Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Поделиться:
Конспект урока

Математика

5 класс

Урок № 62

Умножение натурального числа на дробь

Перечень рассматриваемых вопросов:

– произведение двух дробей;

– взаимно обратные дроби;

– умножение натурального числа на дробь.

Тезаурус

Произведение двух дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.

Взаимно обратные дроби – это дроби, произведение которых равно единице.

Обязательная литература

1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС./ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др.– М.: Просвещение, 2017, стр. 272.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Например,

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Можно ли умножить дробь на натуральное число n? Конечно, да! Натуральное число n можно представить в виде обыкновенной дроби n/1 и применить правило умножения дробей. Итак, чтобы умножить натуральное число на дробь, можно числитель дроби умножить на это натуральное число, а знаменатель оставить тот же.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Например:

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Вычислим произведение четырёх пятых и трёх. Умножение можно заменить сложением, то есть три раза сложить дробь четыре пятых. Применяем правило сложения обыкновенных дробей и получаем:

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Если произведение дробей равно единице, то такие дроби называют взаимно обратными.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Например,

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Дроби ¼ и 4/1 называются взаимно обратными.

Чтобы умножить простую и смешанную дробь, можно записать последнюю в виде неправильной дроби и выполнить умножение обыкновенных дробей.

Например,

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Перед возведением в степень смешанную дробь записывают в виде неправильной, и эту дробь возводят в степень.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Решим задачу: в равностороннем треугольнике длина стороны равна 4/7 м. Найдите периметр треугольника.

Решение. Как мы знаем, периметр – это сумма длин всех сторон. В треугольнике три стороны, а т. к. треугольник равносторонний – стороны равны. Получается, что сумму длин всех сторон можно представить как произведение натурального числа 3 на обыкновенную дробь

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№ 1. Вычислите значение выражения, результат запишите в виде смешанной дроби.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Переведём смешанные дроби в неправильные, после чего перемножим числители и знаменатели, а результат запишем в виде смешанной дроби. Получим:

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

№ 2. Вычислите значение произведения, результат сократите.

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Умножим числитель первой дроби на числитель второй дроби, знаменатели тоже перемножим. Получим:

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь

Ответ:

Урок 62. Умножение натурального числа на дробь