Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Поделиться:
Конспект урока

Математика

5 класс

Урок № 61

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Перечень рассматриваемых вопросов:

– применение правил сложения и вычитания дробей;

– выбор удобного способа решения конкретной задачи.

Тезаурус

Сложение – это арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех заданных числах вместе.

Сумма дробей с общим знаменателем – это дробь, числитель которой равен сумме числителей, а знаменатель равен знаменателю данных дробей.

Разность двух дробей – это дробь, которая в сумме с вычитаемой даёт уменьшаемое.

Разность двух дробей с общим знаменателем – это дробь с тем же знаменателем, числитель которой равен разности числителей уменьшаемого и вычитаемого.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. –М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках мы научились сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби.

Итак, обыкновенные дроби бывают правильными, когда числитель меньше знаменателя и неправильными, когда числитель больше или равен знаменателю.

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Давайте вспомним, как сравнить две дроби с общим знаменателем?

Чтобы сравнить две дроби, нужно ответить на вопрос, равны ли знаменатели. Если да, то из двух дробей с общим знаменателем больше та дробь, у которой числитель больше. Если нет, то нужно привести дроби к общему знаменателю, а затем сравнить числители.

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

А чтобы сложить дроби с разными знаменателями, их приводят к общему знаменателю двумя способами:

1. если знаменатели – взаимно простые числа, используем формулу:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

2. в противном случае – находим наименьший общий знаменатель и используем формулу:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Например, сложение дробей с разными знаменателями:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Рассмотрим пример сложения дробей с одинаковыми знаменателями:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Правила вычитания очень похожи на правила сложения: чтобы вычесть две дроби, нужно определить, равные или разные у них знаменатели. А затем использовать то правило вычитания дробей, которое подходит в данном случае.

Вычитание обыкновенных дробей

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Например, вычитание дробей с разными знаменателями:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Вычитание дробей с равными знаменателями:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Итак, мы повторили основные правила на сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Решение: сначала приведём дроби к общему знаменателю, а затем найдём их разность:

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Урок 61. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей»

Т. к. жена взяла 690 руб. получается, что 3 части из 10 есть 690 руб. Значит, в одной части:

690 руб. : 3 = 230 руб.

Всего же денег – 10 частей, значит:

230 руб. · 10 = 2300 руб. – всего денег.

Ответ: всего денег было 2300 руб.