Урок 55. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 55. Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

Цель:

  • освоить правописание в словах сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Задачи:

  • научиться различать непарные мягкие шипящие звуки; находить в словах буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
  • подбирать примеры слов с такими сочетаниями;
  • выполнить успешно упражнения в применении правила написания слов с буквосочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

На уроке

мы узнаем:

  • об особенностях буквосочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;

мы научимся:

  • различать непарные мягкие шипящие звуки;
  • находить в словах буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;

мы сможем:

  • применить правило написания слов с буквосочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Тезаурус

Непарные мягкие шипящие звуки – это звуки Ч’ и Щ’

Непарные твердые шипящие звуки – это звуки Ж и Ш

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10 – 15.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 7-9.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 29 — 34.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 44 — 45.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 38.

Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.50-54.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7 — 13.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 53-55.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Буквы. Буквы. Буквы. Самое величайшее изобретение человечества! Стоило только людям договориться, какими символами обозначить разнообразные звуки, как свершилось невероятное – стал видимым звучащий мир! Они поймали неуловимое – звук! С тех пор и слово мудреца, и трель соловья, и звенящая тишина солнечного зноя были запечатлены на бумаге.

Каждой букве отведена своя роль. Есть среди них такие трудолюбивые, что выполняют сразу две, а то и три функции. С четырьмя из них – Ч и Щ, Ж и Ш – мы сегодня познакомимся поближе.

В русском алфавите 21 буква обозначает согласные звуки. Из них 15 может обозначать как мягкий, так и твердый парный согласный звук. Например, буквой Б можно обозначить звуки Б и Б’. И только 6 букв обозначают по одному непарному согласному звуку: только твердый звук обозначают буквы Ж, Ш, Ц, только мягкий звук – Й, Ч, Щ.

Буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки, у которых нет твердого парного звука. Попробуй произнести звуки Ч и Щ без улыбки, с которой произносим все мягкие звуки, и у тебя ничего не получится!

В письменной речи эта особенность букв Ч и Щ имеет большое значение: мягкость звуков Ч и Щ не нужно показывать!

Вспомни! ЧА – ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Например, часы, роща, чулок, щука.

Буквы Ж и Ш, также как Ч и Щ, обозначают только по одному непарному согласному звуку, только твердому – Ж и Ш.

Тогда зачем в сочетаниях ЖИ и ШИ пишется буква И, которая указывает на мягкость предыдущего согласного звука? Чтобы объяснить это странное явление, нужно совершить историческое путешествие вглубь веков и перенестись почти на 900 лет назад! Тогда, в Древней Руси, звуки Ж и Ш имели мягкие пары. Попробуй-ка их произнести – Ж’ и Ш’. Странно звучит, не правда ли?

Более 700 лет назад из произношения в русском языке исчезают мягкие звуки Ж’ и Ш’, а привычка писать букву И после букв Ж и Ш осталась. Никто не стал переучивать писарей Древней Руси, иначе пришлось бы переписать все написанные вручную книги. Это было просто невозможно! Вот так и появилось самое известное правило русского языка.

Вспомни! ЖИ — ШИ пиши с буквой И.

Сегодня на уроке ты встретился с хорошо известными орфограммами: ЧА – ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. ЖИ — ШИ пиши с буквой И.

Теперь ты знаешь, что ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ пишутся так потому, что нет смысла указывать на мягкость согласных звуков Ч и Щ – у них нет твердой пары! А ЖИ – ШИ пишут так по привычке, которой почти 1000 лет.

Занимательные истории кроются за скучными правилами школьной орфографии, не правда ли?

Изучайте историю родного языка — и вам откроются удивительные тайны!

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Поставь слова в пропуски.

Выбери подходящие по смыслу слова. Заполни ими пропуски в тексте. Будь внимателен: не выбери слова с ошибками.

  1. Эта река была полноводной, а теперь __________ .
  2. Внимательный человек умеет многое _________ .
  3. Дятел может очень долго ___________ по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.
  4. Гостеприимный хозяин от всей души __________ гостей.
  5. Чтобы не беспокоить соседей в поздний ______ , музыка должна __________ тихо.
  6. _______________ бытовую технику нужно по инструкции.
  7. ______________ внимание на безударные гласные.
  8. Моя мечта — ______________ на тройке по зимнему лесу.

Слова для выбора: подключать, подключять, стучать, стучять, угощает, угощяет, обращай, обращяй, обмельчала, обмельчяла, подмечать, подмечять, промчаться, промчяться, звучать, звучять, час, чяс.

Подсказка: Вспомни правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ ЩУ. Будь внимателен: не выбери слова с ошибками.

Правильный ответ:

  1. Эта река была полноводной, а теперь обмельчала.
  2. Внимательный человек умеет многое подмечать.
  3. Дятел может очень долго стучать по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.
  4. Гостеприимный хозяин от всей души угощает гостей.
  5. Чтобы не беспокоить соседей в поздний час, музыка должна звучать тихо.
  6. Подключать бытовую технику нужно по инструкции.
  7. Обращай внимание на безударные гласные.
  8. Моя мечта — промчаться на тройке по зимнему лесу.

Задание. Запиши словосочетания.

Подбери к словам-названиям предметов слова, обозначающие признаки предметов. Запиши получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Слова — названия предметов: нора, погода, улица, поездки, школа, человек, вещи, сервиз, хвост.

Слова — признаки предметов: ч__ткий, ч__ж__е, ч__йный, щ__чий, мыш__ная, ш__рокая, ч__десная, ч__стые, нач__льная.

Подсказка: Вспомни правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ ЩУ.

Правильный ответ: Мышиная нора, чудесная погода, широкая улица, частые поездки, начальная школа, чуткий человек, чужие вещи, чайный сервиз, щучий хвост.