Конспект урока
Математика, 3 класс. Урок № 59.
Алгоритм письменного сложения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как выполняется письменное сложение?
Как применять алгоритм письменного сложения?
Как использовать различные приёмы проверки правильности вычислений?
Глоссарий по теме:
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
— единицы называют единицами 1-го разряда
— десятки называют единицами 2-го разряда
— сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Сложение – арифметическое действие в математике, в результате которого два или более чисел объединяется в единое целое, оно обозначается знаком «+». Слагаемое, слагаемое, сумма – главные составляющие математического действия сложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. с. 71.
2. Волкова С. И. математика. Тесты. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 54-59.
3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 10-12.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите все картинки и подумайте, что их объединяет?
Вы правы, всё это можно складывать: детали танграма, самолётик из бумаги, салфетки, вещи, оригами.
При чём здесь математика? Спросите вы.
В любом из этих занятий можно достичь высокого мастерства.
Но для этого надо много тренироваться.
Конечно, мы не будем сегодня складывать вещи, кораблики или салфетки.
Но мы тоже будем складывать….
Мы продолжим оттачивать мастерство сложения трёхзначных чисел.
Не забывайте, в любом деле можно стать мастером.
Поверьте в себя и смело шагайте по лесенке успеха.
Посмотрите, как высоко вы уже взобрались.
Вы уже умеете читать и записывать числа от 1 до 1000, сравнивать эти числа, умеете представлять их, в виде суммы разрядных слагаемых, освоили приёмы устных вычислений, познакомились с приёмами письменного сложения и вычитания
Сегодня мы займёмся отработкой навыка письменного сложения.
При выполнении сложения в столбик главное – следовать строго по алгоритму!
Рассмотрим это на примере.
Найдём сумму чисел 567 и 254
1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
2. Складываем единицы: 7 + 4 = 11
1 пишем под единицами, а 1 дес. запомним и прибавим к десяткам.
3. Складываем все десятки: 6 + 5 + 1 = 12
2 пишем под десятками, а 1 сот. запомним и прибавим к сотням.
4. Складываем все сотни:
5 + 2 + 1 = 8
6 пишем под сотнями.
Ответ: 821
Обратите внимание!
Если при выполнении сложения в разряде появились единицы другого разряда, их надо запомнить и прибавить к следующему разряду
Когда пример решён, не будьте слишком самоуверенны.
Не поленитесь и выполните проверку.
Из суммы вычтите одно из слагаемых.
Получилось другое слагаемое?
Если «да» — Молодец!
Если «нет» — ищите ошибку!
Рассмотрим варианты проверки на примере, который уже решили.
Из суммы 821 вычтем первое слагаемое – 567.
1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
2. Вычитаем единицы.
Из 1 невозможно вычесть 7. Занимаем 1 десяток и ставим точку над двойкой.
1 дес. + 1 ед. = 11
11 — 7 = 4
4 пишем под единицами:
3. Вычитаем десятки.
Помним, что 1 десяток занимали. Десятков не два, а один.
Из 1дес. вычесть 6 дес. нельзя. Занимаем 1 сот.у 8 сот. и ставим точку над цифрой 8,
чтобы знать, что на 1 сотню осталось меньше.
Из 11дес. вычитаем 6 дес.
5 пишем под десятками.
4. Вычитаем сотни:
Помним, что одну сотню занимали,
Из 7 сотен вычитаем 5 сотен
2 пишем под сотнями.
Ответ: 254
Именно это число было вторым слагаемым. Значит, сложение выполнено, верно.
Мы уже убедились, что сложение выполнено верно и обычно этого достаточно.
Но убедимся, что и второй способ работает.
Из суммы 821 вычтем второе слагаемое – 254 .
1. Сначала запишем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.
2. Вычитаем единицы.
Из 1 невозможно вычесть 4. Занимаем 1 десяток и ставим точку над двойкой.
1 дес. + 1 ед. = 11
11 — 4 = 7
7 пишем под единицами:
3. Вычитаем десятки.
Помним, что 1 десяток занимали. Десятков не два, а один.
Из 1 дес. вычесть 5дес. нельзя. Занимаем 1 сот.у 8 сот. и ставим точку над цифрой 8,
чтобы знать, что на 1 сотню осталось меньше.
Из 11 дес. вычитаем 5дес.
6 пишем под десятками.
4. Вычитаем сотни:
Помним, что одну сотню занимали,
Из 7 сотен вычитаем 2 сотни
5 пишем под сотнями.
Ответ: 567
Именно это число было первым слагаемым.
Значит, сложение выполнено, верно.
Смело шагайте по лесенке и помните – дорогу осилит идущий.
Задания тренировочного модуля:
- Введите результат вычислений.
141 + 228 =
682 + 560 =
463 + 639 =
315 + 236 =
356 + 407 =
368 + 841 =
Правильные варианты ответов: 369, 1242, 1102, 551, 763, 1209.
2. Заполните пустые клетки таблицы.
Правильный вариант:
- Рассортируйте уравнения по способу решения:
Правильные ответы: