменной
, ![]()
Основание показательных неравенств и уравнения больше единицы, значит, x<1, x> log310, x=2.
Ответ: (−∞, 0)∪{2}∪(log310, +∞)
2. При каких значениях параметра а система уравнений

имеет четыре решения?
Решение
Первое уравнение системы определяет две непересекающиеся (расстояние между центрами больше суммы радиусов) окружности с радиусами 3 и 1:
(2)
Следовательно, система будет иметь 4 решения в том и только том случае, когда прямая, определяемая вторым уравнением, имеет с каждой окружностью по 2 точки пересечения.
Выразим из второго уравнения y=ax- 4a- 2
и подставим в уравнения (2), получим квадратные уравнения:
(a2+1)x2-2(4a2+9a)x+(16a2+72a+72)=0 (3)
(a2+1)x2-2(4a2+5a+4)x+(16a2+40a+40)=0 (4)
Чтобы обеспечить 4 решения полученные квадратные уравнения должны иметь положительный дискриминант.
Для (3)
и для (4) ![]()
Решения неравенств
![]()
и
![]()
Пересечение полученных множеств дает искомое множество значений параметра а
.
Ответ: ![]()



Урок 53. Комбинированные задачи