Конспект урока
Математика
5 класс
Урок №58
Законы сложения. Решение задач с использованием законов сложения
Перечень рассматриваемых вопросов:
– переместительный закон сложения;
– сочетательный закон сложения;
– решение задач на сложение дробей.
Тезаурус
Периметр – сумма длин всех сторон.
Сложение – это арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
Сумма дробей с общим знаменателем – это дробь, числитель которой равен сумме числителей, а знаменатель равен знаменателю данных дробей.
Обязательная литература:
1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС./ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 272.
Дополнительная литература:
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл./ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл./ И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы с вами познакомились с законами сложения: сочетательным и переместительным.
Переместительный закон сложения: от переменымест слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения: чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.
Сегодня на уроке мы рассмотрим несколько задач, в которых можно применить эти законы для упрощения вычислений.
Задача 1
Даша потратила всех денег, а потом ещё . Какую часть денег потратила Даша?
Решение: чтобы найти долю всех потраченных денег нужно сложить одиннадцать тридцать пятых и две пятых.
Ответ: Даша потратила все деньги.
Задача 2
Одна сторона прямоугольника равнам, другая – м. Найдите периметр прямоугольника.
Решение: чтобы найти периметр прямоугольника нужно сложить длины всех сторон:
Применим сочетательный закон сложения
Ответ: P = м.
Задача 3
Сторона равностороннего треугольника равна м. Найдите периметр треугольника.
Решение: так как треугольник равносторонний, то все три стороны его равны м.
Ответ: P = м.
Задача 4
В саду было собрано 12 кг яблок. часть урожая была съедена, а из части урожая было сварено яблочное варенье, оставшаяся часть была отдана друзьям. Сколько килограммов яблок было отдано друзьям?
Решение. Сделаем рисунок к задаче.
По рисунку хорошо видно, что друзьям отдано часть всех яблок. А всего яблок – 12 кг, значит:
12 : 4 = 3 (кг)
Ответ: 3 килограмма яблок отдали друзьям.
Задача 5
Для постройки дома наняты 3 рабочих. Первый мог бы один построить дом за 240 дней, второй – за 360 дней, третий – за 180 дней. Какую часть дома они построят, работая вместе?
Решение. Найдём скорость работы каждого рабочего: , , . Для нахождения общей скорости работы нужно сложить скорости работы каждого рабочего.
Сначала удобнее сложить дроби , получаем . Сокращаем на 3 и получаем.
У дробей и общий знаменатель 240. Получаем , сокращаем на 3 получаем: .
Ответ: часть дома рабочие построят за один день, если будут работать вместе.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1.Даша потратила всех денег, а потом ещё . Какую часть денег потратила Даша?
Решение: сложим части, которые показывают, сколько денег потрачено.
Ответ: Даша потратила частей всех денег.
№ 2.Сторона квадрата равна метра. Чему равен его периметр?
Решение. Мы помним, что периметр – эта сумма длин всех сторон. В квадрате стороны равны, значит, необходимо сложить четыре раза.
Ответ: Р = м.